Юрий Пашолок. Гаубичная производная Hellcat
История 105-mm Howitzer Motor Carriage T88, попытка создать гаубичную САУ на базе GMC M18
Легкие самоходные артиллерийские установки в ряде стран проектировали еще во время Первой мировой войны. Касалось это и американцев, правда, ничего хорошего из этого не получилось. Прежде всего по той причине, что в этих САУ не была заинтересована сама артиллерия. Ей как-то казалось более логичным сделать тягачи для буксируемых орудий. Поэтому работы по проектированию американских легких САУ затихла, возродившись летом 1938 года в слегка так странном виде. Вместо самоходной пушки с довольно высокой мобильностью получился карманный штурмовик. Его задачей было «плюнуть» фугасом во вражеский танк, либо огневую точку. Так на свет появилась HMC T3, скоростная штурмовая САУ, теоретически подходящая для сопровождения легких танков с пулеметным вооружением. Проблема оказалась в том, что HMC T3 получилась слишком тесной. Даже для двух человек экипажа машина получилась слишком маленькой и неудобной. Вместе с тем, сама по себе концепция скоростной штурмовой САУ американским военным понравилась.
В 1942 году произошло разделение работ на два направления. Первым стало продолжение работ по рубочной САУ, так на свет появилась HMC T41, уже с открытым сверху боевым отделением. Дальше деревянного макета дело не продвинулось, поскольку выбор пал на другое направление — HMC T47. Вместо рубки у этой машины имелась башня кругового вращения и специальная орудийная установка M34, имевшая куда меньший откат, чем 75-мм гаубица M1A1. Благодаря такому выбору боевое отделение получилось вполне просторным даже для трех человек. HMC T47, не дожидаясь окончания изготовления полноценного опытного образца, стандартизировали как HMC M8. Несмотря на то, что САУ получилась крайне необычная, эксперимент оказался удачным. Всего Cadillac сдал 1778 HMC M8, которые активно применялись не только во время Второй мировой войны, но и еще полтора десятилетия. Вместе с тем, еще до начала проектирования HMC T47 американские военные высказали пожелание об установке 105-мм гаубицы.
По результатам боевых действий в 1943 году HMC M8 продемонстрировали не только достоинства, но и недостатки. Американским военным понравилась высокая маневренность огня, но захотелось более мощного вооружения. Первой идеей стало создание HMC T82, самоходной артиллерийской установки на базе Light Tank M5A1. Идея оказалась не самой удачной, поскольку шасси получилось слишком маленьким для такого орудия. Кроме того, ошибочной оказалась и сама идея запихнуть 105-мм гаубицу M3. Требовалось ставить иное орудие, с меньшей длиной отката и более компактное. Впрочем, появилась и другая альтернатива. 30 июня 1944 года Комитет по Вооружениям инициировал вопрос установки в башню истребителя танков GMC M18 гаубицы калибра 105 мм. Так начались работы по самой быстрой гаубичной САУ, более известной как 105-mm Howitzer Motor Carriage T88. В июле 1944 года Buick получил контракт W-364-ORD-4352 на выпуск двух образцов данной САУ.
Появление GMC T88 лежало на поверхности. Дело в том, что еще летом 1943 года на испытания вышел танк M4E5, получивший в качестве вооружения 105-мм гаубицу T8. Это было орудие с баллистикой 105-мм гаубицы M2A1. По результатам испытаний гаубицу стандартизировали как M4, случилось это в сентябре 1943 года. Большим плюсом орудия стало то, что ставилось оно в орудийную установку, аналогичную 75-мм орудию M3. Это значило, что гаубица с оптимальными характеристиками вполне влезала в башню Medium Tank M4. На всякий пожарный, диаметр башенного погона у Medium Tank M4 и GMC M18 были идентичны. То есть, если немного помучиться, то орудие вполне влезало и в скоростной истребитель танков.
После предварительной проработки вопроса установки гаубицы Комитет по Вооружениям дал указание по детальной разработке машины. Тогда же теме дали официальный индекс 105-mm Howitzer Motor Carriage T88. Утверждение работ по изготовлению двух опытных образцов машины случилось чуть позже — 14 сентября. При этом работы пошли по двум направлениям. Дело в том, что шасси GMC M18 было весьма чувствительно к лишней нагрузке. Поэтому было решено прорабатывать два варианта вооружения. Первый — серийная 105-мм гаубица M4 в орудийной установке T20. Второй вариант вооружения был более экзотичным. Речь шла о 105-мм гаубице T12, изначально созданной для использования на самолетах. Она имела облегченную конструкцию, а также более компактную конструкцию орудийной установки T21 с механизмом отката T55. Установку данного орудия утвердили как 105-mm Howitzer Motor Carriage T88E1. По факту же построили только один вариант — T88.
С нуля Buick ничего строить не планировала. Выпуск GMC M18 шел к концу, посему задание предусматривало только изготовление башен. Для того, чтобы орудие вместилось в боевое отделение GMC M18, пришлось его несколько перекомпоновать. Кольцевую турель с левой стороны башни убрали, вместо нее сделали вертлюг над орудийной установкой. Не так удобно, но хоть что-то. Орудийную установку переработали, убрав спаренный пулемет. Соответственно, она отличалась от штатной орудийной установки GMC M18. Вместо штатного перископического прицела M10 поставили M4A1. Также появился гироскопический стабилизатор в вертикальной плоскости. Это повлияло на внешний вид орудия — на нем появился противовес. В башне разместили боезапас из 16 выстрелов раздельного заряжания. Еще 24 штуки оказалось внутри корпуса. Итого 40 выстрелов, негусто, но тут надо учитывать габариты машины. У куда более крупного M4(105)W боезапас составлял 66 выстрелов, что тоже не сильно много.
Окончательно башню и заводскую документацию на Buick закончили 7 октября 1944 года. Далее башню отправили на Абердинский полигон. Далее башню установили на серийное шасси GMC M18, в ноябре 1944 года начались испытания. Что же касается второй башни, то она имела совсем иную судьбу. 15 ноября 1944 года башню направили в Индианаполис, на завод Marmon-Herrington. Там ее установили на опытную амфибию T87, при этом башня чуть отличалась по наполнению. Таким образом, пилотный образец GMC T88 был всего один.
Как показали испытания на Абердинском полигоне, установка 105-мм гаубицы в башню GMC M18 получилась вполне удачной. Имелись некоторые проблемы, связанные с системой отката. Также некоторой доработки требовали прицельные приспособления. Вместе с тем, сама по себе система была признана удачной. Доработки найденных недостатков возложили на Франкфордский Арсенал. Далее испытания продолжились в Форт-Худ, где также высказали вполне положительные оценки. В дальнейшем Buick всё же доработал одну башню GMC M18 до уровня T88E1, но на САУ она уже не попала. Вскоре работы по GMC T88 прекратили, а пилотный образец осел на Абердинском полигоне. В отличие от большинства опытных образцов гаубичных САУ, машине сильно повезло. Она дожила до наших дней, став музейным экспонатом.
В заключение стоит отметить, что именно как боевая единица GMC T88 получилась вполне удачной. В ее лице американская армия получала ту самую скоростную плевательницу, о которой там столько мечтали. Впрочем, уже имелись некоторые факторы, которые работали против GMC T88. Во-первых, выяснилось, что нужная не только огневая мощи и подвижность, но и броня. В этом отношении Medium Tank M4(105)W выглядел предпочтительнее, не говоря уже о том, что машина была серийная. Во-вторых, имелся минус в виде малого боекомплекта. В-третьих, в серию пошла HMC M37, куда более универсальная. Наконец, окончание войны привело к урезанию кучи перспективных программ. В их числе оказалсь и HMC T88. Всё это и привело к тому, что шустрая 105-мм гаубица не стала серийной.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/gaubichnaia-proizvodnaia-hellcat-61da71c66865712f759237e2?&