История гусеничного артиллерийского тягача Сталинец С-10, который так и не смог заменить С-2 и С-65
Ситуация с колесным и гусеничным транспортом Красной Армии была, скажем так, весьма непростой. Традиционно принято говорить о том, что всё было плохо, театрально закатывая глаза. Но кто немного в теме разбирается в теме, смотрит на всёпропальщиков, как на… Нет, проблемы были, и много. Но, во-первых, если вы начнете разбираться в вопросе, узнаете много нового и интересного, особенно что творилось тогда в других странах. Во-вторых, проблема роста в большинстве армий одинаковая. И далеко не у всех есть такая мощная автомобильная промышленность, как у США. Да и та полноценно завертелась только в 1940-41 годах, а до того военные сидели на голодном пайке. В-третьих, работы у нас вполне велись, и результаты имелись. Особенно это касалось гусеничной техники. Если по колесным машинам было чего купить лицензию/скопировать, то с гусеничными машинами только сами. Хотя без зарубежных машин тоже не обошлось. Большой удачей стала организация производства в Челябинске большого завода, который собирал гусеничные тягачи С-60, он же Caterpillar Sixty. Причем американский прародитель впускался не так уж и долго.
В 1937 году на ЧТЗ началось производство нового трактора — С-65. Естественно, прародитель угадывался легко, но 65-сильный трактор оказался однозначно лучше Caterpillar Sixty. Главным его преимуществом стал дизельный мотор М-17, более экономичный и тяговитый. Впрочем, и конструктивно челябинский трактор выглядел явно современнее американца. Первый С-65 сошел с конвейера 20 июня 1937 года, вскоре эти трактора стали массово поступать в народное хозяйство. И не только туда: в виду проблем с поставками специальных тягачей С-65 шел в Красную Армию. На 1 января 1941 года их числилось 10603 штук. С-65 стал самым массовым гусеничным тягачом Красной Армии. Да, медленный, но явно побыстрее лошади, а 100% механизация корпусной артиллерии смотрит на всёпропальщиков с интересом. Естественно, работы шли и по созданию специального тягача. Им стал Сталинец С-2, машина со сложной судьбой и неоднозначной конструкцией. На вооружение Красной Армии его приняли 19 декабря 1939 года, но на 1 января 1941 года их имелось всего 4 штуки. За 1941 год сдали 1161 С-2, но С-65 получили не в пример больше — 4795 штук. Ну а дальше стало совсем не до тягачей.
Осень 1941 года стала временем, когда Красная Армия стала лишаться производства гусеничных тягачей. Причины были разные — и эвакуация производства на восток, и переход на производство танков. Первым ушел «Комсомолец», вместо него увеличили выпуск танков. Далее прекратился выпуск «Ворошиловцев», завод №183 уехал в эвакуацию. В Челябинске тягачи С-2 и С-65 прекратили выпускать к концу 1941 года, поскольку понадобилось много тяжелых танков КВ-1. После того, как в ноябре 1941 года темпы выпуска КВ-1 резко выросли, иного пути, как сворачивание производства тракторов, не осталось. Тем не менее, поначалу речь шла не о полной остановке, а паузе в выпуске. Больше того, опыт войсковой эксплуатации С-2 и С-65 привел к тому, что весной 1942 года возникла идея совместить два тягача. Так появился своеобразный гибрид — Сталинец С-10.
Если говорить начистоту, то С-2 стал едва ли не самым неудачным советским артиллерийским тягачом первой половины XX века. Его эксплуатация в Красной Армии сопровождалась массой нареканий, а уж то, сколько этих машин дожило до мая 1945 года, говорит о многом (аж целых 81 штука, из них 43 исправных). Помимо всего прочего, имелись жалобы, очень похожие на те, которые шли по поводу СТЗ-5. Поскольку длина машины была ограниченной, капота у нее почти не имелось. Соответственно, и обслуживание мотора в полевых условиях оказалось не самым простым. В случае с тягачом СТЗ-5 последовала команда доработать машину, удлинив шасси и сделав капот. Дело дошло даже до опытных образцов и документации по дальнейшей модернизации, но в серию уже не успели. Другой вопрос, что после начала войны такой роскоши, как создание модернизированного шасси, у ЧТЗ (осенью 1941 года переименован в ЧКЗ) уже не было.
Военные, конечно, немного витали в облаках и рисовали всякое интересное. Например, 5 июня 1942 года были подготовлены тактико-технические требования на артиллерийский трактор корпусной артиллерии. Он предполагался полубронированным, с максимальной скоростью 35-35 км/ч, 3-местной кабиной и местами для 12 номеров расчета. Таскать он должен был орудийные системы массой 13 тонн. Вопрос в том, что хотелки требовалось синхронизировать с реальностью. Где они собирались получать такой тягач, уже отдельный разговор.
Между тем, в Челябинске весной 1942 года подготовили свой вариант решения животрепещущего вопроса «где взять гусеничный трактор для таскания корпусной артиллерии». Звалось это решение С-10. По большому счету, это ничто иное, как попытка скрестить С-2 и С-65. Шасси С-2 перекомпоновали под компоновку С-65, при этом сам мотор МТ-17 (форсированный до 125 л.с. мотор М-17) остался тот же. За счет изменения компоновки трактор стал чуть короче С-2, а его боевая масса снизилась до 10 тонн (масса С-65 составляла 10,5 тонн, а у С-2 она была 11,5 тонн). Динамические характеристики остались на уровне С-2 (скорость до 23,7 км/ч), чуть увеличилось усилие на крюке. Вместо кабины по типу ЗИС-5 и кузова автомобильного типа поставили кабину от С-65.
Существовал и проектный вариант модернизации С-10, который именовался как С-11. На него ставился мотор Д-11 мощностью 160 лошадиных сил. Скорость возрастала до 25,85 км/ч, а усилие на крюке возрастало до 7400 кг (У С-10 оно составляло 6300 кг). С-11, впрочем, остался на бумаге, а вот С-10 построили. К началу июня 1942 года их изготовили 3 штуки, в период с 6 по 14 июня трактора №2 и №3 выдержали 400-километровые испытания. Таскали они 203-мм опытную корпусную пушку БЛ-39. Вместе с орудием они разгонялись до 16 км/ч, расход топлива составил 190 литров на 100 километров. Вполне приличные показатели. Другой вопрос, что вылезали дефекты, характерные для серийного С-2. По этому поводу военные развели руками, констатируя тот факт, что на ЧКЗ ничего для повышения качества не сделали. Не понравилось им и то, что машина не имела кузов. Требовался кузов на 8 человек.
Наверху хотелки военных не очень поняли, потому как товарищ Сталин руководствовался принципом «или шашечки, или поехали». 22 июня 1942 года им было подписано постановление ГКО №1923с «О производстве трактора-тягача С-10 на Кировском заводе Наркомата танковой промышленности». В июле 1942 года предполагалась сдать 150 машин данного типа, в августе 200, а в сентябре еще 300 штук. С-10, с точки зрения производства, был хорошим выбором, поскольку ЧКЗ не зависел от других поставщиков, например, ЗИС (он поставлял кабины). Увы, уже вскоре это постановление ушло в небытие. Причиной стало то, что в июле 1942 года на ЧКЗ началось срочное освоение Т-34. Поэтому С-10 попросту не нашлось места на конвейере. В итоге основным тягачом корпусной артиллерии так и остался С-65, даже на 1 мая 1945 года их числилось 9631 штука (из них 8220 в исправном состоянии). Специальный артиллерийский тягач из Челябинска всё же дождались, но случилось это после войны, звался он АТ-С.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
- Фотоархив автора
-