Юрий Пашолок. «Эмча» с апгрейдами

20
Юрий Пашолок. "Эмча" с апгрейдами

Юрий Пашолок. «Эмча» с апгрейдами

К началу 1944 года окончательно назрел вопрос модернизации семейства Medium Tank M4. Еще с 1942 года начались опытные работы по установке 76-мм орудия M1 с баллистикой зенитки. Теоретически влезало, но внутри получалось чересчур тесно. Надо сказать, что уже потом именно такие конверсии появились, но американские военные избрали несколько иной путь. Дело в том, что с 1942 года началась работа по сменщику Medium Tank M4, причем шла она по нескольким направлениям. Как раз в 1943 году выяснилось, что и у сменщиков башня маловата, так что на свет появился Medium Tank T23, у которого появилась более просторная башня. В ней орудие M1 чувствовало себя свободно. Всё бы хорошо, даже серию из 250 танков заказали, вот только сам танк не получился. «Электровеник» был слишком сложным в обслуживании, а штатная ходовая от M4 была и вовсе не от большого ума. В общем Medium Tank T23 не получился, зато получилась его башня. Которая имела тот же диаметр погона, что и у M4.

Естественно, мимо такого счастья мимо проходить не стали. Уже в январе 1944 года были сданы первые Medium Tank M4A1(76)W, получившие «мокрую укладку», а также башни T23 (официально башня имела номер детали D82081). С марта 1944 года начался выпуск Medium Tank M4A3(76)W. Наконец, с мая 1944 года пошел выпуск Medium Tank M4A2(76)W. Последние машины предназначались для поставок в Советский Союз, первые из них оказались в СССР во второй половине сентября 1944 года. Между тем, работа над усовершенствованием Medium Tank M4 продолжались. Теперь был поднят вопрос о ходовой части. Она была уже слабоватой, поэтому еще с 1942 года рассматривались различные варианты модернизации ходовой части. Предлагалась свечная подвеска по типу Medium Tank T4, в 1944 году испытывалась торсионная подвеска. Но самой перспективной оказалась подвеска с горизонтальным расположением буферных пружин (HVSS, «horizontal volute spring suspension»). С 1942 года её продвигал Гарри Нокс, автор подвески VVSS. Первые образцы HVSS появились в 1942 году, а весной 1943 года появилась улучшенная конструкция, в которой пружины в качестве упругого элемента дополнил телескопический амортизатор.В конце марта 1944 года подвеска HVSS была одобрена для установки на все танки семейства M4. Поставили ее и на дизельный танк, который получил обозначение Medium Tank M4A2E8.

Новая подвеска оказалась очень кстати, поскольку боевая масса машины дошла уже до 33 тонн. Вместе с новой подвеской танк получал трак T66 шириной 584 мм, что заметно уменьшило удельное давление на грунт — до 0,71 кг/см2. Судя по имеющимся публикациям, новая подвеска была внедрена с декабря 1944 года, хотя скорее стоит говорить про январь 194 года. К тому моменту и башня прошла несколько ступеней эволюции. С октября 1944 года стала выпускаться новая башня — 7054366. Ее довольно легко отличить по тому, что заряжающий получил небольшой люк овальной формы. Кроме того, орудие получило двухкамерный дульный тормоз. Можно сказать, что это была последняя крупная эволюция данного танка.

Medium Tank M4A2E8, финальная эволюция дизельного "Шермана"

Medium Tank M4A2E8, финальная эволюция дизельного «Шермана»

Выпуском M4A2E8 занималось два завода — Fisher Tank Division и Pressed Steel. Суммарно они выпускали по 400-500 машин в месяц, при этом переход на HVSS вообще никак не указывался в их контрактах. Зато его можно заметить по просадке объемов выпуска обоих заводов. Похоже, как раз в январе 1945 года, когда эта просадка произошла, и случились проблемы с резиной. Но далее производство рвануло вверх. А в марте 1945 года первые M4A2E8 доплыли до СССР. Всего же было выпущено 2915 дизельных танков с 76-мм пушкой, из них 2894 были построены на Fisher Tank Arsenal, а 21 — силами Pressed Steel Car Company. Надо сказать, что траки T66 продержались в производстве недолго. Их M4A2E8 получали только с января по март 1945 года, с марта 1945 года в серию пошли траки T80, имевшие резинометаллическую конструкцию. Почему произошла замена, стало ясно уже потом. С марта 1945 года (с машины под номером 64741) прекратили установку миномёта в крыше башни, а начиная с машины 64724 у танков появился чехол, который ставился на орудийную маску. Впрочем, в Советский Союз попали в основном танки как раз января-марта 1945 года.

M4A2E8 на испытаниях в СССР ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2932, л.2

M4A2E8 на испытаниях в СССР ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2932, л.2

По результатам испытаний на НИБТ Полигоне выяснилось, что средние скорости танка чуть снизились. Если средняя скорость чистого движения у M4A2(76)W составила 19,8 км/ч, а техническая — 19,2 км/ч, у M4A2E8 те же показатели составили 18 и 17,4 км/ч соответственно. Зато расход топлива немного снизился, отчасти за счет более высоких сцепных свойств траков T66. Более широкие гусеницы улучшили и проходимость танка. Кроме того, за счёт более мягкой подвески механик-водитель мог не сбрасывать скорость там, где подвеска VVSS работала не так хорошо и пропускала удары. Это тоже хорошо повлияло на проходимость. Особенно очевидной разница была на тяжелом бездорожье, где сцепные свойства и удельное давление были более важными. Одним словом, вердикт полигона насчет M4A2E8 был положительным. При этом поломок ходовой части не наблюдалось. Что несколько отличалось от того, что происходило в войсках.

Из частей быстро пошли жалобы на проблемы с ходовой частью

Из частей быстро пошли жалобы на проблемы с ходовой частью

Надо сказать, что всего M4A2E8 в СССР попало около 350 штук. Но их заметили, особенно ремонтники. В мае 1945 года разразился достаточно крупный скандал, связанный с прибывающими танками. Его причиной стало качество этих машин, а именно — ходовой части. Гусеничные ленты танков были собраны из траков трёх партий, одна из которых (с маркировкой D 80073 CC) имела очень высокий процент брака. Впервые это обнаружили в 16-м отдельном учебном танковом полку. Проверка, включавшая испытания танка с регистрационным номером U.S.A. 30122505, подтвердила проблемы с этими траками. В результате появился приказ о замене гусениц всех 177 прибывших на тот момент танков. Речь шла в первую очередь о переборке гусеничных лент и замене траков дефектной партии. Дополнительную головную боль принесли бандажи опорных катков. Помимо производственных дефектов, причиной были и траки T66, которые «жевали» резину. Собственно, поэтому и появился трак T80. К 23 июля 1945 года в составе 9 гвардейского механизированного корпуса имелось 84 M4A2E8. Эти машины оказались единственными танками данного типа, которые Красная армия использовала по назначению — правда, уже в ходе советско-японской войны. При этом участие 201-й танковой бригады в войне оказалось условным — она находилась в резерве.

Один из пяти английских Sherman IIIAY. Сейчас танк выглядит немного иначе

Один из пяти английских Sherman IIIAY. Сейчас танк выглядит немного иначе

На самом деле большая часть M4A2E8 в СССР не попала. 294 таких танка в 1946 году оказалось в канадской армии. А еще 5 танков попало англичанам. Один из них не так давно стал кинозвездой. Sherman IIIAY, так именовалась эта машина, снялась в роли танка Fury. Что таких танков у американцев не было, никто и не вспомнил, это лишь специалисты поймут. Ну а теперь он «звезда» танкового музея в Бовингтоне.

Статья по M4A2E8:

Юрий Пашолок. Новые ноги для «Эмчи»

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12902426.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account