Юрий Пашолок. ИС-2 — путешественник

16

Юрий Пашолок. ИС-2 - путешественник

Рассказ о тяжелом танке ИС-2, послужившем в Красной Армии, а после войны в немецкой армии

К моменту окончания Второй мировой войны сложилась ситуация, когда были созданы весьма удачные образцы бронетанковой техники. Некоторые из них считались уже не до конца удовлетворяющим требованиям современного поля боя, но не всё так просто. Военные частенько считали устаревшими те образцы вооружения и военной техники, которые только пошли в серию. Как показали дальнейшие события, якобы устаревшие боевые машины потом долгие десятилетия использовались и на полях сражений, и как учебная матчасть. Таких было много и в СССР, и за рубежом.

ИС-2 в Оверлоне, 2016 год

ИС-2 в Оверлоне, 2016 год

Одним из танков-долгожителей стал ИС-2. Самый массовый и удачный советский тяжелый танк Великой Отечественной войны прекратили выпускать в середине 1945 года. Тем не менее, он служил очень долго, причем не только в Советской Армии. ИС-2, а также ИС-2М служили в целом ряде стран, по миру их помотало изрядно. есть среди них и танк-путешественник. На момент съемок он находился в Нидерландах, а сейчас это единственный ИС-2 на территории США. Причем в ходовом виде.

Примерно так этот танк выглядел на момент сдачи в марте 1944 года

Примерно так этот танк выглядел на момент сдачи в марте 1944 года

Периодически можно слышать всякие индексы вроде «образец такого-то года». В случае с ИС-2 обычно используют индексы ИС-2 обр. 1943 года и ИС-2 обр.1944 года. Во-первых, такого не существовало в принципе, это придумано уже после войны (и не факт, что советскими военными). Во-вторых, ИС-2 менялся далеко не раз и не два, можно слегка устать индексы приделывать. Причем зачастую изменения носили довольно существенный характер. Окончательно танк сформировался только к началу 1945 года, а до того шли разные изменения.

По серийному номеру удалось определить, откуда танк

По серийному номеру удалось определить, откуда танк

Особенно существенными доработки были первые полгода производства — с декабря 1943 по май 1944 года. За это время произошло несколько серьёзных изменений, которые вполне заметны даже не специалисту. Наиболее существенным из них стала замена 122-мм орудия Д-25Т с поршневым затвором на модернизированную пушку, с клиновым затвором. Одновременно она получила новый дульный тормоз. И это было не единственное изменение. Менялась башня, как по форме, так и по деталям. Этому способствовало то, что весной 1944 года было два производителя корпусов и три производителя башен.

50-й Гв.ТТП. в ходе боёв за Берлин

50-й Гв.ТТП. в ходе боёв за Берлин

Если не принимать во внимание производителей корпусов и башен, то до введения спрямленного лобового листа корпуса (конец лета 1944 года) можно выделить минимум три основных конфигурации ИС-2. Это декабрь 1943 — февраль 1944 (пушка с поршневым затвором), февраль-май 1944 года (пушка с клиновым затвором и немного измененная башня) и май-август 1944 года (башня с шарнирным прицелом ТШ-17). И если первой конфигурации изготовили чуть более сотни танков, то второй уже минимум штук 300, а третьей — более 500.

А это ИС-2 из состава Немецкой Народной Армии. Возможно, один из этих танков - герой данного материала

А это ИС-2 из состава Немецкой Народной Армии. Возможно, один из этих танков — герой данного материала

Танк, который стал героем данного материала, был сдан в марте 1944 года. Он имеет серийный номер ИС-12240334 (4 — 1944, 03 — март, 34 — 34-я машина за месяц), он один из последних танков, имеющих серийный номер старого типа. Уже вскоре система нумерации изменилась. Вместо ИС-122 впереди стал идти номер 240 (Объект 240). Надо сказать, что март 1944 года стала для ЧКЗ крайне напряженным. Это был первый месяц, когда тяжелых танков сдали 100 штук. Дальше выпуск только рос, при этом выпуск Т-34 в Челябинске прекратили.

На постаменте в Дрездене

На постаменте в Дрездене

С технической точки зрения это, можно сказать, классический ИС-2 выпуска первой половины 1944 года. Корпус и башня у него производства завода №200, Челябинск. Для ранних челябинских корпусов характерна обработка лобового листа подбашенной коробки, причем от нее постепенно отказывались. Также на танке сохранились исходные поручни. В дальнейшем от них перешли к небольшим поручням, в данном случае их дополнительно приварили снизу, чтобы было удобно залезать десанту.

В 90-е годы танк купили за компьютер

В 90-е годы танк купили за компьютер

Благодаря тому, что сохранился серийный номер машины, удалось проследить ее судьбу. 6 апреля 1944 года из Челябинска уехал эшелон, на котором 21 танк отправился в адрес 50-го гвардейского тяжелого танкового полка. До того полк имел смешанный состав из английских пехотных танков Churchill и присланных для пополнения танков КВ-1с. На фронт он вернулся уже летом 1944 года, в составе 11-го танкового корпуса. В ходе летнего наступления полк понес тяжелые потери, но минимум два танка из его летнего состава всё еще здравствуют.

Спереди крепления запасных траков, появились они уже позже

Спереди крепления запасных траков, появились они уже позже

Увы, полностью боевой путь данного танка определить невозможно, но войну он пережил в целости и сохранности. Дальше началась мирная жизнь, но у танка с серийным номером ИС-12240334 всё было еще впереди. Надо сказать, что часть танков проходила первую волну модернизации еще во второй половине 40-х годов, но данная машина их прошла лишь частично. Например, крепления запасных траков перенесли вперед. Также меняли гусеничные ленты, возможно, не один раз.

В Оверлоне танк простоял до 2017 года

В Оверлоне танк простоял до 2017 года

Далее началась вторая волна модернизации, которая также оказалась частичной. В середине 50-х годов Немецкой Народной Армии передали 47 ИС-2. Шли машины самых разных годов выпуска и состояния. В том числе там оказались и ранние ИС-2, включая героя данного материала. К тому моменту танк прошел программу УКН (устранение конструктивных недостатков). В ходе нее заменили ходовую часть, поставили фару ФГ-10, внесли ряд других улучшений.

Ходовая часть модернизирована

Ходовая часть модернизирована

В связи с тем, что эти танки уже были не советские, дальнейшая их модернизация не проводилась. Далее эти танки потихоньку списывали, минимум пара оказалась на постаментах. Включая и данную машину. Она стояла на постаменте в Дрездене. Сейчас известно штук пять бывших ГДР-овских ИС-2. Из них всего один находится на музейном экспонировании (тоже в Дрездене), остальные ждут своего часа. Не считая нескольких бывших советских ИС-2М.

Кнопка вызова экипажа появилась на этом месте с марта 1944 года

Кнопка вызова экипажа появилась на этом месте с марта 1944 года

Далее начались лихие 90-е, ГДР-овское наследство стало не нужно… В результате танк оказался в Нидерландах, а именно в военном музее Оверлон. Купили его за компьютер, без шуток. К моменту покупки танк был в довольно скверном состоянии, да и в Оверлоне танки тоже требовали работ по реставрации. В любом случае, переезд его в Нидерланды стал скорее плюсом. Дело в том, что вряд ли бы им в Германии занимались, а вот шанс превратиться в гвозди вполне имелся.

Загадочные траки. Пока непонятно, кто их делал

Загадочные траки. Пока непонятно, кто их делал

В течение последующих двух с половиной десятилетий танк был, можно сказать, на передержке. Бюджета у музея для его реставрации не имелось, он постепенно приводил в порядок имеющиеся экспонаты. В общем, замаячили перспективы смены владельца танка. Было два варианта развития событий. Либо этот ИС-2 возвращался на историческую родину, где его вполне могли привести в ходовое состояния. Либо же танк уезжал дальше. В итоге случился второй сценарий. ИС-2 уехал в США.

В ходе реставрации силами Collings Foundation

В ходе реставрации силами Collings Foundation

Его новым домом стал American Heritage Museum, расположенный на территории Фонда Коллингсов в городе Стоу, штат Массачусетс. Здесь же теперь находится наиболее интересная часть коллекции покойного Жака Литтлфилда. Вообще подход у Collings Foundation существенно отличается от Литтлфилда. У него танки были что-то вроде больших моделек. Коллингсы же построили полноценный музей, с отличной экспозицией. И к танкам они относятся так же щепетильно, как к самолетам. До танков у них уже была мощная авиационная коллекция.

МТО теперь выглядит так

МТО теперь выглядит так

Насчет щепетильности подхода к бронетанковой техники — это не пустой звук. Танк полностью разобрали, а дальше начался долгий процесс реставрации. Наверное, когда маленький деревенский музей доберется до момента, когда будет возможность полностью перетрясти ИС-2М, он будет самым аутентичным. Но пока что наиболее аутентичным можно считать тот танк, что когда-то купили с постамента за компьютер. И да, он теперь в статусе ходовой машины.

Источник башенного 188. Подбирался под Берлин

Источник башенного 188. Подбирался под Берлин

Одним из интересных моментов является то, какие сейчас у этого танка маркировки. Сначала он занял место в музейной экспозиции пустым. Но потом появился башенный номер 188. Так вот, это не абстрактный номер, взятый из головы, а вполне осознанный выбор. Дело в том, что у 50-го гвардейского тяжелого танкового полка еще летом 1944 года появилась своя система нумерации танков. Когда встал вопрос выбора маркировок, была переписка с Робертом Коллингсом.

Внутри теперь всё богато

Внутри теперь всё богато

В итоге был выбран башенный 188, это один из танков, который сняли на улицах Берлина. Вряд ли это тот самый танк, что сейчас стоит в музее, но что он из 50-го ГвТТП — несомненно. Так или иначе, ИС-2 в American Heritage Museum находится на экспозиции, посвященной битве за Берлин. И в ней данный полк принял самое активное участие. Единственный ИС-2 в США показан в том виде, какими были его собратья по полку в 1944-45 годах.

Список источников:

      • ЦАМО РФ
      • tankist-31.livejournal.com
      • Collings Foundation
      • Архив автора
      • Reddit.com

источник: https://dzen.ru/a/Z8sUqDGWdRsdhfD1

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account