Юрий Пашолок. Чешско-немецкий кузнечик с тяжелым полевым орудием в кормовой части корпуса
История Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.), она же Grille, последней крупносерийной немецкой САУ со 149-мм орудием sIG 33
Содержание:
Специальные шасси для самоходных артиллерийских установок впервые появились еще в годы Первой мировой войны. Пионерами в этой области стали англичане и французы, а затем американцы. Некоторые из этих шасси отличались большой оригинальностью, например, Saint-Chamond выпускал двухзвенные САУ с мотором в «зарядном ящике», откуда, при помощи генератора и электрического кабеля, питание передавалось на электромоторы в орудийном шасси. Вскоре после окончания Первой мировой войны финансирование подобных разработок прекратилось, на два десятилетия САУ перешли в категорию бедных родственников. Что же касается немцев, то они в самом начале 30-х годов пытались создать специальное шасси Krupp L.S.K., куда ставилась либо противотанковая, либо полевая пушка. Идея эта не продвинулась дальше опытного образца, а в начале Второй мировой войны немцы перешли на конверсии легких танков. Тем не менее, мысли о как минимум переработке шасси под САУ, рано или поздно должны были появиться.
С конца 1941 года шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) начали рассматривать как базу для САУ. Причин на это оказалось несколько. Это и тяжелые потери Pz.Kpfw.38(t) в 1941 году, и более существенные, чем у Pz.Kpfw.II, возможности танка как базы для САУ. Поначалу речь шла об истребителях танков, но в дальнейшем шасси Pz.Kpfw.38(t) привлекло внимание как «повозка» для 149-мм пехотного орудия sIG 33. Работы по САУ, получившему обозначение Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), начались в сентябре 1942 года, опытный образец Alkett подготовил в конце того же года, а с февраля 1943 года на BMM запустили серийное производство. Машина, известная как Grille, получилась довольно удачной, тем не менее, возникла идея создать аналогичную САУ с использованием шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn. Так на свет появилась САУ, известная как Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.).
Рациональное распределение экипажа
У истории САУ с шасси чешского производства довольно интересное начало. Дело в том, что разработка, послужившая идеологической основной для шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn, имела франко-немецкое происхождение. В 1940 году немцы захватили приличное количество французских гусеничных машин снабжения Lorraine 37 L. В немецкой армии эти машины, часто именовавшиеся как Lorriane-Schlepper, поначалу применялись как артиллерийские тягачи. А далее на них глаз положил Альфред Беккер, талантливый офицер-артиллерист из 227-й пехотной дивизии. По его инициативе один из Lorraine 37 L (f) Schlepper переделали в «самоходный лафет». Компоновка Lorraine 37 L была такова, что в кормовой части машины удалось организовать боевое отделение. Это оказалось оптимальным вариантом, поскольку внутри помещалось 3 номера расчета, включая командира, а орудие находилось ближе к центру тяжести машины. 23 мая 1942 года Гитлер, после демонстрации ему опытного шасси, дал указание переделать имевшиеся 160 Lorraine 37 L (f) Schlepper в САУ. Из этого числа 40 машина получали 149-мм гаубицы sFH 13.
САУ, известная под индексом 15 cm sFH 13/1(Sf) auf GW Lr.S.(f), была не самой удачной. Наверху явно решили усугубить ситуацию, отправив их в Северную Африку. Машина и так обладала не выдающейся подвижностью, поскольку лишняя масса привела к перегрузу. В результате основная часть из 23 штук 15 cm sFH 13/1(Sf) auf GW Lr.S.(f), воевавших в Северной Африке, просто сломалась. Вместе с тем, опыт создания машины подсказывал, что сама идея шасси с кормовым расположением боевого отделением удачная. Первой ласточкой стало шасси Geschützwagen II, из которого получилась САУ leFH 18/2 (Sf) auf GW II, более известная как Wespe. Далее, уже в начале 1943 года, настало время шасси Pz.Kpfw.38(t). При этом поначалу речь шла отнюдь не про носитель 149-мм орудия 15 cm sIG 33.
По состоянию на начало 1943 года наиболее остро стояла задача улучшения ситуации с истребителями танков на базе Pz.Kpfw.38(t). Опыт боевого применения данных машин показывал, что система с размещением двух номеров расчета в боевом отделении является плохой идеей. Неслучайно Беккер, с самого начала, командира выделял как отдельного члена экипажа. С самого начала командира выделили и в Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), первой штурмовой САУ на базе Pz.Kpfw.38(t). Для этого на Alkett и BMM пришлось провести большую работу, заведя боевое отделение частично на надмоторную плиту. В случае с истребителем танков 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) такой номер не прошел, хотя и там частенько командир сидел отдельно. Единственным способом решить проблему стало создание шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn.
Дословно Motor vorn означало «мотор вперед», именно это и сделали на BMM. Моторное отделение сдвинули из кормы в центр корпуса. Позже индекс немного изменился — Motor mitte, то есть мотор по центру. Конечно, удобство обслуживания мотора снизилось, особенно что касается его демонтажа. Для этого требовалось снять орудие и переднюю часть рубки. Но всё относительно. Соседние машин с моторами по центру, а именно Wespe и Hummel, доставляли своим расчетам куда больше головной боли. В случае с Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn имелись довольно большие люки сверху, так что мотор можно было обслужить и без демонтажа. Также имелась возможность добраться до мотора из отделения управления, а также боевого отделения.
Одним из плюсов нового шасси стало то, что оно получилось универсальным. Боевое отделение, которое расположилось в кормовой части корпуса, позволяло разместить там и 75-мм противотанковую пушку Pak 40, и 149-мм орудие sIG 33. Разница была небольшой, требовалось переделать орудийный щит и установку качающейся части орудия на надмоторной плите, а также переделать снарядные укладки. Впрочем, поначалу про носитель 15 cm sIG 33 не думали. Во-первых, Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) запустили в серию с февраля 1943 года, примерно в тот же момент, когда шли работы по Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn. Поскольку машина вполне получилась и без перекомпоновки шасси, острой необходимости в переносе ее на новое шасси не имелось. Во-вторых, куда важнее оказалось освоить выпуск истребителей танков. Первые 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn сдали в мае 1943 года, вскоре эти машины стали основной продукцией BMM. Лишь в конце 1943 года, когда появилась необходимость в пополнении поредевших рядов Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) (она же Grille), шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn стало востребовано для нового орудия.
Пилотный образец машины, получившей обозначение SF mit sIG 33 auf Fahrgestell Pz.Kpfw.38(t) (Motor Mitter) Ausf.K, был готов в ноябре 1943 года. Как и ранее, машина являлась совместной разработкой BMM (шасси) и Alkett (орудийная часть). В работу пошло готовое шасси Panzerjäger 38 (так с лета 1943 года именовался истребитель танков 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn), за полгода выпуска оно претерпело немало изменений. Как раз к моменту запуска работ по новой САУ корпус Panzerjäger 38 стал сварным, также ввели новый мотор — Praga NS мощностью 160 лошадиных сил. В декабре 1943 года толщина лобовых листов выросла до 20 мм, что немного улучшило ситуацию с защитой от огня малокалиберного оружия.
Отличий от Panzerjäger 38 отказалось немного. В связи с установкой 149-мм орудия sIG 33/2 носовую часть рубки переделали. Подвижная бронировка несколько напоминала Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.). Орудие стало именоваться как 15 cm sIG 33/2, поскольку его пришлось дорабатывать под новое шасси. Боевое отделение во многом повторяло Panzerjäger 38, в основном изменения пришлось вносить в связи с переделкой боеукладок. Если у Panzerjäger 38 они размещались по углам и на полу, то основная часть боезапаса SF mit sIG 33 auf Fahrgestell Pz.Kpfw.38(t) (Motor Mitter) Ausf.K размещалась по правому борту. Как и ранее, он составил 15 выстрелов. Несколько снарядов и зарядов разместили слева, они были нужны в последнюю очередь. Также на кормом листе рубки, выступавшем также люком, оборудовали место для размещения дополнительных снарядов. Там можно было положить 3 снаряда первой очереди, либо на них клали снаряды снаружи.
Боевая масса машины, которую быстро переименовали в Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.), достигла 11,5 тонн. За счет более мощного мотора перегруза не ощущалось, кроме того, расчету стало работать гораздо удобнее. Особенно это касалось командира и заряжающего. За счет того, что штурмовая САУ и истребитель танков были унифицированы по шасси, организация выпуска Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.) не затребовала много времени. Уже в декабре 1943 года сдали первые 14 САУ. Впрочем, до объемов выпуска Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) ей было явно далеко. Истребитель танков до самого конца производства оставался в приоритете, поэтому САУ со 149-мм орудием sIG 33 выпускалась в скромных объемах.
Дополнительным фактором, который влиял на объемы выпуска Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.), стал подвозчик боеприпасов Munitionswagen (Sf) auf GW 38(t). Первые 5 таких машин сдали в январе 1944 года, а САУ — 20 штук. По факту это та же Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.), только без орудия, а объем возимого боезапаса удвоился. Хитрость момента была в том, что Munitionswagen (Sf) auf GW 38(t) выпускался с возможностью переделать его в Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.). Дополнительные укладки убирались, ставилось орудие — вуаля!
Самое интересное, как происходил выпуск пары САУ и подвозчика боеприпасов. В период с января по сентябрь 1944 года BMM сдал 148 Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.), при этом лишь раз (в марте) выпуск достиг 30 штук. Подвозчиков боеприпасов сдали 102 штуки, но темп выпуска несколько отличался. В феврале 1944 года их сдали 10 штук, в марте 20, в апреле 18 и в мае 49. Такая разница была связана с тем, что подвозчики боеприпасов оказались востребованы в батареях самоходной артиллерии.
Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.) стала последней серийной САУ на базе шасси Pz.Kpfw.38(t). Потенциально та же база могла быть использована для установки 105-мм гаубицы leFH 18. Но наверху полагали, что лучше такую гаубицы делать на легком шасси из семейства Waffenträger. Тут разве что можно поразиться их неудаче. Дальше опытных образцов дело не продвинулось, также выпустили пучок эрзацев Hummel-Wespe. Хотя шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn для этих нужд годилось явно лучше.
Промежуточное орудие
Первые поставки новых САУ начались в январе 1944 года. К тому моменту их штат давно утвердили. Формировались подразделения о штату K.St.N. 1120a (батарея самоходных тяжелых пехотных орудий), который утвердили в мае 1943 года, а далее лишь немного редактировали. Согласно штату, в батарею входило 6 САУ, при этом их размещение с точки зрения подразделений постоянно менялось. Например, к 1 ноября 1944 года 2 САУ было во взводе управления, а 4 во 2-м взводе. Это явно делалось по опыту батарей истребителей танков, где во взводе управления также имелось 2 машины, а линейный взвод насчитывал 4 САУ.
Первыми батарею Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.) получила 1-я лыжная бригада, туда же ранее ушли Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.). В принципе, каких-то особых проблем такой смешанный состав не вызывал, поскольку база одна, расчеты те же. Правда, есть один интересный момент. На фото Grille (а так именовались обе машины) частенько можно видеть четверых человек в боевом отделении. Четвертым стал замковой, который подавал заряды. Так что в войсках имели слега иное мнение насчет своих расчетов. Убер-солдат там не было.
Как и ранее, основная часть Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.) шла на вооружение батарей при танковых и моторизованных (панцергенадерских) дивизиях. Тонкость момента заключалась в том, что большинство поставок января-апреля 1944 года являлось пополнением состава частей, ранее получавших Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.). Полный состав за это время получили Учебная танковая дивизия (6 штук) и 2-я танковая дивизия СС «Рейх» (12 штук). Что же касается полноценных поставок, то их стали производить с мая 1944 года.
Надо сказать, что со статистикой Grille дела обстоят довольно запущенно. Старый и новый тип САУ в войсках не разделяли, поэтому разобрать, сколько у кого было машин, крайне затруднительно. А еще сложно понять, куда и сколько ушло подвозчиков боеприпасов. Поскольку их можно было легко переделать в САУ, подсчет усложняется еще больше. Можно точно говорить, что на 15 марта 1945 года САУ числилось 137 штук.
С точки зрения боевой эффективности машина была весьма специфичной. Основная задача подобных машин была поддержка частей огнем прямой наводкой. С учетом противопульной брони и высоты 2,4 метра шансы на выживаемость такой банзай-атаки оказывались невысокими. Неспроста осенью 1944 года предпринимались попытки сделать то же самое, но на более низком и защищенном шасси Bergepanzerwagen 38. Что же касается навесного огня, то тут возникала другая проблема. 15 cm sIG 33 оказалась между 10,5 cm leFH 18 и 15 cm sFH 18, причем дальность огня оказывалась меньше их обеих. Конечно, как уже говорилось выше, можно было поставить на это шасси 10,5 cm leFH 18, но сумрачный немецкий гений до такого не догадался.
Нет, совсем бесполезной машиной Grille точно не была. Ситуаций, когда САУ могла реализовать могущество своего орудия, хватало. Другой вопрос, что ситуация на фронте изменилась. Теперь были нужны скорее не штурмовики, а гаубичные машины, способные накидывать, по навесной траектории, снаряды для поддержки танковых дивизий. А лучшим штурмовиком оказался внезапно гаубичный танк. И если немцы этого сделать не смогли, то англичане и американцы их применяли массово.
Ныне известно по одному образцу Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.) и Munitionswagen (Sf) auf GW 38(t). Обе машины стали трофеями американской армии в Италии. Оттуда их привезли на Абердинский полигон, где они гнили до недавнего времени. Далее их перевезли в Музей артиллерии в Форт-Силл (штат Оклахома), где они приведены в порядок. Напоследок стоит отметить, что именно как легкий самоходный лафет для 15 cm sIG 33 данная машина стала лучшей. Но реалии войны изменились, посему необходимость именно в такой САУ стала слегка сомнительной.
Список источников
- US Nara
- Архив ČKD
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
- Nuts & Bolts Vol. 22: 15 cm s.I.G. 33/2 Grille Ausf M. Sd Kfz 138/1, Jari Lievonen, Tony Greenland, Martin Block, Nuts & Bolts, 2008
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Yu0CyuXZ_xo7bKry