История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.c, на который MAN поставила нормальную ходовую часть
Одной из любимых затей многих конструкторских школ является перенос каких-то удачных решений с одного проекта на другой. Такое сплошь и рядом, в том числе и в танкостроении. Иногда такой подход работает, а иногда и нет, особенно когда решение не твоё и ты не знаешь подводных камней. С подобным периодически сталкивались немцы, особенно в межвоенный период. С 1925 года они втихую возрождали своё танкостроение, начав с нуля, поскольку разработки Первой мировой войны уже совсем не годились. Немцы, как, впрочем, и все остальные державы, внимательно следили за английским и французским танкостроением, совершенно не гнушаясь откровенно воровать некоторые технические решения. Например, у Адольфа Кегресса они украли резинотканевую гусеничную ленту. Но поговорка «укради с умом» им явно была чужда. В результате то, что более-менее работало у французов, у немцев как-то не особо получилось. Поэтому резинотканевые гусеничные ленты быстро заменили на цельнометаллические траки.
На этом собрания сочинений отнюдь не закончились. Потерпев неудачу с французской разработкой, немцы решили подрезать идей у англичан. Через подставную фирму они купили три транспортера Vickers-Carden-Loyd, которые являлись производной «патрульного» танка. Немцы про это были в курсе, а английский транспортер стал базой для создания немецкого легкого танка La.S. Естественно, о полном копировании речь не шла, но прообраз виден прекрасно. При этом немцы традиционно перегрузили танк на 2 тонны, после чего начали разработку еще одного — La.S.100. Дело в том, что ни 20-мм автоматической пушки, ни третьего члена экипажа в La.S. загрузить не удалось. Работы по новому танку велись под надзором 6-го отдела Департамента Вооружений, который, не желая рисковать, решил во многом повторить концепцию предыдущего танка. И это стало причиной больших проблем.
В отличие от предшественника, La.S.100, он же Pz.Kpfw.II, смог вместить и 20-мм автоматическую пушку, и радиста как третьего члена экипажа. Вместе с тем, желание 6-го отдела Департамента Вооружений перенести идею ходовой части La.S. на более крупный танк вызвало ряд проблем. Одной из ключевых стала надежность ходовой части, прежде всего подвески и опорных катков. Попытка усиления ходовой части особо проблему не решило, тем более что боевая масса продолжала расти. Вместо исходных 6 тонн реальная боевая масса составила 7,6 тонн для Pz.Kpfw.II Ausf.a и 7,9 тонн для Pz.Kpfw.II Ausf.b. В результате MAN провел очередную модернизацию машины, которая вылилась в новую версию. Она относилась сразу к двум сериям — 2.Serie/La.S.100 и 3.Serie/La.S.100. Речь идет о Pz.Kpfw.II Ausf.c, последнем мелкосерийном варианте машины. Именно в этом варианте удалось окончательно сформировать облик Pz.Kpfw.II. Одновременно это была последняя версия танка, которую MAN делал в одиночку.
К 1937 году Генрих Книпкамп, который фактически подмял под себя разработку новых гусеничных шасси, стал активно продвигать торсионную подвеску. Результатом стало появление La.S.138, первого из «гоночных» танков. Если бы дело ограничилось только торсионной подвеской, то, возможно, замена неудачной конструкции с 6 опорными катками могла появиться раньше. Но вслед за торсионами пошли и другие идеи. Между тем, решение с ходовой частью требовалось срочно, в результате MAN решил проблему самостоятельно. Там создали новую подвеску. Она тоже оказалась рессорной, но на сей раз независимой. Чисто опорных катков снизилось до 5, а их диаметр вырос до 550 мм. Новая подвеска оказалась тяжелее, но зато куда надежнее и удачнее. Самое главное, что еще и не требовалось серьёзно переделывать «ванну», поскольку элементы подвески крепились снаружи. Переделали крепления поддерживающих катков, а их число выросло до 4 штук на борт, внесли ряд изменений и в другие элементы ходовой части.
Впрочем, немного изменять ванну корпуса всё же пришлось. На сей раз причина была в замене мотора. Постоянные изменения шасси La.S.100 неизменно приводили к тому, боевая масса росла. По итогам она не то, что перешагнула 8 тонн, а вплотную приблизилась к отметке 9 тонн. На горизонте замаячила перспектива снижения подвижности, поэтому на Maybach разработали более мощный мотор. Взяв за основу модель Maybach 57 TR, там создали увеличенный по объему до 6,235 литров двигатель. Он получил обозначение Maybach HL 62 TR, мощность выросла до 140 лошадиных сил. В результате удельная мощность танка сохранилась на более-менее приличном уровне — 15,7 л.с. на тонну. В связи с переделкой силовой установки корпус стал чуть длиннее. Общая его длина выросла до 4810 мм, то есть длиннее на 55 мм.
Еще одной заметной переделкой стали топливные баки. Основной бак на Pz.Kpfw.II находился в боевом отделении, с правого борта. Для доступа к нему имелись заливные горловины, чтобы до них добраться, требовалось сначала открыть лючки в правом борту подбашенной коробки. Это было неудобно, да и лючки хорошо простреливались. На модернизированном 2.Serie/La.S.100 горловины баков перенесли на крышу подбашенной коробки. Дополнительные изменения конструкции танка внесли внутри отделения управления. В связи с критикой места механика-водителя его немного переделали, также доработали механизмы управления.
По результатам переделок эволюция Pz.Kpfw.II привела к необходимому результату. Новая подвеска стала гораздо более надежной, ее можно назвать большой удачей MAN. Достаточно сказать, что в дальнейшем она смогла пережить торсионную подвеску Книпкампа. У нее оказался большой запас прочности, а конструкция гораздо проще торсионов. Далее ее использовали на тяжелых полугусеничных тягачах Mercedes-Benz L 4500R Maultier. Впрочем, это будет потом, а пока на дворе стояла середина 1937 года. Проблемы с ходовой частью существенно тормозили выпуск танка. К маю 1937 года предполагалось выпускать по 25-35 Pz.Kpfw.II ежемесячно, но по факту на тот момент построили всего 115 танков всех версий. Разделение 2-й производственной серии стало верным решением, поскольку еще 31 танк с неудачной ходовой частью был не нужен. В результате Pz.Kpfw.II Ausf.c, так обозначили танк с новой ходовой частью, затронул сразу две серии. 31 танк по заказу 2.Serie/La.S.100 получил серийные номера 21101–21131, их сдали летом 1937 года. Далее последовала 3-я серия, или 3.Serie/La.S.100. В ее рамках осенью 1937 года сдали еще 44 танка, получивших серийные номера 22001–22044.
Pz.Kpfw.II Ausf.c стал последним танком данного типа, имевшим в индексе маленькую букву. Она означала установочную серию. Уже в ноябре 1937 года MAN начал сборку Pz.Kpfw.II Ausf.A, танков 4-й производственной серии. Они несколько отличались от предшественника, но разница эта оказалась минимальной. Танк, наконец, сформировался, что и стало сигналом к запуску полномасштабного производства Pz.Kpfw.II. Ну а Pz.Kpfw.II Ausf.cтал промежуточным танком, правда, с одной существенной разницей. Серия из 75 танков совсем не означала, что машина будет прозябать в учебных частях. Это уже был полноценный представитель своего семейства, который полностью лишился недостатков своих предшественников. Посему служба у него оказалась куда дольше более ранних Pz.Kpfw.II.
Последний танк установочных серий принимал участие во всех основных операциях первой половины Второй мировой войны. Сформировавшееся шасси позволило проводить с ним все те же самые переделки, что и с танками основных серий. Касалось это и усиления броневой защиты, и улучшения ситуации с обзорностью башни. Первой модернизацией стало появление дополнительных броневых листов в лобовой части корпуса, подбашенной коробки и башни. Проводить ее начали с февраля 1940 года. Дополнительные листы имели толщину 15–20 мм, что позволило усилить броню лобовой части до 30–35 мм. Естественно, от огня противотанковых пушек это не спасало, только снизилась дистанция пробития. Тем не менее, это уже лучше, чем лоб толщиной 15 мм. Самое главное, что эта броневая защита уже более-менее массовой к маю 1940 года. Ее получили далеко не все Pz.Kpfw.II, но тем не менее, уже прогресс. Особенно на фоне происходившего с дополнительной броней немецких средних танков.
Следующая крупная модернизация, которая затронула и Pz.Kpfw.II Ausf.c, оказалась связана с обзорностью. У нас очень любят пафосно рассказывать про супер-обзорность немецких танков, «не то, что у советских танков». Но вообще иногда лучше жевать, или просто молчать. В случае с Pz.Kpfw.II одной из ключевых жалоб была именно обзорность. Штатные приборы, включая и перископ в лобовой части башни, нормальный обзор не обеспечивали. Поэтому в октябре 1940 года для Pz.Kpfw.II создали совершенно новую смотровую башенку. Можно сказать, что немецкие инженеры превзошли самих себя, потому что они, наконец, узнали о волшебном мире перископических приборов призменного типа. Для немцев это стало настоящим хайтеком, до того дальше стеклоблоков они не доходили. Получилась очень удачная командирская башенка с круглым люком сверху, позже она перекочевала на StuG 40 Ausf.G.
К лету 1941 года все имевшиеся в наличии танки версии Pz.Kpfw.II Ausf.c получили эту самую башенку, а также усиленную броневую защиту. С конца 1940 года стали ставить конвойные фары NOTEK, а в мае появились новые ящики ЗИП по правому борту. В таком виде танки и воевали на советско-германском фронте. Тут периодически задают вопросы, а чем был хорош Т-60, но при этом почему-то про танки вроде Pz.Kpfw.II молчок. Ну а правда, чем же был он хорош? Да в общем-то ничем, эти танки по боевой эффективности оказались, в лучшем случае, на уровне наших «малышей». Прекрасно осознавая этот факт, немцы использовали их скорее на подхвате. Разведка, работа совместно со средними танками и так далее. Об этом прямо говорит статистика безвозвратных потерь на советско-германском фронте. За 1941 год они составили 424 штуки, причем добрая половина пришлась на июль-август (117 и 106 штук соответственно). Для сравнения, в мае 1940 года немцы безвозвратно потеряли 194 Pz.Kpfw.II.
Несмотря на то, что к весне 1942 года ситуация с Pz.Kpfw.II была предельно ясной, эти танки продолжали использовать по назначению. Прямым образом это касалось и Pz.Kpfw.II Ausf.c. Несмотря на малочисленность, они нет-нет, да проскакивают в хронике. В основном они использовались как машины наблюдателей, а также как разведчики и штабные танки. В таком виде они дожили аж до лета 1943 года. При этом их оставалось довольно много. Впрочем, к 1943 году их стали массово переделывать в разные спецмашины, что привело к резкому снижению численности. Тем не менее, иным танкам довелось повоевать даже летом 1944 года. Именно к этим машинам и относятся те два (скорее полтора) танка, являющиеся дожившими до наших дней Pz.Kpfw.II Ausf.c. «Полтанка» — это шасси, вытащенное коллекционером Андрэ Беккером со свалки в Трене, Нормандия. Ныне судьба танка пока неизвестна, рано или поздно всплывёт. Так или иначе, но этот танк явно имел примерно ту же судьбу, что и куда более известным Pz.Kpfw.II Ausf.c. Эта машина также родом с той же самой свалки.
В отличие от первого танка, у второй, сомюрской машины, судьба более-менее известна. Машина попала во 2-ю танковую дивизию, с ней она проехала Польшу, Францию, в ноябре 1941 года проехала мимо того самого разъезда Дубосеково. За время эксплуатации она прошла полный цикл модернизации. Далее танк оказался во Франции, где его переделали в машину наблюдателей. Она получила рамочную антенну, в таком виде она использовалась во время боёв в Нормандии. Боевой путь танка, к тому моменту имевшего темно-желтый базовый цвет (Dunkelgelb), закончился летом 1944 года. Ныне он отреставрирован до ходового состояния, хотя, будем честными, реставрация мастерской братьев Кадманов особой аутентичностью не блещет. По мелочам машину я бы не рискнул давать как образец. Это к вопросу о зарубежной реставрации. Так или иначе, минимум 2 выживших машины из 75, да еще и с таким боевым путем — это уже неплохо. Теперь ждем, у кого всплывет второй танк.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Архив автора
- eBay
- Архив Вячеслава Лен
-