Юрий Пашолок. Главное направление развития советского танкопрома 1930-х
К 95-летию принятия системы танко-тракторно-авто-броне-вооружения РККА
Как говорится в одной поговорке, просто так только мухи женятся. Вот и танки появляются не просто так, особенно если это не «покупные» машины, а разработанные и изготовленные непосредственно в стране, чья армия их получает. Поэтому сначала появляются тактико-технические требования, по которым уже изготовляют танк или иную боевую машину. Более того, этим самым тактико-техническим требованиям может (а, как правило, должна) предшествовать общая концепция применения бронетанковой техники. От этой концепции уже дальше и выстраивается общий ряд необходимых танков.
18 июля исполняется 85 лет важному событию в истории отечественного танкостроения. В этот день была утверждена система автобронетанкового вооружения Красной Армии, ставшая катализатором развития отечественной военной техники. Данная система оказалась актуальной на долгие годы. Те танки, а также бронемашины и самоходная артиллерия, которые появились в 30-е годы, во многом базировались на тех требованиях, которые выработали в конце 20-х годов. Самый важный момент, что данная система стала результатом появления общей концепции применения механизированных частей Красной Армии.
В 20-е годы опыт использования танков во время Первой мировой войны тщательно изучался, далее он лег в основу новой теории их применения. За рубежом существовало два основных теоретика, которые имели противоположную точку зрения на вопрос использования танков. Оба теоретика на деле были практиками. Первый из них Джон Фуллер, он первым в мире реализовал прорыв танков с дальнейшей работой их в глубине вражеской обороны. Он же являлся главным идеологом механизированных соединений, реализовав свою идею на практике. Вторым теоретиком был Поль-Морис Вельпри, во время Первой мировой войны он командовал 501-м полком штурмовой артиллерии, который был вооружен Renault FT. У него была своя теория использования танка. А еще он в 1923 году на полном серьёзе предлагал строить 600-тонный танк.
Судьба теоретиков использования танков сложилась по-разному. Так или иначе, но они в полной мере повлияли на развитие танковых войск в своих армиях. Фуллера, в виду неудачи применения EMF (Experimental Mechanized Force), аккуратно убрали из армии. Это привело к глубочайшему кризису английской танкостроительной программы. Настолько серьёзному, что позже английское танкостроение постоянно находилось в положении догоняющего. Дивизионный генерал Поль-Морис Вельпри, в 30-е годы ставший генерал-инспектором по танкам, являлся одним из тех, кто создал колосса на глиняных ногах, коим оказались французские танковые части. Можно сказать, что Красной Армии повезло с танковыми теоретиками больше всех.
Главным советским танковым теоретиком стал Владимир Кириакович Триандафиллов. В отличие от Фуллера и Вельпри, он не был «танкистом». Зато и должность у него был слегка так повыше — начальник Оперативного управления Штаба Красной Армии. В 1929 году он уже занимал должность заместителя начальника Генерального Штаба. В 1926 году он подготовил первую свою работу, «Размах операций современных армий». Впрочем, здесь пока танки занимали второстепенную роль. Идея Триандафиллова состояла в формировании ударной армии, которая была способной проломить оборону противника и выйти на оперативную глубину наступления.
Триандафиллов постоянно изучал зарубежный опыт, естественно, он был знаком с работами Фуллера и Вельпри. Знал он и про EMF, кроме того, он оказался одним из советских офицеров, которые в конце 20-х годов обучались в Германии. Итогом стала работа под названием «Характер операций современных армий», вышедшая в 1929 году. В ней танкам уделялось гораздо больше внимания. По мнению Триандафиллова, требовались как танки сопровождения, которые участвовали в прорыве вражеской обороны, так и скоростные танки, которые действовали совместно с кавалерийскими дивизиями. Для ударной армии требовалось 8-12 танковых батальонов. В своей работе Триандафиллов учитывал опыт как Первой мировой, так и Гражданской войны.
В рамках проработки своей теории Триандафиллов нашел союзника в виде Константина Брониславовича Калиновского. Тот был скорее не теоретик, а практик, хотя и он отметился на ниве публикаций. Калиновский являлся сторонником механизированных соединений, первое из которых возглавил. 17 июня 1929 года был принято постановление РВС, согласно которому формировалась опытная механизированная часть, своего рода аналог EMF. Ее и возглавил Калиновский. Также следует отметить, что постепенно шло ужесточение тактико-технических требований к танкам. Тот же Т-19 появился совсем не на пустом месте.
Идеи Триандафиллова нашли понимание на самом верху. 15 июля 1929 года было подписано постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о состоянии обороны СССР. В нём задавались планы по выпуску вооружения и военной техники на первую пятилетку. Согласно пункту 8, части г, предполагалось иметь к концу пятилетки 1,5 тысячи танков в строю, плюс 1,5-2 тысячи в резерве. То есть суммарно получить 3,5 тысячи танков. Кроме того, надо понимать, что «система танко-тракторно-авто-броне-вооружения РККА», принятая на заседании 17-18 июля 1929 года, появилась не вдруг. Этому предшествовал ряд процессов, которые шли на самом верху. В этом и есть огромная разница между тем, что происходило с танками в Советском Союзе, и что происходило за рубежом. Их поддержали на самом верху, а не делали придатками к пехоте или артиллерии.
Если вы внимательно посмотрите на требования, которые возлагались на танки и самоходную артиллерию, то заметите там что-то очень знакомое. Да, товарищи Триандафиллов и Калиновский прекрасно знали про труды Фуллера и его EMF. Тот же «радио-трактор» — это прямая аналогия с Medium Mk.II Box Tank. То же самое касалось и мостового танка, и ряда других идей. Самоходная пушка механизированных частей — это также привет EMF. По сути требовался аналог Birch Gun, но с учетом возможностей отечественной промышленности. Требования на колесно-гусеничную танкетку происходили оттуда же: до Carden-Loyd Mk.VI танкетки Джона Кардена и Вивиана Лойда были как раз колесно-гусеничными. Одним словом, у нас серьёзно проводили анализ происходившего за рубежом и брали на вооружение наиболее удачные решения. Умные люди именно так и делают.
Впрочем, наше командование прекрасно понимало возможности собственной промышленности, что можно видеть и по системе вооружения. Тот же танк прорыва, он же «большой» танк, откладывался до момента, когда промышленность созреет. Очень показательна ситуация с бронемашинами. Тут, кстати, наши военные смотрели на американцев и их «скауты». Легкий броневик на базе Ford A — это в чистом виде американский «скаут». Это уже потом легкий броневик эволюционировал в ФАИ. Средний броневик «»Форд АА» с задним мостом «Джембо»» — это по сути то, чем позже станет БА-И. В 1929 году были закуплены грузовики с задними мостами Jumbo фирмы Hollister. Позже появились задние мосты Timken, а «Форд-Тимкен» станут основой для советских пушечных бронемашин вплоть до появления БА-6. С некоторым скепсисом смотрели на тяжелый броневик, как оказалось позже, не зря.
Немало внимания уделялось артиллерийским тракторам. Без них получить полноценные механизированные соединения было невозможно. Задавалось три типа тракторов — легкий, средний и тяжелый. Из них на тот момент имелись «Большевик», выпускавшиеся небольшими партиями, и «Коммунар», советская версия Hanomag WD Z 50. Также у нас посматривали на Caterpillar Sixty. Надо сказать, что механизация артиллерии держалась на строгом контроле. Не сразу, но серийные артиллерийские тягачи мы получили. Первым появился «Коминтерн», который вынужденно занял нишу тяжелого трактора. Далее появились «Комсомолец», С-60/С-65 как эрзац-средние трактора, а также СТЗ-5. Кроме того, первое время трактора использовались как база для самоходной артиллерии, поскольку развитие отечественных танков, как самоходной базы, шло не так быстро.
Возможности собственной танкостроительной промышленности в полной мере повлияли на то, что происходило с танками в первой половине 30-х годов. Как и в случае с системой вооружения, было решено воспользоваться зарубежным опытом. Поездка закупочной комиссии Халепского состоялась не на пустом месте. Так получилось, что творения ГКБ ОАТ стали резко отставать от требований. И, будем честными перед собой, догнать не смогли бы. Поэтому основная часть танков, которые приняли на вооружение в 1931 году, имела зарубежное происхождение. Без Триандафиллова и Калиновского, естественно, дело не обошлось. К слову, формально новую структуру, УММ КА, возглавлял Халепский, но часто, как начальник УММ КА, подписывался Калиновский.
Увы, в июне 1931 года Триандафиллов и Калиновский погибли в авиакатастрофе. Тем не менее, основу, которую они заложили, стала мощным фундаментом для строительства советских танковых войск. Только за 1929-32 годы было сдано более 4 тысяч танков, ставших основой советских танковых частей в 30-е годы, прежде всего это касалось Т-26 и БТ. Ими была вооружена, а том числе, бригада им. Калиновского, наследница механизированной бригады, которую сформировали в 1930 году. Теория глубокой операции легла в основу советских танковых соединений, включая и механизированные корпуса. Да, они не сработали так, как планировалось, в 1941 году, но танковые армии, появившиеся позже — это по сути то же самое.
Наконец, система вооружения, которая была принята в июле 1929 года, оставалась актуальной до конца 30-х годов. Да и то, если мы внимательно посмотрим на то, что утвердили в 1940 году, многое будет очень похожим. Вместо танкетки еще в первой половине 30-х годов появился танк-разведчик, танк сопровождения оставался на своём месте, БТ, появившийся в начале 30-х годов, заменили на Т-34, а «большой» танк — это КВ. Оставалась на повестке самоходная артиллерия, к ней вновь вернулись весной 1941 года, никуда не делись тягачи (их стало 4 типа — для ПТО, дивизионной артиллерии, корпусной артиллерии и артиллерии большой мощности) и бронемашины. Существенные изменения случились уже в годы Великой Отечественной войны, которая, как и Вторая мировая война в целом, радикально изменила и систему вооружения, и бронетанковую технику.
Список источников:
-
-
- РГВА
- РГАЭ
- ЦАМО РФ
- tankdevelopment.blogspot.ru
- t34inform.ru
- Архив Карла Бломстера
-
источник: https://dzen.ru/a/Zo-IUPfqoCEtpuIz