Обычно артиллерия «малых» народов является вещью мало кому известной и интересной. Между тем, среди подобных орудий хватает интересных образцов. Особенно интересно то, как подобные системы развивались. Часто так бывало, что за основу брался широко известный образец буксируемой артиллерии, который, по ходу эволюции, превращался во что-то своё. И далеко не каждый поймет, что же послужило для такой системы основой.
В Музее Техники Вадима Задорожного хватает интересных экспонатов, некоторые из которых не особо известны даже искушенным специалистам. В том числе есть здесь и испанские разработки. Одной из таких разработок является 105-мм гаубица Obús 105/26 modelo 1958 Reinosa. Орудие необычное, люди, которые его видят, обычно смотрят, удивляются, после чего идут дальше. Между тем, система действительно интересная. Она представляет особой пример того, как небольшая страна способна самостоятельно создать более-менее удачный образец артиллерии, взяв за основу систему другого государства.
Испания, надо сказать, была не то, чтобы искушенной на ниве артиллерийских систем. Орудия испанцы строили, но больше морские, основная их масса имела зарубежное происхождение. С буксируемыми системами получилась схожая ситуация. Не сильно богатая страна не могла себе позволить крупные производства, посему и орудия также имели зарубежное происхождение.
После Гражданской войны испанская армия имела разношерстный парк артиллерии. По вполне понятным причинам режим Франко тяготел к немецкой продукции, в числе которой были и 105-мм гаубицы leFH 18. Орудие вполне удачное, поставлялось в ряд стран. Правда, после начала Второй мировой войны экспортный поток заметно иссяк, поэтому испанцы могли рассчитывать на себя. Результатом стало то, что фирма La Naval, что в Рейносе, получила задание на разработку копии немецкого орудия.
Впрочем, полной копией гаубица, которая именовалась как Obús 105/26 modelo 1943, conctructora Naval (Reinosa), не была. Сходство с leFH было очевидным, но и длина ствола отличалась (испанская гаубица была чуть короче), и по деталям явно отличалась. Далее на свет появилась Obús 105/26 modelo 1948, с доработанными колесами. В общей сложности таких орудий изготовили 276 штук. Следующая модель, Obús 105/26 modelo 1950, также имела небольшие отличия.
Гораздо более интересной системой стала гаубица, которая именовалась как Obús 105/26 modelo 1950-53, conctructora Naval (Reinosa). Тот случай, когда дополнительные цифры скрывают за собой не небольшую доработку, а очень глубокую модернизацию. Система получила двухкамерный дульный тормоз, совершенно новый лафет, более низкий орудийный щит. Снизилась и масса орудия. Это, впрочем, нисколько не помешало испанским военным считать гаубицы обр.1950 и 1953 года скопом, всего их изготовили 264 штуки.
Орудие, находящееся в Музее Техники Вадима Задорожного, относится к самой поздней и массовой версии системы. В ней уже очень сложно определить исходник, но если приглядеться, то это всё же заметно. Например, дополнительный маховик для наводки орудия, находящийся с правой стороны. То же самое решение можно видеть и у leFH 18. Похожа и казенная часть орудия. Что явно идет в пользу испанской системе, так это невысокий силуэт. Этому способствует очень характерный орудийный щит, чья эволюция началась еще на Obús 105/26 modelo 1950. С немецким щитом не осталось ничего общего. Также совсем иначе решен вопрос колесного хода. Подобные колеса также появились сначала на Obús 105/26 modelo 1950.
Орудие получилось очень даже неплохим, оно вполне годилось и для стрельбы прямой наводкой. Что немаловажно, система получилась массовой, всего их изготовили порядка 800-850 штук. Часть продали в Доминиканскую республику (там они еще лет 5 назад стояли на вооружении(, что-то еще стоит как музейные экспонаты. Забавно, что сами испанцы позже поменяли данные системы на английские – L118.
Список источников:
-
-
- escala135.blogspot.com
- www.elgrancapitan.org
-
источник: https://dzen.ru/b/ZppWzl3lYm7dbSTr