Юрий Пашолок. Гибрид двух БТ

15

Юрий Пашолок. Гибрид двух БТ

Рассказ о колесно-гусеничном танке БТ-2, находящемся в музейном секторе парка «Патриот»

В своё время у входа в музея бронетанковой техники, находившемся в Кубинке, был плакат, на котором расписывались правила поведения. Внизу была надпись, которая всё объясняла. Звучала она следующим образом: Кубинка — это праздник, который всегда с тобой! Те, кто занимается матчастью бронетанковой техники, на подобное порой реагируют грустным смехом. Дело в том, что часть экспонатов, ныне частично переехавших в музейный сектор парка «Патриот», получили, скажем так, некоторые изменения. Основная масса этих переделок появилась в 60-е годы. Пострадала от них не вся техника, но тех, кому не повезло, хватает. Часть из них ныне находится в других музеях, включая Центральный Музей Вооруженных Сил РФ.

Таким этот БТ-2 был в 1945 году

Таким этот БТ-2 был в 1945 году

В Музейном секторе парка «Патриот» ныне находится основная масса исторической техники, которая ранее располагалась в ЦМ БТВТ (ныне Технический сектор парка «Патриот»). У части боевых машин есть боевой опыт, местами бурный. А есть те машины, которым 60 лет назад не повезло попасть под руку рукастым людям в погонах, у которых был приказ поставить их на ход любой ценой. Танк на свет появился, например, Т-26 с конической башней, у которого на моторном отделении появился горб. Но есть более невезучая машина. Речь идет о колесно-гусеничном танке БТ-2, от которого, на самом деле, осталась только башня.

Машина прошла основную программу модернизации. Глушителя, как видите, нет

Машина прошла основную программу модернизации. Глушителя, как видите, нет

Когда в мае 1931 года было принято решение об организации выпуска танков БТ на Харьковском Паровозостроительном Заводе, танк еще только предстояло сделать. Да, было два опытных шасси танков Christie M1940 (на самом деле это первые два экземпляра Convertible Medium Tank M1931, на которых Кристи обкатал ряд идей). Но по сути речь шла о полуфабрикате, который еще предстояло превратить в серийный танк. Заниматься этим пришлось КБ-3 ВОАО во главе с С.А. Гинзбургом, которое направили из Москвы в Харьков. Совместно с инженерами ХПЗ группа московских конструкторов смогла превратить набор «сделай сам» в танк, годящийся для серийного выпуска.

Впервые он появился в документах музея в 1945 году

Впервые он появился в документах музея в 1945 году

Да, первые танки дались ХПЗ с большим трудом. Ни один танк выпуска 1931 года окончательно не сдали, случилось это уже в 1932 году. Зато на второй год производства завод отчитался о сдаче 396 БТ-2. Для сравнения, за год до того ХПЗ с еще большим напряжением сдал 25 средних танков Т-24. Иногда звучат мысли, что надо было оставлять на производстве Т-24. Но это чудо инженерной мысли даже в 1930 году уже не полностью удовлетворяло требованиям Красной Армии. А эксплуатация данных танков четко говорит, на что они годились.

Состояние танка в 2003 году

Состояние танка в 2003 году

Да, БТ-2 был далеко не лучшим решением с точки зрения замены «маневренного» танка. В полной мере за это несет ответственность Кристи, создавший танк, чьим главным преимуществом являлась скорость. Для легкого танка БТ/Кристи получался слишком дорогом, а до среднего танка он попросту не дотягивал. С другой стороны, если мы посмотрим на эволюцию «маневренных» танков, то увидим похожую картину. То есть Т-28, исходно «маневренный» танк, превратился в «танк качественного усиления», исполняя роль машины прорыва. В 30-е годы это было нормой. Японский Тип 89 исходно был легким танком, а стал средним, таких примеров хватает. Главный момент заключался в том, что у кого-то было аж 7 танков Кристи, а кто-то за 2 года полноценного выпуска получил 610 БТ-2.

Он же в 2011 году. Это мы еще почистили

Он же в 2011 году. Это мы еще почистили

Выпуск этот проходил с рядом нюансов. Изначально БТ-2 планировался с перископическим прицелом и спаренной установкой вооружения. Ставилась в него 37-мм пушка Б-3, а также пулемет ДТ. Но спаренной установки вооружения танк не дождался, а дальше кто-то умный наверху решил, что пулемет надо наводить отдельно. В башне, которая двухместная крайне условно. Танк, который сохранился в Кубинке, как раз из той партии, которая последовала за первым выпуском из 60 машин. У нее пушка установлена отдельно, пулемет отдельно, также имеется заглушка под перископический прицел.

Нанесение тактических маркировок

Нанесение тактических маркировок

Можно сказать, что данному танку повезло. Поскольку пушка у него, по крайней мере, присутствует. А также было далеко не со всеми БТ-2. Дело в том, что в начале 1932 года выпуск 37-мм пушек Б-3 оказался завален. В результате часть БТ-2 поначалу ездило с пустыми амбразурами под орудие. Позже, конечно, завод №8 пушки выпускать начал. Но из 610 БТ-2 пушечными оказались только 190. Остальные получили спаренные установки пулеметов ДА-2.

После нанесения маркировок

После нанесения маркировок

Уже в 1933 году на ХПЗ началось производство БТ-5, более совершенных, с двухместными цилиндрическими башнями и 45-мм пушками обр.1932 года. Этот танк уже избавился от ряда недочетов, которыми страдал БТ-2. Вместе с тем, БТ-2 никуда не делись. В отличие от Т-18 и Т-24, которые мало на что годились, первый по-настоящему массовый танк из Харькова оказался крайне полезным. Он использовался как учебный, числились они и в боевых частях.

После проведения реставрации, апрель 2016 года

После проведения реставрации, апрель 2016 года

К концу 30-х годов назрела необходимость модернизации БТ-2. Проходили они ее одновременно с БТ-5. Тот танк, от которого сохранилась башня, ее прошел почти в полном объеме. Из перечня пунктов модернизации не выполнили только установку передних крыльев. В остальном же модернизацию провели в полном объема. По большому счету, от модернизированного БТ-5 такой танк отличался только башней и боеукладками. Это и сыграло в его судьбе роковую роль.

Зачем нужны покрашенные ободки на катках, не спрашивайте. Это армия

Зачем нужны покрашенные ободки на катках, не спрашивайте. Это армия

Впервые герой данного материала всплыл в документах ближе к концу 1945 года. В том время планировался «парад танков», который так и не состоялся. Под него НИБТ Полигон сгребал танки отовсюду, откуда мог. Так на полигоне образовалось 3 исправных БТ-5 и 1 БТ-2, требовавший капитального ремонта. Как минимум до конца 40-х годов БТ-2 дожил в своём исходному виде. Судя по всему, беда случилась в начале 60-х годов.

Корпус у танка от БТ-5

Корпус у танка от БТ-5

Вероятнее всего, началось всё с идеи проведения парада, приуроченного к 20-летию Победы. Под это дело танки стали восстанавливать по-военному. Парада так и не состоялось, но десятки музейных экспонатов оказались изуродованы. Среди них оказался и БТ-2. Есть такой анекдот про работников морга, которые за 10 минут двух братков переодели. Ну а что, всего-то головы поменять. Так вот, с несчастным танком случилось именно это. Башню срезали с частью погона, после чего приварили к БТ-5.

Маркировки повторили, правильная идея. На БТ-2 вариантов немного

Маркировки повторили, правильная идея. На БТ-2 вариантов немного

Думаете, случай уникальный? А вот и не угадали! Сейчас возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ гниет Т-34 с именем собственным «Кантемировец». Его забрали у Кантемировской дивизии с постамента, чтобы поставить на ход и отправить на парад. Но ленивый зампотех в Калуге не нашел ничего лучше, как переставить башню с «Кантемировца» на не менее уникальный Т-34-85, который участвовал в штурме Берлина. Так что стоит такой же хомячок-мутант в окопе. Разница в том, что шасси «Кантемировца» и башня Т-34-85 живы, и подвиг калужского зампотеха, в теории, обратим. А вот с БТ-2 уже так не сделать.

В старой Кубинке танк почти не задержался

В старой Кубинке танк почти не задержался

На этом злоключения танка не закончились. Когда к началу 70-х годов созрело решение создать полноценный танковый музей, возле каждого павильона с отечественными боевыми машинами поставили по образцу. У павильонов тяжелых танков посетителей встречал ИС-3М, возле средних танков стоял Т-34-85, у ангара с бронемашинами замерла реплика «Остина-Путиловского». А посетителей павильона легких танков встречал БТ-2. То есть он столько времени не видел крыши над головой.

Уже к сентябрю 2016 года он оказался в музейном секторе парка "Патриот"

Уже к сентябрю 2016 года он оказался в музейном секторе парка «Патриот»

В августе-сентябре 2011 года наша малярная бригада, по согласованию с руководством музея, немного привела танк в порядок. Внутри конечно было… не пересказать. Убрали, что могли, ободрали, покрасили, нанесли на него самую красочную маркировку, которую носил танк из бригада имени К.Б. Калиновского. Хотя было очевидно, что с улицы машину надо убирать. Заодно, в ходе приведения в порядок, удалось найти серийный номер танка — 209-70. Чтобы не было никаких сомнений, серийный номер БТ-5 из ангара легких танков — 209-68. Ну вы поняли. Кстати, тому бедняге тоже не повезло. На нем стоят катки от БТ-2, как и некоторые детали. Такой круговорот запчастей в броне для Кубинки «норма».

Постепенно машина стала обрастать антуражем

Постепенно машина стала обрастать антуражем

Лишь спустя почти 5 лет до танка дошли руки. Конечно, к проведенной реставрации есть вопросы, например, зачем был установлен макет глушителя (при этом выкинули родные прямоточные трубы и колпак над жалюзи), но там суровая бригада ух. Обычно она ничего не спрашивает, а потом обижается, когда говоришь, что они сделали ерунду. Самое главное то, что танк привели в порядок, а к осени 2016 года он занял место в Музейном секторе парка «Патриот». Спустя столько времени он, наконец, обрел крышу над головой.

Тот самый макет глушителя

Тот самый макет глушителя

Некоторое время БТ-2 помотало по экспозиции, посвященной боям 1941 года. Машину перемещали в разные углы, спустя несколько лет она, наконец, обрела своё нынешнее место дислокации. В ходе перемещений на танке появились манекены в соответствующей форме. Наконец, по инициативе Романа Алымова машина получила подсветку изнутри, а люк механика-водителя открыли. Чтобы туда не лезли, проём люка прикрыли оргстеклом. Очень правильное решение: раз уж интерьер привели в порядок, чего его скрывать.

Зачем убрали родные детали и сделали заглушку, отдельный вопрос

Зачем убрали родные детали и сделали заглушку, отдельный вопрос

Несмотря на то, что при реставрации убрали часть деталей модернизации конца 30-х годов, от этого танк не стал выглядеть на середину 30-х годов. Смех в том, что БТ-2, после модернизации, мог выглядеть и так. То есть с глушителей, но на поздних опорных катках и с передними крыльями. Не у всех был и дополнительный фильтр на надмоторной плите. Так что, в теории, БТ-2 к началу Великой Отечественной войны мог выглядеть и так.

Так теперь танк выглядит внутри

Так теперь танк выглядит внутри

Не менее интересен другой момент. Согласно распространенной легенде, на БТ-2 и БТ-5 ставили отечественные моторы М-5. Так вот, на всех известных БТ-5 стоят моторы Liberty L-12, модернизированные Allisson. Возможно, что какое-то количество М-5 всё же поставили, но их процент явно меньше, чем зарубежных моторов. Ларчик открывается просто: в начале 30-х годов была закуплена большая партия моторов Liberty, причем явно под БТ. Они были однозначно надежнее отходивших своё М-5.

Здесь заметно, что башня просто приварена вместе с родным подбашенным погоном

Здесь заметно, что башня просто приварена вместе с родным подбашенным погоном

Как уже говорилось ранее, сохранившаяся до наших дней башня относится ко второй производственной серии. На ней еще есть заглушка для перископического прицела, но установка только под орудие Б-3, а с правой стороны прописалась шаровая установка пулемета ДТ. Очень бы хотелось засунуть в башню того гения, который продавил идею сделать пулемет отдельным. Куда бы это чудо в перьях из пулемета попало, особенно на ходу. И особенно с учетом того, что наводчик вел огонь, вращая башню. При этом заряжающий должен был, совершенно внезапно, заряжать пушку. А еще расчет башни мог быть и 1 человек. В результате в башне получался ухудшенный вариант МС-1. Неудивительно, что дурная идея с раздельным пулеметом прожила недолго.

Танк неоднократно менял дислокацию в экспозиции по 1941 году

Танк неоднократно менял дислокацию в экспозиции по 1941 году

Еще одним признаком того, что это башня раннего выпуска, является способ ее сборки. Борта состоят из двух половинок, соединенных спереди и сзади. По ходу производства от этой конструкции отказались. Появилась носовая секция, а в задней части стыка уже не имелось. Такую башню можно видеть на БТ-2, который ныне находится в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного. Он же единственный «настоящий» БТ-2, по крайней мере, он собирался честно, а не тяп-ляп, как это сделали военные.

Интерьер доступен для осмотра

Интерьер доступен для осмотра

Возможно, когда-нибудь в «Патриоте» дозреют до мысли, что неплохо бы и катки поменять. Опять же, «реставрация» лишний раз покажет обоснование своего дальнейшего существования. В любом случае, стоящий в парке «Патриот» мутант ценен хотя бы тем, что он обладатель единственной в мире сохранившейся танковой пушки Б-3. Кроме того, разница между корпусами БТ-5 и БТ-2 минимальная. Ну и, будем честными, большинству такие тонкости вообще не заметны. Все довольны, кроме танка, но кто же его спросит.

Список источников:

      • ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/ZcsRDbiN9WihZOZm

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account