Юрий Пашолок. Художественное переобувание

18

Юрий Пашолок. Художественное переобувание

Операция по замене гусеничных лент на средних танках Т-34 и Т-34-85 из коллекции Музея отечественной военной истории

Как гласит одна поговорка, танки легкими не бывают. Многие операции, которые приходится проводить с ними, простыми не назовешь. Ничего удивительного тут нет, поскольку боевая масса танков ныне составляет несколько десятков тонн. Да и значительная часть бронетехники времен Великой Отечественной войны легкой совсем не была. Так что ее обслуживание требовало немалых усилий, в прямом смысле этого слова.

Смена гусеничных лент - рутинная, но не такая и легкая процедура

Смена гусеничных лент — рутинная, но не такая и легкая процедура

В Музее отечественной военной истории бронетанковая техника — не пустые коробки, а вполне рабочие машины. В их числе и танки семейства Т-34. Обе музейные 34-ки довольно часто используются в различных мероприятиях. При этом музейная мастерская самостоятельно производит их обслуживание. Одной из рутинных работ является смена гусеничных лент со штатных на парадные и наоборот. Про этот процесс и пойдет речь и данном материале.

Специальные "парадные" траки с резиновыми башмаками

Специальные «парадные» траки с резиновыми башмаками

Ходовая часть у Т-34, в ходе развития, прошла довольно долгий путь эволюции. Совсем недавно в музее появился Т-34, имеющий конфигурацию 1941 года (сам танк отправлен в войска в феврале 1942 года). На его примере хорошо видно, насколько отличается ходовая часть ранней машины от поздней. Касается это и траков. Ранние «лапти» Т-34 имеют не особо развитые грунтозацепы, что было проблемой.

Штатные гусеничные ленты ждут своего часа

Штатные гусеничные ленты ждут своего часа

По ходу эволюции конструкция трака менялась. Особенно это касается его рабочей поверхности. Для Т-34м в 1941 году разработали трак с характерными «шевронными» грунтозацепами. Таковые ставились на Т-34 выпуска завода №183, как в Харькове, так и после эвакуации в Нижний Тагил. Впрочем, далее появился трак с характерными грунтозацепами, который у моделистов, за характерную форму, получил прозвище «вафля».

Ослабление натяжителей ленивцев

Ослабление натяжителей ленивцев

Такие траки стали унифицированными, их ставили как на поздние Т-34, так и на Т-34-85, а также СУ-100. Трак вполне удачный, правда, с некоторыми особенностями. Одной из них является то, что данный трак весьма немилосердно «жует» асфальт. В этом можно было убедиться в июне 2020 года, когда состоялась первая репетиция Парада Победы. Вместо того, чтобы разгрузить Т-34-85 и СУ-100 в начале Тверской улицы, их отправили своим ходом с Пушкинской площади. Это шоу нескоро забудется.

На Т-34 и ранних Т-34-85, передние брызговики, перед снятием лент, требовалось снять

На Т-34 и ранних Т-34-85, передние брызговики, перед снятием лент, требовалось снять

На самом деле решение данной проблемы, как минимум с точки зрения парадных машин, решено. Не так давно были разработаны и изготовлены специальные гусеничные ленты для Т-34 с резиновыми башмаками. Их изготовили как минимум промышленную партию, то есть изделие вполне себе заводское. Тем не менее, на Параде Победы в Москве Т-34-85 продолжают греметь на своих штатных траках. Почему — вопрос. Возможно, что дело в брусчатке: резиновые подушки плоские, посему сцепление, особенно в условиях осадков, так себе.

У Т-34-85 ничего откручивать не надо

У Т-34-85 ничего откручивать не надо

Тем не менее, парадным тракам всё же нашлось применение. Их можно видеть на танках, которые эксплуатируются как минимум в двух музеях. А именно в Музее отечественной военной истории и Музее Техники Вадима Задорожного. В обоих случаях «парадные» гусеничные ленты используются только для праздничных мероприятий. Во-первых, ресурс у них не безграничный, во-вторых, с эстетической точки зрения танк в них явно проигрывает.

Сначала выбиваются пальцы траков в передней и задней части ленты

Сначала выбиваются пальцы траков в передней и задней части ленты

Казалось бы, в чем особая проблема поменять гусеницы? В теории может быть, на практике уже не всё так просто. Для начала, боевая масса танка составляет больше 30 тонн, просто так его не покатаешь. Кроме того, и сами траки совсем не пушинки. Холостой (без гребня) трак Т-34/Т-34-85 имеет массу 10 килограмм, рабочий (с гребнем) весит 12 килограмм. Так что тут надо либо много помощников, либо грамотная работа с механизацией. В Музее отечественной военной истории выбрали второй путь. Все операции проводятся усилиями трех сотрудников музейной мастерской.

Снять сегмент можно вручную, но на погрузчике проще

Снять сегмент можно вручную, но на погрузчике проще

Чтобы снять гусеничную ленту, для начала надо ослабить натяжение гусеницы. Порт натяжителя у Т-34 размещается на верхнем лобовом листе. Для того, чтобы до него добраться, сначала надо открутить пробку, прикрывающую порт. Кроме того, надо демонтировать передние брызговики, которые крепятся на болтах. Без этого есть немалый шанс их повредить. Безусловно, брызговики являются нужной вещью, но если надо поменять/натянуть гусеничную ленту, они мешают. Например, для выбивания пальцев во внутренней части брызговика есть специальное отверстие, прикрытое лючком.

Растягивание ленты под замену

Растягивание ленты под замену

Надо сказать, что о проблеме были в курсе, но как-то старались не замечать. Но в боевых условиях такая система передних крыльев мешала. В результате, уже на Т-34-85 (причем не сразу), появилась новая конструкция передних крыльев. Брызговики сделали откидными, что избавило от необходимости их откручивать целиком. На Т-44 и последующих советских танках брызговики снова стали гнутыми, но теперь они откидывались вверх.

В крыле Т-34 есть лючок для того, чтобы выбивать пальцы

В крыле Т-34 есть лючок для того, чтобы выбивать пальцы

Сама процедура замены может варьироваться. Тут уже всё зависит от количества задействованных в операции, а также их предпочтениях. Кто-то снимает ленту целиком, кто-то по частям. В случае с Музеем отечественной военной истории сначала отсоединяется верхняя ветвь гусеничной ленты. Далее, на погрузчике, она отвозится на склад, а перед танком ставится новая лента.

Лента надета, осталось только соединить

Лента надета, осталось только соединить

Процесс установки новой ленты также может варьироваться. В случае с Музеем отечественной военной истории используется самый простой из них. Перед танком ставится полная лента, которая временно крепится к оставшемуся сегменту. Далее танк заезжает на ленту, два сегмента (старый и новый) расцепляют, ветвь заводят на ведущее колесо, доводят до ленивца. Всё, дальше остается только стянуть края и поставить палец. Для этого есть стяжка, но в Падиково используют механизацию, не так аутентично, зато быстро.

Лента соединена, далее необходимо натянуть гусеницу

Лента соединена, далее необходимо натянуть гусеницу

Время, необходимое для полного процесса переобувания танка, может варьироваться. В боевой обстановке, естественно, всё происходит значительно быстрее, но в среднем надо от часа до полутора часов. Всё зависит от последовательности операции. В случае с музеем дополнительное время тратится на то, чтобы перевезти сегменты гусеничной ленты на склад.

Танк готов занять своё место в корпусе. Парадные ленты уехали на склад, дожидаться следующего Дня Победы

Танк готов занять своё место в корпусе. Парадные ленты уехали на склад, дожидаться следующего Дня Победы

Указанные операции проводятся в Музее отечественной военной истории минимум два раза в год — перед Днем Победы, а также после него. Танки уже заняли своё место в экспозиции, рядом с ними находится новинка — Т-34 выпуска 1941 года. О режиме работы музея можно узнать на сайте. Посещение бесплатное, в будние дни необходима запись на экскурсию. О том, что в Музее отечественной истории появилось из новинок, можно узнать из его соцсетей.

источник: https://dzen.ru/a/ZF8puUMdjCCZasE1

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account