История Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A-Ausf.D, чехословацкого легкого танка, который оказался в роли эрзац-среднего
Большая политика сродни игре в шахматы. Каждый ход здесь следует тщательно обдумывать, в противном случае минимальная ошибка может привести к проигрышу. Именно такая большая игра разыгрывалась на карте Европы в 30-е годы. Франция и Великобритания, победившие в Первой мировой войне, упустили, а отчасти и спровоцировали комбинацию, которая привела позже к самой большой войне в истории человечества. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. Тогда правящие силы в Германии посчитали, что нацисты гораздо лучше Союза Красных Фронтовиков, да и идеи порвать с ограничениями Версальского Договора у многих вызывали одобрение. Нашли одобрение и другие идеи НСДАП. При этом немецкие генералы считали, что контролируют одного ефрейтора, хотя они сильно просчитались. Так же сильно просчитались и англичане с французами. Когда в начале 1938 года нацисты внезапно сменили командование немецкой армии и стали срочно готовиться к войне, главные силы на континенте выбрали совершенно неправильную тактику. Сначала они допустили аншлюса Австрии, а затем случился Мюнхенский сговор, финалом которого стала оккупация Чехословакии.
Какую невероятную глупость совершили французы, спокойно сдав Чехословакию на съедение Гитлеру, они узнали уже позже. Хотя только слепой не мог увидеть, чем являлась чехословацкая военная промышленность, а заодно и ее армия. То, что Чехословакия была одним из экспортеров вооружения и военной техники, включая танки, секретом не являлось. Уж об этом французы точно должны были знать. Škoda, крупнейший производитель чехословацкой артиллерии, обладал тесными связями с Schneider-Creusot. Да и про продукцию ČKD знали все, причем рекламные проспекты чехословацкого объединения были и на французском языке. И это не помешало Деладье сотоварищи совершить массу ошибок, за которые они сполна расплатились в мае-июне 1940 года. Причем отхватывала французская армия как раз от продукции бывшей ČKD, а также Škoda.
2 мая 1939 года на завод ČKD, позже переименованный в BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG, Богемско-Моравский машиностроительный завод), прибыла комиссия 6-го отдела Департамента Вооружений. Возглавили комиссию подполковник Себастьян Фихтнер и подполковник Генрих Ольбрих, который руководили отделом. На месте они познакомились с продукцией завода, располагавшегося в пражском квартале Либень. Больше всего их впечатлил легкий танк LT vz.38, первая партия этих машин была почти готова, но в чехословацкую армию не успела. Зато LT vz.38 оказался под пристальным вниманием немецких военных. Демонстрация возможностей танка на заводском полигоне произвела такое впечатление, что имевшиеся на заводе танки тут же приняли на вооружение. Они получили индекс Panzerkampfwagen L.T.M.38 (Leicthe Tank Muster 1938, то есть легкий танк модели 1938 года). Известны они, впрочем, под более поздним обозначением — Pz.Kpfw.38(t).
Такая реакция руководства 6-го отдела Департамента Вооружений легко объяснима. Дело в том, что развитие немецких легких танков пошло, откровенно говоря, не туда, куда следовало. В результате вместо 3-4 местных танков с 2-местной башней и пушечным вооружением, как это было у легких танков класса Vickers Mk.E, немцы получили Pz.Kpfw.II. Раздутый Kleintraktor с боевой массой, выросшей до 9 тонн, то есть в 3 раза больше исходной планки. И это при том, что LT vz.38 с Pz.Kpfw.II находились в одной категории. Немецкий танк проигрывал чехословацкому по всем статьям, преимущество состояло только в способе сборки. Со сваркой у чехов дела обстояли неважно, впрочем, болты, заклепки и рейки тогда использовало большинство стран. А некоторые перешли на сварку позже чехов, причем речь идет не о японцах или итальянцах, а об англичанах.
Впрочем, заинтересовал LT vz.38 немцев совсем не как аналог Pz.Kpfw.II. Стоит напомнить, что в марте 1939 года англичане фактически забраковали опытный образец LT vz.38, сравнивая его со своими крейсерскими танками. Можно было бы покрутить пальцем у виска и произнести самую известную фразу сатирика Михаила Задорнова. Вот только немцы сделали ровно то же самое, сравнив чехословацкий легкий танк и Pz.Kpfw.III. Естественно, сравнение не очень корректное, но на это прямо намекает даже один из промежуточных индексов танка — Pz.Kpw.III(t). Появился он в августе 1939 года. Естественно, такое сравнение получалось не совсем чтобы в пользу детища ČKD, да и некоторые идеи чехословацких военных вызывают удивление. 4-местный танк по факту имел экипаж из 3 человек, а боекомплект состоял только из бронебойных снарядов к 37-мм пушке. Вместе с тем, немцам тогда было совсем не до жиру. Производство Pz.Kpfw.III оказалось заваленным, а чехословацкий танк хорошо подходил на роль эрзац-среднего. В конце концов, его пушка была даже чуть помощнее немецкой 3,7 cm KwK, штатно ставилась радиостанция, а также имелась командирская башенка. Да и броневая защита получилась не сильно хуже немецкой.
Первыми принятыми машинами стали 9 LT vz.38, а 15 мая 1939 года в Праге сформировали постоянно действующую комиссию Департамента Вооружений. На полигоне в Миловице организовали тренировочный центр для обучения экипажей, участие в этих работах приняли 3 бывших офицера MNO. О том, что ČKD оперативно подготовила материалы по своей продукции на немецком языке, и говорить не приходится. Окончательно 9 танков (номера 2-10) приняли 22 мая 1939 года. А 12 июня 1939 года был подписан договор на выпуск 325 танков. Из них 150 было теми самыми LT vz.38. Контракт на выпуск первой партии шел довольно оперативно: в июне сдали 12 машин, в июле 39, в августе 18, в сентябре 31, в октябре 30 и в ноябре 11. Итого 150 танков за 1939 год, рваный график напрямую зависел от поставок орудий силами Škoda. Для понимания, за весь 1939 год немецкая промышленность сдала 206 Pz.Kpfw.III. Ну и англичане, которые так высокомерно отозвались о TNH-P: по разным оценкам, за 1939 год сдано от 150 до 160 крейсерских танков всех типов. Вот она, цена ошибки Мюнхенского сговора. Французы и англичане фактически подарили немцам 150 танков, которые оказались очень кстати в самый тяжелый, с точки зрения производства Pz.Kpfw.III, момент.
Первые L.T.M.38, позже переименованные в Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A, полностью повторяли LT vz.38. Разница состояла в том, что теперь экипаж состоял из 4 человек, по числу посадочных мест. Также вводился осколочно-фугасный снаряд, но, судя по ругани во время польской кампании, появился в войсках он уже позже. Так что немецкие экипаж вкусили все прелести английских танкистов. Фактически единственным отличием танков, начиная с №11, поначалу была только переделка головки перископического прицела, которая торчала выше смотровой башенки. Уже позже, в июле 1939 года, отказались от поручневой антенны, да и то, написанное на бумаге не всегда равно фактическому состоянию дел. Также с июля стали ставить типовой блок дымовых мортирок на корме корпуса, опять же, встречающийся далеко не всегда. В дальнейшем появились светомаскировочные фары NOTEK спереди и сзади. Наконец, ближе к концу выпуска с левой стороны подбашенной коробки танка появился поручень.В остальном же исходный танк остался без изменений.
Поставки первых L.T.M.38 совпали с событиями, которые стали катализатором начала Второй мировой войны. Помимо немцев, осенью 1938 года кусочек Чехословакии, а именно часть Тешинской области, откусила Польша. И вот теперь немцы требовали от поляков коридора до Данцига. Обстановка накалялась, война уже становилась неминуемой. Еще в апреле 1939 года Гитлер утвердил план войны с Польшей, известный как Fall Weiß. Подготовка к войне была назначена на 1 сентября 1939 года. В числе сил, которые готовились к нападению на Польшу, оказалась и 3-я легкая дивизия. Согласно концепции, матчасть легких дивизий перевозилась на грузовиках Faun L900, тем самым повышалась подвижность. Можно сказать, радикальное решение колесно-гусеничных танков. В состав 3-й легкой дивизии входил 67-й танковый батальон, куда и поступали L.T.M.38. Всего в состав 67-го танкового батальона попало 57 танков этого типа, из них 55 линейных и 2 командирских. Последние представляли собой конверсию базового L.T.M.38, о которой будет сказано позже.
Из 78 танков, сданных за май-август 1939 года, в войска попали 62, из них 5 в резерве. Вроде бы немного, если не знать, сколько в войсках находилось Pz.Kpfw.III. При этом L.T.M.38 не страдали проблемами с трансмиссией, как это случилось с немецкими танками. 3-я легкая дивизия оказалась единственной, которая имела на вооружение новые танки, причем они стали ее главной ударной силой. Остальная матчасть состояла из 50 Pz.Kpfw.I, 42 Pz.Kpfw.II и 6 командирских танков Kl.Pz.Bef.Wg. Sd.Kfz.265. Война для дивизии, по иронии судьбы, началась южнее Тешина, в составе 15-го армейского корпуса. Дивизия сыграла весьма важную роль на южном фланге наступления. Она поучаствовала в битве на Бзуре, а закончилась для нее кампания в Модлине.
Показали себя танки из Праги вполне неплохо. С точки зрения боевой эффективности машина оказалась близка к Pz.Kpfw.III, а надежность была выше. Главной проблемой стала броневая защита. Первый L.T.M.38 был потерян от огня польской противотанковой артиллерии 6 сентября 1939 года, а в общей сложности дивизия недосчиталась 7 танков. Чешские исследователи указывают на починку L.T.M.38 силами BMM, но к концу года танков числится 143 штуки. Как раз минус 7 машин. Создававшийся с броневой защитой от 20-мм автоматических пушек, LT vz.38, естественно, был уязвим к огню противотанковой артиллерии. Также минусом стали смотровые лючки, которые могло выламывать меткими попаданиями.
Индекс Pz.Kpfw.38(t) был окончательно утвержден 16 января 1940 года. Это совпало с началом производства танков второй серии — Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B. Они получили серийные номера 151-260, в январе сдали первые 10 штук. Столь небольшой объём, а также простой завода в декабре 1939 года, оказался связан с производством орудий. Škoda традиционно завалила выпуск пушек 3,7 cm KwK 38(t), так теперь именовалась пушка Škoda A 7. Саботажем это назвать сложно, Škoda всегда так делала. Вторая производственная серия уже имела больше отличий. Перископический прицел снова доработали, теперь он имел массивный набалдашник. Спаренный пулемет стали оснащать ограничителем, который не позволял случайно повредить ствол орудия. Над телескопическим прицелом сделали козырек, прикрывающий от дождя. Немного поменялся ЗИП, кроме того, усилили бандажи опорных катков. Следует отметить, что некоторые изменения могли появиться еще на Pz.Kpfw 38(t) Ausf.A.
Не менее важным моментом стало то, что начался выпуск специализированных командирских танков. Изначально командирские танки, имевшие индекс Sd.kfz.266, представляли собой обычные машины, на которые ставилось оборудование, как на Pz.Bef.Wg.. Мачтовую антенну, естественно, ставить было некуда, но это всё равно лучше Kl.Pz.Bef.Wg.. Начиная с Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B стали выпускать специальные танки, максимально приближенные к командирским Pz.Bef.Wg.. Впрочем, это касалось, прежде всего, варианта Sd.Kfz.268. На варианте Sd.Kfz.266, прежде всего, убирали курсовой пулемет, зашивая амбразуру его установки. Этот вариант получал радиостанции Fu 2 и Fu 5 и использовался как машина штаба батальона.
Версия Sd.Kfz.268 получала рамочную антенну на надмоторной плите. Аналогично танкам на базе Pz.Kpfw.III, башня перестала поворачиваться, вместо пушки ставили макет. Эти танки получали радиостанции Fu 5 и Fu 8, они использовались как машины штаба командира полка. Третьим вариантом являлся Sd.Kfz.267, получавший Fu 5 и Fu 7. Рамочной антенны он не получал, зато имелась вторая штырьевая антенна с левого борта. Этот вариант, судя по снимкам, также сохранил возможность ведения огня из орудия, а его башня вращалась. Sd.Kfz.267 использовался как машина радиороты для связи с авиацией.
Надо сказать, что командирские танки на чешской базе посчитали неполноценными, и определенная доля правды в этом есть. Состав оборудования был меньше, чем у Pz.Bef.Wg., внутри теснее, минус телескопическая антенна. Поэтому в начале 1940 года последовал запрос на комплектацию командирскими танками с использованием базы Pz.Kpfw.III. Но сверху последовал отказ — ешьте, чего дают. Иного ответа и быть не могло: выпуск командирских Pz.Kpfw.III шел крайне медленно, и на всех их бы не хватило. Так что «чешские» части получали командирские танки на чешской же базе.
Выпуск Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B шел довольно оперативно. Уже в феврале 1940 года объем выпуска вырос до 24 танков, в марте сдали 31 штуку, а с апреля по июль ежемесячно BMM сдавала по 30 танков. С мая 1940 года начался выпуск танков третьей серии — Pz.Kpfw.38(t) Ausf.C. Аналогично второй серии, машин сдали 110 штук (серийные номера 261-370). Изначально эти танки являлись полной копией предшественников, в таком виде сдали минимум половину танков. Уже по ходу французской кампании стало понятно, что необходимо проводить усиление конструкции.
Лобовой лист корпуса (не путать со лбом подбашенной коробки), по итогам французской кампании, усилили до 40 мм. Это улучшило ситуацию, но на самом деле не сильно. Про довольно хрупкую чешскую броню забывать не стоит, фактически ее продолжали пробивать. Башню стали защищать специальным «воротником», состоявшим из 3 частей. На борту корпуса, за первым опорным катком, стали ставить отбойник, дабы исключить повреждения ходовой части.
Изменения, впрочем, были не только с конструкцией танка. По итогам польской кампании было решено отказаться от концепции легких дивизий, поскольку идея с грузовиками оказалась не очень хорошей. В результате 3-я легкая дивизия в октябре 1939 года оказалась переформирована в 8-ю танковую дивизию. К январю 1940 года в ее составе было 126 танков данного типа, плюс 17 командирских машин. При этом танкисты 8-й ТД почти не вносили изменений в свои машины, максимум ставился огнетушитель на правом крыле. В этом плане 8-я ТД оказалась самой консервативной дивизией из тех, что воевали на танках чешского выпуска.
Следующим получателем Pz.Kpfw.38(t) стала 7-я танковая дивизия, которую сформировали из 2-й легкой дивизии. Новая матчасть стала поступать туда где-то с февраля 1940 года, тогда же дивизию возглавил Эрвин Роммель. Основная часть Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B досталась как раз танкистам Роммеля. Они же стали первыми, кто стал вносить существенные изменения во внешний вид танка. Первым серьезным изменением стало появление специального крепления на надмоторной плите, которое служило для установки канистр с бензином. Еще до вторжения во Францию часть танков получила ящики на надгусеничных полках, служившие для размещения ЗИП и личных вещей экипажей. Всё это было, естественно, не от хорошей жизни. Такие обвесы обычно означают, что снабжение не очень-то справляется со своей работой.
Следующим ТВД для Pz.Kpfw.38(t) стала Франция. К тому моменту в частях находилось 240 танков данного типа. Из них 99 (91 линейный и 8 командирских) числилось в 7-й танковой дивизии, а 131 (116 линейных и 15 командирских) находилось в 8-й танковой дивизии. Обе дивизии приняли самое активное участие в боях за Францию. Больше всех на слуху, конечно, 7-я танковая дивизия, поскольку она попала под удар английских пехотных танков под Аррасом. Снаряды чешских пушек не могли ничего сделать броне Infantry Tank Mk.I и Mk.II, но у немцев имелась артиллерия, причем как 88-мм зенитные орудия Flak 18, так и 105-мм гаубицы leFH 18. Их огнем удалось остановить английскую контратаку, далее инициатива оказалась в руках немцев. Контратака у Арраса не смогла остановить немецкое наступление, хотя дивизия Роммеля понесла существенные потери. 8-я танковая дивизия действовала несколько в тени, хотя сражалась она довольно интенсивно. Повоевала она и в районе Абвиля.
Об интенсивности применения говорит то, что за май 1940 года безвозвратные потери составили 43 Pz.Kpfw.38(t). Основная их часть пришлась на сражение за Аррас, но и в других местах без дела танки чешского производства точно не стояли без дела. Важным моментом стало то, что они могли вполне на равных сражаться с большинством французских танков. 40-мм броня для 3,7 cm KwK 38 (t) больших проблем не представляла, по крайней мере, поражала она ее на больших, чем 3,7 cm KwK, дистанциях. В этом смысле ставка немцев на Pz.Kpfw.38(t) как эрзац-средний танк точно сработала. Действовали они ничуть не хуже Pz.Kpfw.III. Правда, хрупкая броня и клепаные соединения явно не были сильными сторонами танка.
Для восполнения потерь в 7-ю танковую дивизию направили 20 танков, а в 8-ю ТД — 16 танков. Относились они к модификации Pz.Kpfw.38(t) Ausf.C. Так эта версия и успела повоевать во Франции. Далее 8-я ТД оказалась а танковой группе Гудериана, а 7-я ТД — в 15-м танковом корпусе. Эта фаза боевых действий оказалась менее интенсивной, что хорошо видно и по потерям. Всего за июнь обе дивизии безвозвратно потеряли 11 Pz.Kpfw.38(t).
По результатам боев во Франции было решено и далее выпускать Pz.Kpfw.38(t), причем ими стали комплектовать новые формирования. Первой «чешской» дивизией новой волны стала 12-я танковая дивизия, сформированная 5 октября 1940 года на базе 2-й моторизованной дивизии. Между тем, в сентябре 1940 года начался выпуск Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D. Танки с серийными номерами 371-475 поначалу были тем же самым, что и Ausf.C. Уже далее ввели антенные порты новой конструкции, более удачные, чем чехословацкий «стакан». Также появились облегченные траки и их крепления на верхнем лобовом листе корпуса. Последние Ausf.D сдали в ноябре 1940 года, после чего пришел черед танкам «малой модернизации», которые выходят за рамки этого материала.
Значительная часть Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D ушла как раз в состав 12-й ТД, но далее машины первых четырех модификаций стали «расползаться» по другим танковым дивизиям сформированным после боёв во Франции — 19-й и 20-й. Что же касается 12-й танковой дивизии, то она продолжила традицию 7-й ТД по «обвешиванию» своих танков типовыми элементами. Наиболее характерной деталью танков 12-й ТД стали дымовые мортирки блоками по 3 штуки. Очень похожее можно видеть на Pz.Kpfw.II (F) из 101-го огнеметного батальона. Естественно, не обошлось без ящиков ЗИП, которые ставились на надгусеничных полках. Также танкисты 12-й ТД ставили на надмоторной плите ящик под канистры.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A-D принимали самое активное участие в операции «Барбаросса», хотя тут уже ставка на эрзац-средние танки уже работала так себе. Только за июнь-август 1941 года безвозвратные потери танков чешского производства составили 398 штук, и это при том, что на 22 июня их числилось 772 штуки. Тем не менее, эти танки почти доехали до Москвы. Среди Pz.Kpfw.38(t), которые сражались с защитниками Ильинских рубежей, были и Ausf.D, входившие в состав 19-й танковой дивизии. Так или иначе, но бои 1941 года стали во многом финалом карьеры этих танков.
Тяжелые потери привели к тому, что этих танков осталось совсем немного. В оригинальном состоянии известен всего один танк — Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A с серийным номером 8, по сути один из LT vz.38. Ныне танк находится в военно-техническом музее Лешаны, что в Чехии. Танк, в ходе эксплуатации, получил некоторые доработки. В Банска-Бистрице, Словакия, вероятнее всего находится танк, построенный специально для словацкой армии. Наконец, силами Музея Техники Видима Задорожного был восстановлен еще один танк. Собранный из деталей танков разных версий, он наиболее близок к Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B. Машина принимала участие в съемках фильма «Подольские Курсанты».
В заключение стоит лишний раз подчеркнуть, что ставка на использование чехословацкого легкого танка как эрзац-среднего во многом оправдалась. В 1939-40 годах Pz.Kpfw.38(t) вполне на равных боролся со средними танками противника. По злой иронии судьбы, в 1940 году главными визави танков из Праги оказались войска тех стран, которые сдали Чехословакию на съедение Гитлеру. Решение сентября 1938 года оказалось крайне опрометчивым.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Чехия), Алексею Калинину (г. Москва) и Хилари Дойлу (Ирландия) за помощь в подготовке материала.
Список источников:
- Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997
- Panzer Tracts 18 Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.A to G und S, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
- Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force. 1933–1942. Thomas L. Jentz, Schiffer Military History, Atglen PA, 1996
- Фотоархив автора