До Второй мировой войны боевые действия в зимних условиях в ряде стран почти не отрабатывались. Особенно это касалось военной техники. С рядом проблем, во время советско-финляндской войны, столкнулась и Красная Армия. Это привело к ряду реформ, которые оказались крайне важными зимой 1941-42 года. К этому времени Красная Армия располагала не только зимней формой, включая зимний камуфляж, но и специализированной военной техникой. В ее числе оказались аэросани, появившиеся еще в годы Первой мировой войны. После войны с Финляндией стала понятна острая необходимость в специальных транспортных, а также резведывательно-ударных аэросанях. Часть из новинок дебютировала в битве под Москвой. Вместе с тем, во время войны использовались далеко не одни аэросани.
Среди тех, кто разрабатывал средства передвижения по снегу, были и американцы. В США также создавали аэросани, но большее развитие получили снегоходы. Поначалу речь шла о небольших снегоходах, но в 1942 году от английского Объединенного Оперативного Штаба поступил заказ на двухместный снегоход, предназначенный для диверсионных операций. Англичанам он понадобился для проведения диверсионных операций на территории Норвегии. В апреле 1942 года американский Департамент Вооружений разослал спецификацию на «снежный транспортер» в ряд компаний. Единственным участником конкурса стала Studebaker, который требовались военные заказы. В результате на свет появился Cargo Carrier T15, первые образцы были изготовлены в июне того же года. Основная часть этих снегоходов, стандартизированных как Cargo Carrier M28, оказалось в американской армии. Оказалось, что было только начало.
По результатам испытаний Cargo Carrier T15 в американской армии появилась спецификация на улучшенный снегоход. Теперь экипаж составлял 4 человека, что потребовало перекомпоновки. Уже в августе 1942 года на испытания вышел Carrier, Light Cargo, T24. В 1943 году машину запустили в серию, стандартизировав как Carrier, Light Cargo, M29. Также она получила имя Weasel, изготовили их почти 2,5 тысячи. Машина считалась уже снегоболотоходом, причем по проходимости она превосходила Willys MB. Годом спустя в серию пошла улучшенная версия машины, M29C. Она отличалась тем, что спереди и сзади могли прикручиваться поплавки, после чего, напомню, снегоход мог плавать. M29C выпустили больше 10,5 тысяч штук, а всего Studebaker изготовила 15892 транспортера всех вариантов. Последние из них воевали во Вьетнаме, удивительная история для снегохода.
В субботу 24 декабря на выставке «Моторы Войны» пройдет динамический показ многоцелевого транспортера M29C Weasel. Изначально создававшийся как снегоход, далее он использовался в самых разных вариантах, научившись, в версии M29C, еще и плавать. Тем не менее, его снегоходные свойства не раз использовались по прямому назначению. Это можно будет увидеть и на нашей выставке.
Начало показа в 12:00, адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2. Телефон администратора музея: +7(919)784-06-96.
источники: