Юрий Пашолок. Дымовые шашки, которые почти успели
Первая попытка установки морских дымовых шашек (МДШ) на советские танки
Дымовые завесы являются одним из способов маскировки танков. Существовало несколько способов постановки дымовых завес. Первым, едва ли не самым простым, было использование дымовых снарядов. В этом смысле первопроходцами стали англичане, которые стали производить «артиллерийские» танки с орудиями калибра 94 мм, имевших в боекомплекте осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Еще одним способом являлось использование специальных химических прицепов, которые, вместо дымов, могли применяться и как химическое оружие. Наконец, с начала 30-х годов появился третий вариант — установка специальных приборов дымопуска непосредственно на танках. Появились они не сразу, и далеко не у всех, вместе с тем, к началу Второй мировой войны целый ряд стран вполне имел приборы дымопуска на танках. Прежде всего это касается Германии и Великобритании. В том или ином виде немцы и англичане использовали дымовые мортирки. У немцев поначалу приборы дымопуска выглядели немного иначе, но в итоге и они пришли к мортиркам. Это самый простой способ получить приборы дымопуска, но со своими недостатками. Главный из них очевиден — крайне небольшая эффективность дымовой мортирки. Танк она отчасти прикрыть завесой может, но не более того.
Во многом именно это являлось причиной, почему дымовые мортирки не появились, например, на советских танках. Вообще и по этому направлению также шли работы, но за рамки эксперимента они обычно не выходили. Зато имелись танковые дымовые приборы (ТДП), которые серийно ставились на танки Т-28 и Т-35. Существовало несколько типов ТДП, которые заправлялись жидкостью S-IV (дымовая смесь С-4, 40%-ный раствор серного ангидрида в хлорсульфоновой кислоте). Предполагалось ставить ТДП и на Т-46-1, такой прибор монтировался в корме танка. Плюсы ТДП очевидны: эти приборы могли вырабатывать завесу в течение 10 минут, причем время выработки выбирал сам экипаж. Да и облако они давали будь здоров — до 1500 метров в длину и до 30 метров в высоту. Правда, имелись и минусы. Это и то, что ТДП довольно громоздкие (не просто так их ставили на Т-28 и Т-35), и не очень-то надежная работа самих приборов. Поэтому шли различные изыскания по теме замены ТДП на что-то более простое и компактное.
Идея того, чем заменить ТДП, возникла в 1940 году. Как не странно, идею подсмотрели на флоте. Дело в том, что целый ряд стран перед войной поставил на вооружение дымовые шашки корабельного базирования. Не стал исключением и Советский Союз. В конце 30-х годов НИХИ ВМФ (Научно-Исследовательского Химического Института) вел работу по аналогичным устройствам. В результате на свет появилась морская дымовая шашка, она же МДШ. Разработал ее старший инженер 2-го отдела НИХИ ВМФ В.М. Галашин. На свет появилась очень удачная конструкция: шашка получилась компактной (длина 470 мм, диаметр 418 мм), при массе 50 кг она горела 6 минут и давала завесу длиной примерно 400 метров. Конструкция МДШ позволяла ее относительно легко поставить на танк. Немаловажным моментом было то, что в 1940 году МДШ уже находилась в серийном производстве на заводе №11 НКБ в Загорске. Эти факторы и дали основание для идей использования МДШ как средства дымопуска на бронетанковой технике. 10 декабря 1940 года были подписаны тактико-технические требования на «проектирование и изготовление приспособлений для установки дымовых шашек на танках Т-34, Т-50, КВ и БТ». Согласно требованиям, на каждый танк ставилось по 2-4 дымовых шашки, причем их зажигание и сброс осуществлялся изнутри боевой машины. Система зажигания должна была обеспечивать раздельное использование шашек. Установка шашки на танк не превышала 10 минут, а ее масса ограничивалась 30 кг. Важным моментом являлось то, что установка шашек предполагалась унифицированной, а крепления не мешали работе с танком.
В качестве исполнителя заказа на установку танковых МДШ выступил НАТИ (Научный автотракторный институт). Непосредственные работы по теме возглавил инженер 1-го отдела А.И. Дрозд, а общее руководство осуществлял военинженер 2-го ранга А.Ф. Кравцев. Для осуществления работ в феврале 1941 года НАТИ выделялось 4 дымовых шашки. В марте 1941 года также требования на разработку крепления МДШ на правили в Ленинград. Данные работы возлагались на завод №174, который был известен как центр различных экспериментальных разработок. К тому же всё равно предполагалось ставить МДШ на Т-50. Впрочем, именно Т-50 стал единственным танком, который данные шашки не получил. Да и в целом завод №174 завалил целый ряд работ, связанных с установкой на Т-50 различного оборудования. Сделали там только установку огнемета, да и то опытную. В серии огнемет АТО-41 на Т-50 не ставился. Что же касается шашек, то в мае 1941 года на завод №174 пришло письмо из ГАБТУ КА, где несколько удивлялись аппетитам завода. Там задавались вопросом, каким образом завод получил столь большую смету, при том, что калькуляция показывала сумму не более 25 тысяч рублей. Заодно дирекции завода №174 показали договор с НАТИ, где стоимость работ составляла 22 тысячи рублей.
Самое главное заключалось в том, что НАТИ, от завода №174, свою работу выполнил. В конце мая 1941 года там изготовили первый опытный образец установки МДШ. Создавалась данная система для установки в кормовой части танков Т-34 и КВ-1, но первые опыты провели на БТ-7. Согласно описанию НАТИ, конструкция креплений позволяла поставить дымовые шашки на любой тип танков, но при этом БТ-7 смог принять на борт всего одну МДШ. Следует отметить, что сама по себе танковая версия шашки отличалась от морской версии. Согласно рекомендациям Галашина, был установлен электрозапал от более крупной модели — МДШ-100. На установке от НАТИ использовалась электромагнитная система сбрасывания, питалась она от штатной электросети. Благодаря ей управление шашками осуществлялось всего четырьмя кнопками внутри танка, панель с ними ставилась у командира машины. Две кнопки использовались для поджигания шашек, еще две — для их сброса. Как резервный вариант сброса имелась и ручная система, но в НАТИ сразу оговаривали, что она не особо удобная, ибо приходилось тянуть трос через все моторное отделение.
Первые испытания, которые провели на БТ-7, показали хорошую работу самой шашки и системы зажигания/сброса. Вместе с тем, именно этот танк оказался мало пригоден для установки МДШ. Причиной тому являлась выхлопная система БТ-7. Вырывающиеся выхлопные газы могли привести к непроизвольному воспламенению шашки. И не просто могли — случай загорания шашки оказался зафиксирован. По этой причине БТ-7 быстро отпал как носитель МДШ. Совсем другая ситуация оказалась с Т-34 и КВ-1. В случае с Т-34 шашки ставились на верхнем кормовом листе, в котором сверлились отверстия для установки креплений. Размещали их слева и справа от выхлопных труб, так что они не мешали. Да и в целом установка МДШ на Т-34 выглядела наиболее рационально. В случае с КВ-1 установка МДШ осуществлялась на задних оконечностях крыльев. Не так удобно, как на Т-34, но вполне приемлемо.
В ходе испытаний, которые провели на НИБТ Полигоне, выяснилось, что оптимальным является использование дымовых шашек при движении танка на скорости 10 км/ч. При этом получалась завеса длиной 300-400 метров. Полигонные испытания показали, что использовать шашки удобно, при последовательном включении шашек дымовая завеса ставилась в течение 22 минут. Дымовой прибор действовал безотказно. По итогам испытаний НИБТ Полигон рекомендовал ввести установку МДШ на Т-34 и КВ-1. В связи с этим 24 июня 1941 года ГАБТУ КА дало указание срочно доработать чертежи и выслать по 5 комплектов МДШ на Кировский Завод, ЧТЗ, завод №183 и завод №174. Ставились они, соответственно, на КВ-1, Т-34 и Т-50. Впрочем, планы на оснащению танков дымовыми шашками выглядели куда более масштабно. 26 июня последовало указание об изготовлении 58 тысяч МДШ с электрозапалами для МДШ-100. Из них первые 4 тысячи штук ожидались уже в июле 1941 года.
Эти грандиозные планы во многом оказались сорваны решениями ГАБТУ КА. Дело в том, что МДШ была уязвима для стрелкового огня. После попадания 6-12 пуль шашка загоралась, поэтому появилось требование на танковую дымовую шашку — ТДШ-1. Отличалась она, прежде всего, иным составом смеси. ТДШ-1 испытали в июле 1941 года, причем эти самые испытания оказались неоднозначными. Для начала, эффективность действия шашки была хуже. Также иной состав смеси повышал температуру горения, а это отчасти лишало идею смысла. Посему 27 июля последовали новые вводные. Вместо ТДШ-1 снова ставилась МДШ, но эксперименты по более безопасной шашке продолжались. Объем выпуска танковых шашек снижался до 1500 на июль 1941 года. Первые МДШ планировалось ставить с 10 августа.
Увы, эксперименты с ТДШ-1 имели самые негативные последствия для всего предприятия. Постепенно промышленности становилось совсем не до дымовых шашек, а осенью еще и начался процесс эвакуации предприятий. Закончилось это всё вполне ожидаемо. Грандиозные планы по оснащению Т-34 и КВ-1 МДШ остались планами. Вернулись к данным работам только в 1943 году, а серийная установка МДШ началась и того позже. По большому счету, на запуск процесса установки дымовых шашек не хватило месяца. А еще не хватило понимания, что некоторые вещи, особенно во время войны, делать надо быстро, а не строить долгие планы. Подобное, впрочем, было «нормальным» явлением во многих странах, по куда более важным темам и с куда более печальными последствиями.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
-