Юрий Пашолок. Динамический показ бронеавтомобиля БА-10М на «Моторах Войны» 06.08.2022
Одним из тех видов военной техники, которые Красная Армия активно развивала в межвоенный период, стали бронеавтомобили. История советского бронеавтомобиля развивалась несколько необычно. Это оказалось связано с особенностями отечественного автомобилестроения. В 20-е годы единственным подходящим шасси оказался грузовик АМО-Ф-15, на его базе был создан первый массовый отечественный бронеавтомобиль — БА-27. После того, как в 1929 году удалось договориться с Генри Фордом, появилось еще 2 шасси — Ford A и Ford AA. Приоритетом стал легковой автомобиль Ford A (позже ГАЗ-А), который выглядел более простым, массовым и дешевым решением. Тем не менее, работы по средним пушечным бронеавтомобилем не закончились. На Ижорском заводе сконцентрировались на бронемашинах данного класса.
Поначалу основой выступало шасси Ford-Timken, в честь фирмы, которая выпускала 2-осные задние тележки для Ford AA. В 1934 году на свет появился отечественный аналог — ГАЗ-ААА. Трехосное шасси грузоподъемностью 2 тонны более известно как грузовик, но на самом деле оно сразу создавалось в расчете на использование как базы для различных спецмашин. Одной из категорий таких спецмашин стали броневики. Первым из них стал БА-6, прямое развитие среднего пушечного бронеавтомобиля БА-3. Как и другие ижорские средние броневики, создали его под руководством А.Д. Кузьмина. В начале 1937 года на испытания вышла новая бронемашина, изначально именовавшаяся как БА-6М. От предшественника новая модель отличалась существенно измененной конструкцией корпуса и башни. Бронелисты стали ставить под наклоном, а также отказались от кормовой ниши башни. Теперь боезапас находился в кормовой части корпуса, под башней.
На вооружение Красной Армии бронемашина была принята под индексом БА-10. Одной из ее особенностей стал перенос баков на крышу отделения управления, за головами механика-водителя и стрелка-радиста. Такое решение вызвало массу вопросов, итоги боев у реки Халхин-Гол подтвердило опасения. Башни оказались уязвимыми, часто становясь причиной гибели экипажа. Еще до боевого дебюта БА-10, в начале 1939 года, был разработан модернизированный вариант броневика. На нем баки перенесли из отделения управления в бронированные короба над задними осями шасси. Вскоре модернизированный вариант броневика пошел в серию. Также был запущен процесс модернизации ранее выпущенных БА-10. Известны эти машины как БА-10А и БА-10М, причем что означали буквы А и М, похоже, по-разному считали даже в ГАБТУ КА.
Всего было выпущено 3291 БА-10 и БА-10А/БА-10М, они стали самыми массовыми советскими довоенными броневиками. В том же статусе они встретили и начало Великой Отечественной войны. Почти все БА-10 погибли во время войны. До недавнего времени ни одной бронемашины данного типа на территории России не было известно. Но за последние полтора десятилетия удалось восстановить несколько БА-10. Один из них, в варианте модернизированного БА-10, ныне находится в коллекции военно-исторического клуба «Капонир». Машина активно участвует в различных военно-исторических мероприятий. С декабря 2021 года ее можно видеть на выставке «Моторы Войны». 6 августа состоялся ее динамический показ. Они проводятся на «Моторах Войны» каждую субботу, в 12:00. Попасть на выставку можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://zen.yandex.ru/video/watch/62efa94a52a8ff6f9945c071
источники:
- текст и ссылка на видео — https://zen.yandex.ru/video/watch/62efa94a52a8ff6f9945c071
- фотографии — https://yuripasholok.livejournal.com/13900642.html
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=TNNQLxtFr8k