Юрий Пашолок. Гибридный КВ-1с из Парфино

4

Рассказ о тяжелом танке КВ-1с с корпусом КВ-1, который находится на памятнике в поселке Парфино Парфинского района Новгородской области

В истории отечественного танкостроения хватает белых пятен, которые стали исчезать только совсем недавно. Даже если речь идет о бронетанковой технике времен Великой Отечественной войны, о которой известно почти всё, неожиданные открытия случаются и сейчас. Это вполне нормальное явление, такого хватает и в зарубежном танкостроении. Причем разговор идет не о каких-то опытных боевых машинах, а вполне серийных танках, самоходных артиллерийских установках и бронемашинах.

Танк в наши дни

Танк в наши дни

С конца 80-х годов на постаменте в поселке Парфино Парфинского района Новгородской области находится необычный танк. Вроде бы корпус у него как у тяжелого танка КВ-1, а башня «неправильная» — от более позднего КВ-1с. Бытовала версия, что это жертва ремонта или некачественной реставрации. Как выяснилось не так давно, на самом деле это ничто иное, как вполне серийный «гибрид», выпускавшийся в октябре-ноябре 1942 года. Сегодня речь пойдет об этом необычном танке.

А таким он был на момент открытия памятника

А таким он был на момент открытия памятника

Для начала, стоит рассказать о том, как вообще получился такой странный гибрид. О том, что с КВ-1 происходит неладное, стали догадываться еще в конце 1941-начале 1942 года. Танк постепенно набирал массу, в результате КВ-1 с литыми башнями достигли боевой массы 50 тонн. Это привело к закономерному результату. Машина потеряла в подвижности, а на фоне снижения качества (упрощение и рост объемов выпуска) еще и надежности. Попытка поставить более мощный двигатель не принесла положительных результатов. Единственный вариант заключался в облегчении конструкции КВ-1.

Судя по состоянию танка, его потеряли, когда он двигался в ремонт

Судя по состоянию танка, его потеряли, когда он двигался в ремонт

На Челябинском Кировском Заводе упирались, как могли. Ведь снижение массы за счет «срезания» брони делало танк более уязвимым. На самом деле уже во второй половине 1942 года толстая броня перестала играть столь важную роль. Немецкие инженеры, увы, не стояли на месте, появление 75-мм длинноствольных орудий и так сделало КВ-1 уязвимым. 5 июня 1942 была санкционирована работа по КВ-1с, а 27 июля изготовили первый опытный образец танка. Уже в августе 1942 года ЧКЗ сдал первые танки данного типа.

Естественно, за время лежания в болоте он целее не стал

Естественно, за время лежания в болоте он целее не стал

Надо сказать, что сам по себе КВ-1с был и шагом назад, и двумя шагами вперед. На нем реализовали то, что планировали еще весной 1941 года, но в виду чехарды с КВ-3, КВ-4 и КВ-5, не стали внедрять. Танк получил 8-скоростную коробку передач, командирскую башенку, обзорность из башни улучшилась. Танк стал заметно быстрее, чем его предшественник, а главное, повысилась надежность. Естественно, наверху понимали, что это полумера, но лучше такой танк, чем никакой.

В ходе приведения в порядок

В ходе приведения в порядок

Впрочем, беда не пришла одна. 3 июля 1942 года И.В. Сталин подписал (на самом деле он его сам написал) постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70». С августа 1942 года на ЧКЗ запускался выпуск Т-34, с очень неслабыми темпами — 100 в августе и 250 в сентябре. С этого момента главным танком стал Т-34, причем проблема образовалась еще и с обеспечением корпусов/башен. УЗТМ (Свердловск), который обеспечивал значительную часть корпусного производства КВ, переключали на Т-34. Так что единственным производителем корпусов/башен становился завод №200 (Челябинск).

Восстанавливали как могли

Восстанавливали как могли

Такая ситуация очень быстро сказалась на темпах выпуска КВ-1с. В августе 1942 года их сдали 34 штуки, в сентябре 174 (из них 6 — КВ-8с), а с октября началось проседание объемов производства. Не хватало ни корпусов, ни башен, поэтому основная часть КВ-8с была с башнями КВ-8. Бывали и КВ-1с с башнями КВ-1 (один такой воевал в составе 33-й танковой бригады). Ну а дальше ситуация с корпусам стала критической. В дело пришлось вмешиваться Л.И. Зальцману, на тот момент наркому танковой промышленности.

Часть элементов отдаленно похожи на исходные

Часть элементов отдаленно похожи на исходные

Предложенное им решение выглядело вполне логичным. На ЧКЗ сохранился задел по корпусам КВ-1. Чтобы компенсировать проблему, было предложение пустить задел в дело. Сталин с предложением согласился, подписав постановление ГКО №2420 «О выпуске Кировским заводом Наркомата танковой промышленности в октябре 100 танков КВ с утолщенной броней 75 мм». Реально таких танков оказалось меньше, поскольку просадка выпуска КВ-1с продолжилась. В октябре 1942 года сдали 166 КВ-1с, из них 9 КВ-8с и 65 с корпусами КВ-1. В ноябре сдали 125 КВ-1с, из них 10 КВ-8с и 5 танков с «утолщенными корпусами».

Куска кормы и надмоторной плиты у него не хватало изначально

Куска кормы и надмоторной плиты у него не хватало изначально

Большинство «кентавров» отправилось под Сталинград, в состав 3-й гвардейской танковой бригады, а также 9-го и 10-го гвардейских танковых полков прорыва. Парфинская машина относится к матчасти 12-го Гвардейского танкового полка. Сформировали его 12 октября 1942 года на базе 21-й танковой бригады (той самой, где воевали Т-34 с 57-мм пушками ЗИС-4) по штату №010/267, типовому для гвардейских танковых полков прорыва. Он получил 21 танк, по 5 танков на роту, плюс командирский. Далее полк воевал в составе 11-й армии Северо-западного фронта, куда был отправлен в декабре 1942 года.

На корму можно не смотреть :)

На корму можно не смотреть 🙂

Воевали КВ-1с с корпусами КВ-1 в 12-м ГвТП недолго. 2 февраля 1943 года полк был выведен на переформирование, уехав в Московский АБТ Центр, а 12 марта он получил новые КВ-1с, прибывшие с ЧКЗ. В ходе боёв на СЗФ в декабре-январе 1942 года полк понёс тяжелые потери, пока что единственный немецкий снимок «кентавра» — это его матчасть. Стоящий сейчас в Парфино танк также был совсем не целым. На момент его потери оказался сбит правый ленивец, имелись повреждения МТО, есть попадание в правую заднюю часть башни.

Корпус КВ-1 дорабатывался, например, смотровые приборы уже как у КВ-1с

Корпус КВ-1 дорабатывался, например, смотровые приборы уже как у КВ-1с

Потеряли танк в ходе переправы через болото. Через него проложили гать, по которой поврежденная машина двигалась. С большой долей вероятности танк увело в сторону, поскольку правую гусеничную ленту натянули без ленивца. Машина ушла в болото, где пролежала больше полувека. Во второй половине 80-х танк вытянули из болота, а в 1988 году торжественно открыли памятник, водрузив машину на постамент. Имеются сведения, что это не единственный такой танк, утопленный в этих местах, но пока больше КВ не находили.

Машина имеет следы попаданий, особенно с правого борта

Машина имеет следы попаданий, особенно с правого борта

Внешний виду у машины сейчас, мягко говоря, далек от идеала. Другое дело, что у нас граждане какие-то чересчур максималисты и каждый второй — анонимный реставратор военной техники. Извините, в 1988 году делали, как могли. Это сейчас у нас более-менее «жирные» времена, когда можно найти и документацию, и приобрести детали, и изготовить их. Теперь посмотрите на Парфино и прикинье, сколько там у администрации денег на подобные вещи. Благоустройство территории там проводили весной прошлого года. Что-то более глобальное — при условии наличия богатого спонсора, и чтобы потом танк вернулся на место. А не всплыл потом где-то в Иордании или Австралии.

Это единственный танк, на котором сохранились ранние траки КВ-1с

Это единственный танк, на котором сохранились ранние траки КВ-1с

Следует отметить один важный момент. Данный гибрид ни в коем случае нельзя называть «башня КВ-1с на шасси КВ-1». От КВ-1 тут только корпус, вполне типовой для челябинских изделий позднего периода. Характерным для него элементом была упрощенная верхняя кормовая деталь корпуса, которую сделали не гнутой, а угловатой. На танке в Парфино эта деталь утрачена, стоит имитация, то же самое касается и надмоторной плиты. На момент подъема их не было. Кроме того, корпус дорабатывался, например, перископических смотровых приборов у механика-водителя два, и взяты они от КВ-1с.

Также на нем можно видеть ранние опорные катки

Также на нем можно видеть ранние опорные катки

Внутри корпуса скрывались те же агрегаты, что и у обычных КВ-1с, включая . Надо сказать, что разница в массе «кентавра» и обычного КВ-1с была не столь и большой — где-то 2,5-3 тонны. Дело в том, что масса «набегала» за счет башни и ходовой части, причем литой «колпак» у КВ-1 являлся главной причиной перегруза. Ходовая часть у КВ-1с с «утолщенными корпусами» также была уже облегченной. В этом смысле танк в Парфино уникален. Он является единственным сохранившимся обладателем ранней ходовой части КВ-1с, которая выпускалась всего несколько месяцев.

Использовались они на КВ_1с выпуска осени 1942 года

Использовались они на КВ_1с выпуска осени 1942 года

Первый момент с ходовой частью, который сразу же бросается в глаза — это траки. Ширина трака была снижена с 700 до 608 мм, диктовалось это необходимостью снижения массы. Продержался такой трак недолго — до ноября 1942 года. Далее в серию пошел более привычный трак шириной 650 мм, который оказался долгожителем. Его ставили и на КВ-85, и на ИС-85, и на ИС-2. Оба типа траков делались с чередованием рабочего (с гребнем) и половинчатого (то есть собиравшегося из двух половинок). Такое решение было «производственным», считалось, что более правильным решением станет переход на исключительно рабочего трака. Но, тем не менее, продержались половинчатые траки аж до 1944 года.

В виду низкой надежности, эти катки быстры ушли в тень

В виду низкой надежности, эти катки быстры ушли в тень

Второй бросающийся момент с ходовой частью парфинского КВ-1с — это опорные катки. С ними на ЧКЗ была своя драма. Для понимания, в период с августа по декабрь 1942 года на КВ-1с использовалось аж 5 вариантов опорных катков. Первый из них ушел практически сразу, некоторое время ставились опорные катки от КВ-1. На «кентавре» оказалось сразу два типа опорных катков: с чертежным номером 833–16 и появившийся чуть позже 33–67.

Башня без поручней - один из признаков ранних КВ-1с

Башня без поручней — один из признаков ранних КВ-1с

Внешне данные катки очень похожи дуг на друга, но 33–67 прочнее. На катки 833–16 шли жалобы, поскольку они быстро выходили из строя. На парфинской машине такой каток всего один. Надо сказать, что каток 33–67 получился не сильно лучше, поэтому в декабре 1942 года ввели опорный каток с чертежным номером 33–69. Он получился гораздо более удачным, продержавшись до конца выпуска КВ-1с и КВ-85.

Башня, за время выпуска, не раз менялась

Башня, за время выпуска, не раз менялась

Гораздо меньше метаморфоз происходило с башней танка. Не потому, что она сразу «получилась», а скорее по причине меньшего числа претензий. Главным отличием «колпаков» КВ-1с осени 1942 года было отсутствие на них поручней. Не ставили их и на корпуса. Вернули поручни в декабре 1942 года. В остальном же башни танков выпуска 1942 года не имели каких-то принципиальных отличий.

Надмоторная плита условная

Надмоторная плита условная

Надо сказать, что башня весьма отличалась от КВ-1. Конструктивно она пересекалась с башней КВ-13, а также башней Т-34. Явным плюсом стало изменение носовой формы орудийной установки. Но имелись и вопросы. Во-первых, башенка была только смотровой, люка в ней не предусматривалось. Во-вторых, перенос установки кормового пулемета влево не выглядел удачным решением. Командир периодически упирался в пулемет спиной. По опыту эксплуатации в начале 1943 года командирскую башенку переделали, но на серийный танк она так и не попала.

Видно попадание в район погона башни

Видно попадание в район погона башни

В заключение стоит отметить, что стоящий в Парфино КВ-1с является сохранившимся танком данного типа, выпущенном в 1942 году. Пока что серийного номера найти не удалось. На лобовом листе он, увы, сгнил, а кормовой плиты, как и надмоторной, не сохранилось. Возможно, что-то осталось на моторной перегородке, но жива ли она, неизвестно.

источник: https://dzen.ru/a/ZbtTu6oAHwcXyQHC

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account