Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте

14

Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте

В межвоенный период советская промышленность занималась целым рядом тем, многие из которых опережали своё время. Например, в области телемеханики (управления по радио) Советский Союз находился в авангарде. Отчасти, кстати, это объясняет тот факт, что от некоторых программ далее отказались. Получив не самый лучший результат, у нас решили либо отложить работы до лучших времен, либо совсем их свернуть. Как показывает практика, в некоторых случаях это было плавильным решением.

Широко известно то, что немцы в 1945 году применили на танках приборы ночного видения. Согласно советским данным, наиболее широко такие приборы применялись в ходе боёв за Будапешт. Вместе с тем, немцы отнюдь не являлись первенцами в данной области. Свой первый прибор они построили в 1943 году, а советская промышленность занималась подобным гораздо раньше. Больше того, первая партия приборов ночного вождения танков была изготовлена и испытана еще в 1942 году.

В том или ином виде работы по отечественным приборам ночного видения работы шли с 1927-28 годах. Занимались этими работами в НИИСТ КА (Научно-испытательный институт связи и особой техники РККА). Прорыв в работах случился в 1940 году, когда ими занялся завод №211 НКЭП (завод «Светлана»). Данный прибор ошибочно называют «Дудкой», на самом деле это более ранняя разработка (1936 года). В 1941 году использовался другой прибор, он именовался как «Очки». После начала войны работы по приборам легли на плечи ОКБ ВЭИ (Всесоюзный Электротехнический Институт). Возглавил данные работы начальник конструкторского бюро В.Г. Бирюков. Под его руководством ОКБ ВЭИ создало инфракрасный пеленгатор «Омега» и инфракрасный бинокль «Гамма», применявшиеся на флоте и признанные успешными разработками.

15 мая 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1755сс «О специальных оптических приборах». «Омегу» и «Гамму» приняли на вооружение, а ОКБ ВЭИ получило задание на разработку новых приборов — для флота, авиации и наземной техники. С ОКБ ВЭИ был заключен договор на выпуск прибора. Изначальная его цена была очень немаленькой — 52850 рублей. Спустя 2 месяца, 15 июля 1942 года, прибор поступил на НИБТ Полигон для испытаний. Выяснилось, что прибор позволяет механику-водителю Т-34 ехать при закрытом люке со скоростью 10-12 км/ч. Испытатели указывали на некоторые недостатки прибора, но в целом подтверждали возможность его использования.

По итогам испытаний 18 августа 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №2181сс «Об изготовлении опытной партии приборов для ночного вождения танков». Согласно ему, для испытаний изготовлялось 25 комплектов приборов ночного видения. В ГАБТУ КА указывали, что от прибора требуется обеспечить дальность обзора 20 метров при скорости танка 15-20 км/ч. Цена одного изделия снизилась до 15 тысяч. 21 сентября первая партия из 10 приборов была сдана заказчику, еще 15 штук сдали 1 октября.

Приборы направили в 26-й танковый корпус, где 15 штук установили на Т-34 из состава 19-й танковой бригады и еще 9 штук поставили на Т-34 из состава 157-й танковой бригады. Установка не представляла большой сложности: вместо призм люка механика-водителя ставился прибор, а обычную фару заменяли на инфракрасную. Испытания показали, что на дистанции 30 метров хорошо различимы «вертикальные» предметы, но плохо видны «горизонтальные», например, дорога.

Несмотря на то, что прибор дал даже лучшие, чем предполагалось, результаты, танкисты 26-го ТК отнеслись к приборам с недоверием. После проведения тестовых пробегов приборы сняли, а на ночных маршах использовались обычные фары. Объясняли это тем, что «приборы плохо ведут себя в сталинградских степях». Аппаратуру погрузили в грузовики, которые в феврале 1943 года разбомбила немецкая авиация. По этому поводу были большие разбирательства.

На этом работы по приборам не свернули, ОКБ ВЭИ занималось не только приборами ночного вождения, но и ночными прицелами. Хотя конфуз с 26-м ТК дал о себе знать. Работы по внедрению танковых ИК-приборов сильно замедлились.

Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте Юрий Пашолок. Фронтовые пробы советских танковых приборов ночного видения на Сталинградском фронте

Список источников:

      1. ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/b/ZeXKWJjT6RVzZN1q

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account