Юрий Пашолок. Экспортные малыши от Krupp, которые не получились

13
Юрий Пашолок. Экспортные малыши от Krupp, которые не получились

Юрий Пашолок. Экспортные малыши от Krupp, которые не получились

История легких танков l.K.A. и l.K.B., с которыми Krupp пытался выйти на экспортный рынок

Среди тех, кто вполне открыто поддерживал нацистов, был и концерн Krupp. Оружейный гигант из Эссена был одним из основных поставщиков артиллерии еще во второй половине XIX века, те же позиции оставались и далее. Естественно, условия Версальского договора Krupp совсем не нравились, так что, всеми правдами и неправдами, в Эссене двигались к производству вооружению. И тут позиция концерна пересекалась с программой НСДАП, выступавшей за отмену запрету Версальского договора. В середине 20-х годов к артиллерии добавилось еще и танкостроение. Именно Krupp стоял за разработками первых немецких танков, впрочем, поначалу их подвинули заклятые друзья из Rheinmetall Borsig, чья штаб-квартира располагалась не сильно далеко — в Дюссельдорфе. В дальнейшем, впрочем, Krupp смог частично отыграть позиции. Во-первых, La.S., легкий танк, создававшийся Krupp с начала 30-х годов, стал первым крупносерийным немецким танком. Не без проблем, конечно, поскольку башня и подбашенная коробка досталась Daimler-Benz, но тем не менее. Во-вторых, в упорной борьбе с Rheinmetall Borsig удалось победить в борьбе за средний танк поддержки пехоты B.W., и вот он достался Krupp полностью. Это не говоря об артиллерии, где Krupp имела большие контракты.

l.K.A.1, попытка Krupp залезть в рынок экспортных танков

l.K.A.1, попытка Krupp залезть в рынок экспортных танков

Еще с конца XIX века Krupp зарекомендовал себя как один из ведущих производителей экспортного вооружения. Речь идет, разумеется, об артиллерии. Достаточно сказать, что основная часть японской артиллерии имела немецкие корни. Имелся и опыт сотрудничества с Российской Империей: 22-мм гаубица образца 1909 года являлась орудием Krupp. Весьма широко линейка орудий Krupp была представлена и среди продукции Bofors, с которой концерн сначала конкурировал, а затем взял под свой контроль. По иронии судьбы, в годы Первой мировой войны японские и русские орудия очень активно применялись против самих немцев. Это, впрочем, нисколько не остановило желание Krupp продолжить зарубежные поставки. К началу 30-х годов появились идеи и продажи за рубеж танков.

l.K.B.1, более ранняя попытка "прокачать" La.S., эту идею быстро отвергли, поскольку ходовая требовала улучшений

l.K.B.1, более ранняя попытка «прокачать» La.S., эту идею быстро отвергли, поскольку ходовая требовала улучшений

Первой зафиксированной попыткой Krupp продать танки за рубеж стало предложение, сделанное концерном шведской закупочной комиссии. В январе 1931 года, под соусом «танка Bofors» шведам предлагался Krupp Leichttraktor. Сделка не состоялась, поскольку более интересное предложение сделана Maschinenfabrik Eßlingen AG. Речь шла про колесно-гусеничный танк Räder-Raupen Kampfwagen m/28, более известный как Landsverk L-5. На его базе стали строить более удачный L-30 и чисто гусеничный L-10. На некоторое время Krupp умерил свои экспортные амбиции, поскольку предложить было нечего. Во второй половине 1935 года началась активность по легкому танку, предназначенному для продажи за рубеж. Появившиеся в результате танки l.K.A. и l.K.B. стали попыткой Krupp повторить успех Vickers-Armstongs и ČKD. Правда, на пути этих машин встали силы, которые всего несколько лет назад сам Krupp и продвигал.

Финальный вариант шасси l.K.B., по такому принципу построили l.K.B.2. Машина получалась легче Pz.Kpfw.I Ausf.B, хотя, будем честными, реально удельная мощность оказывалась не выше шасси La.S.May

Финальный вариант шасси l.K.B., по такому принципу построили l.K.B.2. Машина получалась легче Pz.Kpfw.I Ausf.B, хотя, будем честными, реально удельная мощность оказывалась не выше шасси La.S.May

Причины появления l.K.A. лежали на поверхности. В тот момент лидером по экспортным танкам была Vickers-Armstrongs с линейкой «Виккерс 4-тонный» и «Виккерс 6-тонный». Машины вполне удачные, но нравились они не всем. Vickers Mk.E страдал от перегрева силовой установки и не отличался высокой подвижностью, а 4-тонные Vickers-Carden-Loyd получались чересчур маленькими. Да и жить в одной компании с мотором справа от башни нравилось далеко не всем. В результате родился спрос на машины аналогичного класса, но «здорового человека». Это и побудило Krupp начать инициативную работу по созданию легких экспортных танков. В 1936 году работы пошли по двум направлениям. Первым стала разработка совершенно нового танка l.K.A. (leichter Kampfwagen für Ausland, то есть легкий танк для экспорта). Базисом для него стала конструкция La.S., но с рядом отличий по конструкции, делавших машину более подвижной, но менее совершенной с точки зрения защиты. Вторым танком стал l.K.B. (leichter Kampfwagen B), представлявший собой попытку Krupp модернизировать La.S. за счет собственного мотора. Эту разработку отвергли, поскольку выбрали мотор Maybach NL 38, под которую создали шасси La.S.May. Но Krupp решил использовать наработки в своих целях.

l.K.B.2, этот танк появился в 1937, потенциально он мог побороться с Praga AH-IV, но по ряду причин борьбы так и не состоялось

l.K.B.2, этот танк появился в 1937, потенциально он мог побороться с Praga AH-IV, но по ряду причин борьбы так и не состоялось

Проект l.K.A. был готов в июле 1936 года. В отличие от La.S.May, число опорных катков осталось тем же, что на исходном La.S., но их диаметр вырос, переделали и подвеску с ленивцем. Всё это позволило избавиться от усилительного бруса. Ванна корпуса была похожа на La.S., но от сложных гнутых деталей отказались в пользу плоских, это позволило удешевить производство. Более простой была и броневая сталь, причем на Krupp давили сверху. Памятуя о том, как пушки немецкого происхождения воевали против немецких войск, с 6-м отделе Департамента Вооружений не хотели подобного, на сей раз уже с танками. Вместе с тем, шасси l.K.A. выглядело едва ли не интереснее La.S.May. В танк установили 85-сильный V-образный 8-цилиндровый мотор Krupp M 311. При этом боевая масса танка оценивалась в 4,5 тонны, а максимальная скорость — в 50 км/ч. С точки зрения вооружения l.K.A. повторял La.S., а башня и подбашенная коробка здорово напоминали конструкцию Daimler-Benz. Но — их переделали так, чтобы ни Daimler-Benz, ни Генрих Ольбрих из 6-го отдела Департамента Вооружений, не смогли подать иск. То есть вроде оно самое, но не совсем. Да и вооружение могло меняться, благо что у швейцарской Solothurn имелся похожий на MG 13 пулемет.

Потенциально l.K.A.1 выглядел вполне неплохим экспортным танком, но требования немецких военных его ухудшить явно не повысили его потенциал

Потенциально l.K.A.1 выглядел вполне неплохим экспортным танком, но требования немецких военных его ухудшить явно не повысили его потенциал

Облик l.K.B. сформировался чуть позже — осенью 1936 года. Базисом для работ по этой машине стали переговоры с Болгарией. Там в «Виккерсах» явно разочаровались и хотели что-то иное. Под них и стали разрабатывать конверсию La.S. Изначально это был самый обычный La.S., в который установили мотор Krupp M 311. На танк установили башню и подбашенную коробку от Pz.Kpfw.I Ausf.B, к которым приделали надмоторную плиту по типу l.K.A.. Получившийся гибрид был готов весной 1937 года, но развития конструкция, получившая обозначение l.K.B.1, не получила. Достаточно быстро стало понятно, что обычной установкой более мощного мотора дело не решить.

Да и в 1938 году, когда его построили, такой танк мало кому был нужен

Да и в 1938 году, когда его построили, такой танк мало кому был нужен

О том, что идея l.K.B.1 не является оптимальной, задумались еще в начале 1937 года. Так на свет появился альтернативный вариант танка, получивший позже обозначение l.K.B.2, его разработка была санкционирована 6-м отделом Департамента Вооружений в феврале 1937 года. Изначально работы сводились к установке всё того же мотора Krupp M 311 в шасси La.S.May, но по факту получилось нечто иное. Дело в том, что за основу было взято шасси La.S. 1-й производственной серии, на которое ставилась модернизированная ходовая часть — от La.S.May. Ее поставили за счет выноса ленивцев назад, габариты моторного отделения вполне позволяли его не переделывать. Таким образом Krupp смог выиграть в массе. По аналогичной системе был создан третий образец — l.K.B.3. Его создавали для возможного контракта со Швецией, там искали альтернативы Landsverk L-120. Заинтересовались l.K.B. и перуанские военные, искавшие альтернативу итальянским танкеткам CV 33. Да и болгарский интерес никуда пока не делся. Только с этими тремя странами общий заказ мог потянуть на почти 150 машин.

К вопросу, откуда появился миф про "прародителя Pz.Kpfw.II". Мало того, что неправильно вписали, так еще и фотографию испортили. На самом деле этот танк появился только в 1938 году

К вопросу, откуда появился миф про «прародителя Pz.Kpfw.II». Мало того, что неправильно вписали, так еще и фотографию испортили. На самом деле этот танк появился только в 1938 году

Примерно в то же время, когда запускались работы по l.K.B., утвердили разработку и l.K.A., при этом машин тоже стало две. Первая создавалась по исходному проекту, она получила обозначение l.K.A.1. Более интересна вторая машина, получившая обозначение l.K.A.2, ее проект утвердили в феврале 1937 года. Она получала более крупную башню, в которой разместилась 20-мм автоматическая пушка Kw.K.30. Боевая масса этого варианта выросла до 5,5 тонн. Анекдотичность ситуации в том, что l.K.A.2 часто именуют прародителем Pz.Kpfw.II. Это общий привет английской разведке, которая еще и испортила единственную фотографию этого танка. Они его и записали в предшественники «двушки», хотя к моменту появления проекта уже не просто прошел конкурс по La.S.100, а еще и запустили серийный выпуск. Что же касается l.K.A.1 и l.K.A.2, то они появились уже в 1938 году. К тому моменту Управление Вооружений Сухопутных Сил прямо намекнуло на то, что экспортную деятельность пора сворачивать. Там и ранее давили на Krupp, требуя сознательно ухудшать конструкцию экспортных танков. Наконец, Krupp слишком долго запрягал. В 1938 году рынок 4-тонных пулеметных танков почти исчез, а все сливки сняла ČKD и ее Praga AH-IV. По совокупности сложилась ситуация, когда более никакого смысла делать l.K.A. и l.K.B. не имелось. Причем это стало понятно еще в конце 1937 года. Одним словом, в экспортного «таракана» Krupp не смог.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/eksportnye-malyshi-ot-krupp-kotorye-ne-poluchilis-61012cc11d61c71b2ac3c49e

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account