20

Юрий Пашолок. Бумажный лев

История немецкого сверхтяжелого немецкого танка Pz.Kpfw. Löwe, так и не выбравшегося за рамки эскизного проекта

До определенного момента немецкое танкостроение развивалось в разумном русле. Отчасти это связано с уроками Первой мировой войны. Желание получить танки прорыва привело к тому, что у немцев за Первую мировую войну набралось всего 20 танков, которые реально принимали участие в боевых действиях. Далее доктрина немецких войск (сначала рейхсвера, а затем и вермахта) подразумевала использование маневренных танков. В такой ситуации танки прорыва оказались попросту не нужны. Поэтому и тяжелыми танками немцы стали заниматься с 1937 года. Отчасти поэтому и концепция первых немецких тяжелых танков была, мягко говоря, странной. Больше эти танки напоминали гипертрофированные Pz.Kpfw.IV.

VK 65.01, он же Pz.Kpfw.VII. Будущий VK 70.01 стал прямым развитием концепции данного танка

VK 65.01, он же Pz.Kpfw.VII. Будущий VK 70.01 стал прямым развитием концепции данного танка

Первые опыты немецких военных с тяжелыми танками прорыва оказались сомнительными. D.W., далее эволюционировавший в VK 30.01(H), получился слишком сырым, а к 1941 году явно устарел. Еще хуже оказалась ситуация с VK 65.01. Этот штурмовой танк, изначально имевший индекс S.W., так и не построили, да и смысла в этом никакого не было. К моменту, когда работы перешли в практическую фазу, необходимость в таком танке уже отсутствовала. Тем не менее, в 1941 году концепция тяжелого штурмового танка снова стала актуальной. Преемником оказался VK 70.01, более известный под обозначением Pz.Kpfw. Löwe.

Весной 1941 года о Pz.Kpfw.VII докладывала не только советская разведка

Весной 1941 года о Pz.Kpfw.VII докладывала не только советская разведка

Когда именно началась работа над танком, увы, неизвестно. Зато известно, кто первый отреагировал на старт программы нового танка — зарубежные разведки. Сначала советская разведка, 11 мая 1941 года, подготовила доклад, в котором указала 90-тонный тяжелый танк «Тип VII». Вооружение у танка состояло из 105-мм пушки, двух пушек калибра 20 мм и 4 пулеметов. Затем, в мае 1941 года, о Pz.Kpfw.VII, доложила английская разведка. Как известно, дыма без огня не бывает. В апреле 1941 года проскочила спецификация на 149-мм пушку с длиной ствола 40 калибров. Предназначалась она для танка. Какого? Вопрос открытый, но позже точно такая же пушка оказалась вооружением Pz.Kpfw. Löwe.

VK 70.01 впервые "всплыл" в ноябре 1941 года

VK 70.01 впервые «всплыл» в ноябре 1941 года

Надо сказать, что индекс Pz.Kpfw.VII, который изначально носил VK 65.01, для нового танка использовался недолго. Да и как выглядел изначально будущий «Лев», увы, пока неизвестно. Тот облик танка, который мы знаем, сформировался существенно позже — в конце 1941 года. Первая спецификация на VK 70.01 появилась 1 ноября 1941 года. На тот момент танк с экипажем в 5 человек (из них 3 в башне) предполагался довольно подвижной боевой машиной. На танк ставился мотор Daimler-Benz с торпедного катера (предположительно MB.507), который развивал мощность 1000 лошадиных сил при 2400 об/мин. Танк 70-тонной весовой категории должен был развивать скорость до 43,6 км/ч. Броневая защита 140 мм в лобовой части и 100 мм по бортам. При орудии калибра 149 мм (длина ствола либо 40, либо 52 калибра) получалась очень грозная боевая машина. Ее облик также неизвестен, но, судя по всему, она была «квадратной». То, что получилось далее, было мало похоже на исходный VK 70.01.

MB 507, изначально в VK 70.01 предполагался этот мотор

MB 507, изначально в VK 70.01 предполагался этот мотор

Для начала, в ноябре 1941 года в районе Мценска побывала Танковая комиссия во главе с Фердинандом Порше. После ее поездки принцип «квадратиш-практиш-гут» стал уходить в историю. На смену пришли корпуса с рациональными углами наклона брони и развитыми надгусеничными полками. Поскольку всё это курировал 6-й отдел Департамента Вооружений, ряд решений оказался похожим. Вот и VK 70.01 оказался похожим на перспективные танки VK 45.02 и VK 30.02 (M). Далее выяснилось, что в 70 тонн влезть никак не получится, поэтому 17 декабря 1941 года весовую планку подняли до 90 тонн. Наконец, в январе 1942 года появилось новое орудие — 10,5 cm KwK L/70. Предполагалось, что оно будет иметь унитарное заряжание. С учетом того, что башню Krupp разрабатывал без кормовой ниши и с размещением командира за орудием, так себе идея.

10,5 cm KwK L/70,данное орудие появилось в начале 1942 года

10,5 cm KwK L/70,данное орудие появилось в начале 1942 года

Самое занятное началось чуть позже. В 6-м отделе Департамента Вооружений возникла дурная идей унификации. Ранее похожую бурную деятельность Генрих Книпкамп развил в отношении более легких танков. Теперь же то же самое стало наблюдаться в отношении танков семейства VK 30, VK 45 и, наконец, VK 70. Шаблонные технические решения по ходовой части, двигателям, а также элементам трансмиссии, должны были ускорить разработку. На самом деле герр Книпкамп наломал дров, ну а поскольку у него имелась монополия по разработке гусеничных шасси, остановить его никто не смог.

Maybach HL 230, появился он в VK 70.01 в ходе "унификации"

Maybach HL 230, появился он в VK 70.01 в ходе «унификации»

Первой ласточкой стал мотор Maybach HL 230, объемом 23 литра и проектной мощностью 800 лошадиных сил. Мотор разрабатывался с конца 30-х годов, впрочем, реально его мощность оказалась ниже хотелок 6-го отдела Депаратамента Вооружений. Причин появления нового мотора было две — унификация и ожидание получить серийные образцы мотора к началу 1943 года. Далее, в феврале 1942 года, появилась не менее гениальная идея унифицировать танк по компонентам трансмиссии с VK 45.01(H). Броневую защиту снизили до 100 мм в лобовой части и до 80 мм по бортам. Экипаж возрос до 6 человек, а вот масса снизилась сначала до 75, а затем до 72 тонн.

"Облегченный" VK 70.01, прожил он так недолго

«Облегченный» VK 70.01, прожил он так недолго

В таком виде танк получил обозначение VK 72.01. Надо сказать, что наверху колебались по поводу его вооружения. 10,5 cm KwK L/70 являлась не единственным орудием. Наверху думали о 149-мм орудиях, с длиной ствола как 40, так и 35 калибров. Также, в начале 1942 года, появился третий калибр — 128 мм. Предполагалось создать танковую пушку на основе зенитного орудия. Продержалась третья система недолго, ее довольно быстро вычеркнули. Но уже позже именно это орудие стало финальным решением для немецких сверхтяжелых танков.

VK 70.01, чертеж W 1661,датирован 9 апреля 1942 года. Как можно заметить, лобовая часть корпуса гнутая. А сам он похож на будущие Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B и Pz.Kpfw.Panther. Это неспроста

VK 70.01, чертеж W 1661,датирован 9 апреля 1942 года. Как можно заметить, лобовая часть корпуса гнутая. А сам он похож на будущие Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B и Pz.Kpfw.Panther. Это неспроста

Комичность ситуации в том, что индекс VK 72.01 продержался совсем недолго. При этом танк стремительно терял подвижность. В феврале 1942 года максимальную скорость оценивали уже в 30 км/ч. VK 72.01 должен был разгоняться до 30-35 км/ч. А затем наступило 9 апреля 1942 года, когда на свет появился «каноничный» VK 70.01. Именно этот эскизный проект (чертеж W 1661) является единственным, который дожил до наших дней. Существовал проект в двух вариантах — боевой массой 75 и 90 тонн. Таким образом, желание Книпкампа облегчить танк ни к чему не привело. Точнее, привело. К проблемам.

Трак шириной 800 мм. Более широкие траки появились уже позже

Трак шириной 800 мм. Более широкие траки появились уже позже

Для начала, что первый, что второй вариант танка стали еще менее подвижными. С учетом того, что удельная мощность снизилась менее чем до 10 л.с. на тонну, неудивительно. 75-тонный вариант, имевший ту же броневую защиту, что и VK 72.01 (по сути это он и был), разгонялся до 26,8 км/ч. Оснащался он 700-сильной версией Maybach HL 230. Второй, он же основной вариант танка, получил более существенную броневую защиту корпуса и башни — до 120 мм лоб, а также до 80-100 мм борта. Этот вариант предполагалось оснащать 800-сильным вариантом Maybach HL 230, но скорость оказывалась еще меньше — 23 км/ч.

Две типичные ошибки - траки шириной 900 мм и сварная лобовая часть корпуса

Две типичные ошибки — траки шириной 900 мм и сварная лобовая часть корпуса

С этим вариантом танка связано две ошибки, которые кочуют практически везде. Первая связана с ходовой частью танка. Вариант W 1661 предполагал использование траков шириной 800 мм, таких же, как и на будущем VK 45.02(H). Между тем, на танке часто рисуют трак шириной 900 мм. Он действительно появился, но уже на чертеже W 1662 от 23 апреля 1942 года. Тогда же танк впервые стал именоваться как Pz.Kpfw. Löwe. Кстати, он либо Pz.Kpfw.VII (в 1941 году), либо VK 70.01 (именовался так и после 23 апреля 1942 года), либо Pz.Kpfw. Löwe. Всё сразу не использовалось, это масло масляное. Вторая ошибка связана с носовой деталью корпуса. Поскольку разбираться никто не стал, ее рисуют сварной, из нескольких деталей. А она гнутая, причем ровно то же самое можно видеть на корпусах немецких тяжелых танков нового поколения вплоть до осени 1942 года.

Pz.Kpfw. Löwe с кормовым размещением боевого отделения

Pz.Kpfw. Löwe с кормовым размещением боевого отделения

Дальше Pz.Kpfw. Löwe продолжал развиваться, причем постоянно шел рост массы. В эскизном проекте от 23 апреля 1942 года предполагалась скорость до 35 км/ч, но даже у облегченного варианта (чертеж W 1663) масса выросла до 80 тонн. Мотор остался тот же, так что есть смутные сомнения. Снова на повестке дня появилось орудие калибра 149 мм и с длиной ствола 40 калибров. Наконец, появилась идея танка с кормовым расположением боевого отделения. С ним связана ошибка по поводу орудия. Все рисуют в нем 149-мм орудие, а на самом деле макет со всё той же 10,5 cm KwK L/70.

Первый вариант Typ 205, такая же башня могла быть и на Pz.Kpfw. Löwe

Первый вариант Typ 205, такая же башня могла быть и на Pz.Kpfw. Löwe

Последние крупные активности по теме Pz.Kpfw. Löwe датированы маем 1942 года. Гитлеру, между тем, еще весной 1942 года стало понятно, что творится какая-то ерунда. В конце марта 1942 года задание на разработку аналогичного танка получила Porsche K.G., работавшая в тесной связи с Krupp. Так на свет появился VK 100.01, он же Typ 205, он же, с весны 1942 года, Pz.Kpfw.Maus. Собственно говоря, на нем и можно увидеть башню со 149-мм орудием. Такую же получил бы и Pz.Kpfw. Löwe. Но еще 18 мая 1942 года было решено контракт с Krupp на выпуск Pz.Kpfw. Löwe разорвать.

Примерно так мог бы выглядеть Pz.Kpfw. Löwe с финальной версией башни. Впрочем, это была скорее агония проекта

Примерно так мог бы выглядеть Pz.Kpfw. Löwe с финальной версией башни. Впрочем, это была скорее агония проекта

Окончательно работы по программе VK 70.01 прекратили 20 июля 1942 года. Это, впрочем, не остановила Книпкампа и руководство 6-го управления Департамента Вооружений. Программа Tiger-Maus, которая позже эволюционировала в E-100, являлась прямым развитием идеи Pz.Kpfw. Löwe. Впрочем, итог оказался примерно тем же. При этом довольно комично наблюдать за тем, как немцы умудрялись наступать на те же самые грабли. Кроме того, у VK 70.01 имелся прямой аналог — КВ-3. Появился он, кстати, по итогам получения информации о разработке Pz.Kpfw.VII. Другое дело, что наши инженеры смогли вписаться в мене чем 70 тонн. Скорее всего, КВ-3 был бы таким же «страдальцем», как и Т-220. Но немецкий «Лев» оказался бы еще хуже.

Список источников:

      1. Bundesarchiv
      2. US NARA
      3. Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008
      4. Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
      5. Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
      6. Überschwere Panzerprojekte: Konzepte und Entwürfe der Wehrmacht, Michael Fröhlich, Motorbuch verlag, 2016

источник: https://dzen.ru/a/ZHrk08Lk0mD8ecI0

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account