Танк — это довольно сложный механизм, который обычно находится на передовой технического прогресса. Так было вовсе времена, поскольку к танку выдвигаются весьма жесткие требования. В полной мере это касается и боевой массы танка. То, что он может иметь боевую массу за 50 тонн, не означает ровно ничего. Порой даже с такими увесистыми танками битва идет буквально за десятки килограмм. Ибо лишняя масса отражается на тепловом режиме мотора, а также ресурсе узлов и агрегатов. Битва эта, кстати, никуда не делась и в наше время, хотя сейчас часто к лишней нагрузке относятся легкомысленно. В итоге потом удивляются, что танк плохо едет.
Проблема лишней массы в полной мере затронула и тяжелый танк КВ-1. В ходе улучшения характеристик броневой защиты, а также перехода на литые башни, боевая масса танка выросла с 46 до 50 тонн. Это привело к закономерному результату. Мало того, что снизилась подвижность, так еще и резко упала надежность. В результате пришлось проводить программу радикального облегчения конструкции танка, которая привела к появлению КВ-1с. Облегчать пришлось не только за счет снижения толщины брони корпуса, а также переделке башни, но и за счет ходовой части. В этом деле даже слегка так перегнули палку, особенно что касается опорных катков.
Война очень часто приводит к тому, что приходится упрощать конструкцию. В случае с советскими танками одним из пунктов упрощений стала экономия, а порой и полный отказ от резины. На КВ-1с использовались катки с внутренней амортизацией, но осенью 1941 года ввели цельнометаллический опорный каток, пропала резина и с поддерживающих катков. С февраля 1942 года в серию пошел опорный каток 33–803, улучшенной конструкции. Он был вполне надежным, но его масса составляла 170 килограмм. Учитывая, что на танке было 12 опорных катков, можете сами прикинуть, что давало каждые 10 кг превышения массы. К вопросу, каким образом танк так потяжелел.
Естественно, при разработке облегченного КВ-1 тут же обратили внимание на массу ходовой части. В этом плане СКБ-2 ЧКЗ и ОКБ завода №100 работали сразу по двум направлениям. Дело в том, что одновременно разрабатывалось два танка — КВ-1с и КВ-13. Танки хоть и разные, но перекликающиеся по ряду конструктивных элементов. Поначалу на КВ-13 предполагалось ставить опорные катки с внутренней амортизацией, но далее появились цельнометаллические катки. Параллельно СКБ-2 Кировского завода разработало схожий по конструкции опорный каток для КВ-1с. Он получил чертежный индекс 33–65.
Конструктивно каток для КВ-1с напоминал 33–803, впрочем, их легко отличить. Число «лучей» увеличилось с 6 до 8, также появились круглые отверстия, которые позволили чуть сэкономить массу. Наконец, каток по чертежу 33–65 получился менее массивным. Это привело к тому, что масса опорного катка снизилась до 135 килограмм. То есть только за счет одного катка масса снижалась на 35 кг, а суммарно до 420 килограмм.
Такие опорные катки можно было видеть на первых двух опытных КВ-1с, включая и №15002, который ныне стоит в Автово на постаменте. Их же утвердили и в производство. Правда, очень быстро выявилась одна проблема. Дело в том, что такие катки начали выходить из строя. В результате СКБ-2 срочно разработало новый опорный каток, чертежный номер 833–16. Его конструкция перекликалась с катком КВ-13. Но для запуска в серию понадобилось время, а до того КВ-1с получили опорные катки 33–803, то есть получились на 420 кг тяжелее. Самое интересное, что позже самый первый опорный каток КВ-1с возродился в виде катка 22–69, самого массового. Он доработан, но похож.
Удивительно, но один из опытных катков по чертежу 33–65 сохранился до наших дней. Увидеть его можно на КВ-1, который находится на открытой площадке Центрального Музея Вооруженных Сил РФ. Машина ремонтная, посему является владельцем целой коллекции опорных катков от КВ-1с и КВ-1. Эту мешанину танк получил еще в ходе ремонта, который проводился в Магнитогорске. Каким образом туда попал самый первый опорный каток от КВ-1с, неизвестно.
Список источников:
- РГАЭ
- Архив Сергея Орешина
источник: https://dzen.ru/b/Zm6TBMRMp0o6ZJju