Юрий Пашолок. Главный английский танк 1920-х

13
Юрий Пашолок. Главный английский танк 1920-х

Юрий Пашолок. Главный английский танк 1920-х

История Medium Tank Mk.II, самый удачный средний танк первого межвоенного десятилетия

Окончание Первой мировой войны оказалось скорее со знаком вопроса. Отсутствие жирной точки во всей это истории позднее имело далеко идущие последствия. В дальнейшем оно привело к процессам, которые привели к самой страшной войне в истории человечества. Кроме того, несколько неожиданное окончание войны стало причиной того, что не был получен однозначный вопрос, как именно надо развивать новый тип оружия — танки. На этот счет имелось несколько точек зрения. Помимо того, что немцы не успели массово запустить в серию свои танки (а у них имелись свои, местами оригинальные идеи), англичане с французами опоздали с танками нового поколения. Подход у них к 1919 году стал несколько отличаться. Особенно интересно выглядел «План 1919», разработанный полковником Джоном Фуллером, главным штабистом Королевского Танкового Корпуса. Он ставил на массированное применение скоростных средних танков, которые могли уходить в глубокий прорыв вражеских коммуникаций. Предлагавшийся им Medium Mark D оказался не совсем тем, что планировалось, но война куда быстрее привела бы к эволюции его в что-то более разумное. Но война кончилась, и то, что ранее развивалось считанные годы, растянулось на десятилетие.

Да, изначально это именно лёгкий танк

Да, изначально это именно лёгкий танк

Несмотря на то, что Medium Mark D оказался неудачным танком, он имел большое влияние на развитие мирового танкостроения. Она стал первым «маневренным» танком, как такие машины назвали у нас. В США, СССР и Германии этот танк стал образцом для подражания. Да и сами англичане смотрели на него как образец, тем более что Джон Фуллер никуда не делся. Вопрос в том, что далее развитие пошло по иному пути. Для начала, теперь главной силой в английском танкостроении стала Vickers Limited и сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор Vickers. Что еще интереснее, развитие английских средний танков пошло от боевых машин легкого класса. В 1921 году на свет появился Vickers Tank No.1, первый английский танк с башней. Машина также получилась неудачной, но опыт ее создания пригодился при создании нового танка. Изначально он создавался как легкий танк, но более известен как Medium Tank Mk.I. Это был первый английский серийный танк межвоенного периода, пошедший в серию.

А вот тут становится понятно, почему он стал средним. Габариты можете оценить сами

А вот тут становится понятно, почему он стал средним. Габариты можете оценить сами

Первая серия танка, более известного как Medium Tank Mk.I, была изготовлена в 1923 году. Для своего времени танк стал настоящим прорывом. Вместе с тем, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны. Набралось немалое количество претензий, касавшихся работы различных узлов танка. Это привело к проработке спецификации на вторую партию танка, появившейся в 1924 году. Вместе с тем, развитие темы шло по нескольким направлениям. Одним из них стала «большая модернизация», которая изначально получила индекс Light Tank Mk.II. Впрочем, и этот танк долго в легких не просидел. Во второй половине 20-х годов его переименовали в Medium Tank Mk.II. Он стал самым массовым средним танком 20-х годов, чья служба продолжалась полтора десятилетия.

Типичный танк первой серии, изготовлен в Вулидже. 58 штук - для 20-х годов огромный объем

Типичный танк первой серии, изготовлен в Вулидже. 58 штук — для 20-х годов огромный объем

Совершенно новым танком разработку Vickers Limited назвать сложно. Больше того, если вы не очень хорошо разбираетесь в танках, то можете легко перепутать один танк с другим. Разницы между ними было даже поменьше, чем между Tank Mark IV и Tank Mark V. У тех как минимум моторы были разными, не считая внешних отличий. Здесь же моторно-трансмиссионная группа осталась та же, как и броневая защита. В более поздний период сами же англичане перестали считать изменения на уровне отличий Medium Tank Mk.II от Mk.I основанием для смены индекса. Но это уже потом, а пока ситуация выглядела подобным образом. В 1924 году начались поставки второй серии Medium Tank Mk.I, а годом спустя пошла работа по сдаче первой серии Medium Tank Mk.II.

В боевом отделении Medium Tank Mk.II. Изнутри танк обшит асбестом

В боевом отделении Medium Tank Mk.II. Изнутри танк обшит асбестом

Корпус и ходовая часть сменщика Medium Tank Mk.I каких-то принципиальных изменений не претерпели. Более того, изначально на машины продолжали ставить траки No.9 link track, которые с самого начала являлись не лучшей идеей. Они получились довольно сложными в изготовлении, ресурс оказался не сильно высоким, а сцепные свойства на бездорожье низкими. Впрочем, даже в исходном виде ходовая часть Medium Tank Mk.II являлась первым внешним признаком, что перед вами другой танк. Дело в том, что элементы подвески прикрыли экранами. Идея правильная, хотя, при общей ситуации с бронёй, добавка скорее для морального удовлетворения. Не говоря уже о том, что экраны стояли близко к земле и забивались грязью. Вторым внешним отличием стало размещение механика-водителя и общая конструкция носовой части корпуса. В отличие от ходовой части, тут изменений было куда больше, и они явно пошли на пользу. Двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley явно требовал более эффективной циркуляции воздуха, на что намекала переработка воздуховодов. Да и место механика-водителя у Medium Tank Mk.I было не идеальным. Теперь с обзором ситуация стала лучше, а также дополнительно доработали люк. Система из 3 створок, которую отработали на поздних Medium Tank Mk.I, была более безопасной.

Первые танки поступили в войска в 1925 году

Первые танки поступили в войска в 1925 году

Куда меньше изменений изначально было по башне. Ее доработали еще на Medium Tank Mk.I второй серии. Фактически единственным крупным изменением стала установка более мощного орудия — OQF 3-pdr Mk.II. От более ранней версии 47-мм (3-фунтового) орудия оно отличалось увеличением длины ствола до 40 калибров. Казалось бы, зачем, сам-то танк с картонной бронёй. А затем! Про то, что французы запустили работы по танкам с толщиной брони 25 мм, англичане знали, а для OQF 3-pdr Mk.I такая броня выглядела предельной. Новое орудие было способно поражать броню толщиной 26 мм на дистанции 500 метров, а толщиной 30 мм — на дистанции 300 метров. Для понимания адептов мантры «танки с танками не воюют»: 3-фунтовая пушка создавалась как исключительно противотанковое средство, у нее поэтому и осколочно-фугасного снаряда не имелось. Появление орудия с длиной ствола 40 калибров имело далеко идущие последствия для французского танкостроения. Именно поэтому запустили работы по усилению броневой защиты всех перспективных французских танков, да и толщина брони 30 мм появилась как раз благодаря новинке Vickers.

Маневры в условиях, максимально приближенных к боевым

Маневры в условиях, максимально приближенных к боевым

По итогам всех переделок получился довольно странный танк. С одной стороны, легким его назвать крайне сложно. Боевая масса достигла 13,1 тонн, а высота достигала 2680 мм. Собственно говоря, поэтому позже его и переименовали в Medium Tank Mk.II. А с другой, именно до уровня среднего танка он не дотягивал. Особенно это касалось броневой защиты. Выглядела она несерьёзно даже по меркам середины 20-х годов. В самом толстом месте она не превышала 8 мм, а так по периметру она была толщиной 6,35 мм. Это означало, что даже ружейно-пулеметный огонь на дистанции ближе 500 метров для этого танка к концу 20-х годов был смертельно опасным. Это прекрасно понимал и Джон Фуллер, поэтому уже в мае 1926 года RTCC (Royal Tank Corps Centre, Лулворт Кэмп) начал разработку тактико-технических требований на новый средний танк. Другой вопрос, что разработка «полноценного» среднего танка, тем более с хотелками в виде максимальной скорости 32 км/ч (у Medium Mk.I/Mk.II она не превышала 24 км/ч), являлось делом не быстрым. В результате отчасти промежуточный танк стал самым массовым. Тонким моментом являлось то, что в трудах того же Фуллера Medium Tank Mk.I/Mk.II оставались легкими. Поэтому когда вы читаете про то, что за танками прорыва следуют легкие танки, он имел в виду то, что позже станет называться средними.

Танк заказа 1926 года с мостовым оборудованием

Танк заказа 1926 года с мостовым оборудованием

Как и ранее, заказ на поставку танков распилили между двумя заводами. Больше того, по регистрационным номерам право первой брачной ночи снова досталось Королевскому арсеналу в Вулидже. Изначальный контракт подразумевал производство 58 танков, из них 35 (регистрационные номера T.61–T.95) строились в Вулидже, а остальные (номера T.96 по T.118) изготовлял завод Vickers в Ньюкасле. Но по факту контракт расширили до 96 штук. Предполагалось, что в общей сложности заполнится пул по регистрационным номерам Военного Министерства в промежутке от T.61 до T.156. По факту ситуация пошла немного не так. Почему, не совсем понятно, вполне возможно, повлияли результаты учений 1925-1926 годов. Как раз они и стали причиной появления новых тактико-технических требований. Установленные в бортах боевого отделения станковые пулеметы Vickers имели крайне небольшой сектор обстрела, что позже и привело к идее пулеметных башен. Кроме того, сам же Vickers начал продвигать идею классической компоновки с мотором в корме корпуса.

Один из двух образцов Medium Mk.II Box Tank, появился он по итогам неудачных учений 1927 года

Один из двух образцов Medium Mk.II Box Tank, появился он по итогам неудачных учений 1927 года

Так или иначе, но к исходным 58 танкам в 1925 году добавилось всего 19 штук. Из них 12 построили в Вулидже и 6 в Ньюкасле. 19-м танком стал танк, исходно построенный в Вулидже, но далее переделанный в то, что известно как Medium Mk.II Box Tank. По этому поводу есть разночтения, поскольку считается, что переделали в него танк 1926 года заказа, с регистрационным номером T.198. Так или иначе, исходно это был обычный танк, причем поначалу никаких изменений не наблюдалось. Что же касается командирской машины, то этот эксперимент 1928 года стал результатом не особо удавшихся учений, стоивших позже Фуллеру Карьеры. Одной из ключевых проблем стало отсутствие нормальной связи. Именно для этого и построили специальную штабную машину. Вместо башни поставили большую рубку, в которой разместили радиостанцию и оборудовали место для «мобильного штаба». Далее последовал еще один танк, с WD-номером T.236, причем обычно мелькают снимки именно этой машины. Позже предполагалось сдать еще 4 таких танка, с регистрационными номерами T.349–T.352. Увы, в 1929 году стало уже совсем не до того. Тем не менее, «коробки» вошли в историю как первые специализированные штабные танки, причем опытом их создания первыми воспользовались немцы.

Танки в Лондоне, 1926 год. Можно сказать, первое боевое применение этих танков

Танки в Лондоне, 1926 год. Можно сказать, первое боевое применение этих танков

Поскольку в 1926 году стартовали работы по средним танкам семейства A6, далее объемы выпуска Medium Tank Mk.II мало отличались от мизерных заказов 1925 года. В 1926 году заказали 25 танков, из них 17 строил Королевский арсенал в Вулидже, а еще 8 достались Vickers. Под эти танки выдели пул регистрационных номеров в промежутке от T.192 по T.224, а также от T.363 по T.365. Среди построенных танков имелся и опытный мостоукладчик, который изготовили по опыту маневров. В отличие от 30-футового мостоукладчика на шасси Dragon Mk I, 18-футовая конструкция получилась более компактной. Впрочем, и она оказалась не особо удачной, посему осталась экспериментальной. Танки постоянно участвовали в маневрах, но в 1926 году состоялась и первая боевая операция. С 4 по 13 мая 1926 года в Лондоне проходила Всеобщая Стачка, мероприятие оказалось столь масштабным и громким, что пришлось вызывать танки.

Одна из немногих фотографий гаубичного Medium Tank Mk.IIA CS. Сделали их всего несколько штук

Одна из немногих фотографий гаубичного Medium Tank Mk.IIA CS. Сделали их всего несколько штук

Результаты учений, которые проводились довольно регулярно, показывали, что танки требуют доработки. Вместе с тем, маневры постепенно привели к мысли о создании полноценной бронетанковой части. Именно этого и добивался Фуллер. Наконец, 1 мая 1927 года официально сформировали EMF (Experimental Mechanized Force). Туда свели основную часть бронетанковой техники. По иронии судьбы, EMF на маневрах 1927 года была «восточными», так «замаскировали» немцев. Штурмовать им предстояло 3-ю пехотную дивизию, которая представляла «западных», то есть англичан. Эти маневры стали проверкой на боеготовность EMF, и она свою задачу завалила. Отвратительное взаимодействие разведки и основной группы, а также отсутствие связи привели к провалу наступления. Плюс на стороне западных была авиация. Хороший теоретик, Фуллер оказался плохим практиком. Позже это привело к его почетной отставке и погрому бронетанковых сил.

Последний серийный Medium Tank Mk.IIA. Башенный пулемет один, командирская башенка, новые траки

Последний серийный Medium Tank Mk.IIA. Башенный пулемет один, командирская башенка, новые траки

На всё это наложились и проблемы с 16-тонными танками A6. Программа разработки машины затянулась, а первые же испытания, начавшиеся в 1928 году, выявили проблемы. Теоретически танки получались быстрыми, а на практике имелись проблемы с ходовой частью. Посему в 1928 году заказали еще одну партию Medium Tank Mk.II, в доработанном виде. На облик машины, получившей обозначение Medium Tank Mk.IIA, повлияла модернизация предшественника. Танк получил более совершенные траки No.3 link track с характерным H-образным грунтозацепом. Постепенно в них «переобували» ранее выпущенные танки, но фото показывают, что так случилось не со всеми машинами. Также появилась защита бокового воздухозаборника системы вентиляции. Больше всего изменений случилось с башней. Во-первых, появилась смотровая башенка (она же «митра епископа»), во-вторых, башенный пулемет остался один, причем уже не Hotchkiss, а Vickers. Теперь он был спарен с пушкой. Всего заказали 10 таких танков, с регистрационными номерами T.418-T.427. Из них машины с номерами T.423–T.425 построил Vickers, остальные построили в Вулидже.

Исходная конфигурация Medium Tank Mk.II. Изначально только поставили новые траки и командирскую башенку

Исходная конфигурация Medium Tank Mk.II. Изначально только поставили новые траки и командирскую башенку

На этом поставки в английскую армию закончились. Итого 113 танков, включая 2 командирских (1 с нуля и 1 переделанный). В этом списке должны быть и гаубичные Medium Tank Mk.II CS, но сколько их построили, вопрос. По модификациям разделения не шло, а на снимках они попадаются всего пару раз. Так или иначе, Medium Tank Mk.II стал самым массовым средним танком 20-х, и последним на долгое время английским средним танком, выпущенным крупной серией. Да и то, следующий серийный танк был уже не средним, а крейсерским. Прекращение выпуска совпало с глубочайшим кризисом, который охватил английские танки. Отчасти английское военное командование виновато само. Фуллер, конечно, допустил некоторые промахи, но то, что сделали с ним и EMF, стало феерической глупостью. Как и то, что Vickers, которая также находилась в состоянии кризиса ( в 1928 году умер Бакхем), оставили почти без заказов. Там пожали плечами, подхватили Carden-Loyd, а также сконцентрировались на экспортных поставках. Последние 19 Medium Tank Mk.II были экспортными, из них 15 ушло в СССР.

Уже дальше переделали пулеметное вооружение

Уже дальше переделали пулеметное вооружение

Как показали дальнейшие события, «промежуточный» средний танк вынужденно стал лучшим из того, что имела английская армия. Не такой быстрый, как хотелось бы, громыхающий гусеницами при движении, с никакущей бронёй, он был безальтернативен. В результате танки еще в самом начале 30-х годов стали дорабатывать. Помимо уже упомянутой замены траков, дорабатывалась башня. Ставилась командирская башенка, затем, уже к началу 30-х годов, убрали пулеметы Hotchkiss и поставили спаренный Vickers. Отличить эту модернизацию, известную как Medium Tank Mk.II*, можно по заглушкам от старых пулеметов на башне, а также отсутствию бронировки бокового воздухозаборника.

Medium Tank Mk.II** в финальной конфигурации. Главным отличием стала забашенная ниша для радиостанции

Medium Tank Mk.II** в финальной конфигурации. Главным отличием стала забашенная ниша для радиостанции

Наиболее глубокую модернизацию провели в 1932 году. Этот танк известен как Medium Tank Mk.II**, всего по такой программе доработали 44 машины. Помимо всех изменений Medium Tank Mk.II*, эта модернизация подразумевала установку радиостанции. Для этого башня получила развитую кормовую нишу. Этот вариант стал самым совершенным и тяжелым в семействе. Боевая масса достигла 14 тонн, впрочем, на ходовые качества это почти не повлияло. В дальнейшем машины еще немного дорабатывались сточки зрения кожухов фар и воздухозаборников, но в целом эволюция закончилась. В таком виде машины доживали свой век. Вплоть до 1939 года у английских военных была патовая ситуация. Вроде машина устарела, а заменять ее нечем. Поначалу они обрадовались, когда в начале 1939 года стали поступать первые крейсерские танки. Medium Tank Mk.I и Mk.II стали массово списывать. Но потом началась война, и пришлось стюардессу срочно откапывать. Служба продолжилась еще на 2 года. А кое-где (в Северной Африке) танку довелось даже повоевать.

Medium Tank Mk.II прослужили аж до начала 40-х годов

Medium Tank Mk.II прослужили аж до начала 40-х годов

До нашего времени дожило 3 танка семейства Medium Tank Mk.II. Один из них, ныне находящийся в Бовингтоне, до сих пор на ходу. При всём том, что довелось пережить этим машинам, их судьбу стоит признать счастливой. С одной стороны такой долгий срок службы скорее результат неудач по более перспективным танкам. А с другой, для 20-х годов это не иначе как оглушительный успех. Ни один другой средний танк 20-х такого не добился. Уже это достойно уважения. Как и то, что машина умудрилась прослужить полтора десятилетия. Для 20-х годов это огромный срок.

Список источников

      1. The Vickers Mediums, David Nicholas, Tankette 44–2
      2. tankdevelopment.blogspot.ru
      3. US NARA
      4. Фотоархив автора
      5. Архив Карла Бломстера

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/glavnyi-angliiskii-tank-20h-61f91ce307318d6ec2cf45c5?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account