Юрий Пашолок. Бумажная альтернатива Panzer IV/70
История проектного немецкого истребителя танков E-25
Так повелось, что немецкая бронетанковая техника, и в особенности их проекты, часто переоцениваются. С чем это связано, вопрос интересный, но смотреть на подобное занятно (хотя местами и досадно). Особенно это касается всевозможных проектов, относящихся к разделу с циферкой «46». То есть всевозможные куски салфеток и прочего, на котором левой задней пяткой чего-то нарисовано, всерьёз воспринимается как ультимативное оружие, которое могло изменить баланс сил. Почему так произошло, понятно. Дело в том, что первыми статуса секретности лишились немецкие документы, которые никому не были нужны. Ну а дальше их подхватили, разнося по всему свету. Что у других стран на 1945-46 годы были вундерваффе пострашнее, обычно даже не задумываются.
С особым трепетом обычно относятся к так называемой E-серии. Хотя если посмотреть на данную серию внимательно, то выяснится, что она из себя представляла, по большому счету, пустышку. Под личиной сверхтяжелого танка E-100 скрывался отвергнутый еще в конце 1942 года проект TIger-Maus. Потому там дело закончилось хотя бы построенным опытным образцом (а и то, до конца не законченным). Все остальные проекты не дошли даже до такой стадии. В полной мере это касалось и E-25, который представлял собой истребитель танков среднего класса.
Итак, в апреле 1943 года Генрихом Книпкампом, который в 6-м отделе Департамента Вооружений отвечал за разработку гусеничных шасси, инициировал разработку боевых машин семейства E (Entwicklung, то есть разработка). Причиной появления данной серии стала неудача в унификации Tiger III и Panther II, а также желание создать новые истребители танков (а также желание снова подсидеть Pz.Kpfw.Maus). В какое-то состояние практической фазы данная разработка пришла в 1944 году, по крайней мере, частично. Изобретать велосипед Книпкамп не стал: в состав серии E входили 10-15-тонный танк-истребитель E-10, средний (боевая масса 25-30 тонн) танк-истребитель E-25, частично унифицированные E-50/E-75, и уже упомянутый E-100.
Проекты были распределены между фирмами, E-25 достался Süddeutsche Arguswerke, Карлсруэ. Согласно послевоенному протоколу допроса Карла Йеншке, главного конструктора Adlerwerke (занималась ходовой частью E-50/E-75, а также E-100), непосредственным руководством работ по E-25 занимался инженер Герман Клауэ. Следует отдельно упомянуть завод Süddeutsche Arguswerke. К танкостроению он имел самое прямое отношение, но с одним нюансом. Именно танки он не строил. На заводе выпускали компоненты трансмиссий, например тормоза для «Пантер» и машин на его базе. Ни про какие возможности выпуска здесь танков целиком не было и речи. В 1944 году часть производств оказалась эвакуирована в Броттероде, а в 1946 году всё, что там находилось, было вывезено в Советский Союз.
Появление именно такой боевой машины в весовой категории средних танков весьма показательно. Во-первых, она демонстрирует явное нежелание 6-го отдела Департамента Вооружений создавать аналог Pz.Kpfw.IV. Во-вторых, очевиден переход на выпуск истребителей танков, то есть E-25 потенциально метил в самую плодовитую категорию боевых гусеничных машин, выпускавшихся в Германии. Насчет планов по выпуску данной машины планов нет, но если следовать логике 6-го отдела Департамента Вооружений, то E-25 потенциально становился самой массовой боевой машиной немецкой армии. Он занимал место как Pz.Kpfw.IV, так и StuG, плюс Panzer IV/70 итд.
Больше всего перспективный танк-истребитель напоминал Panzer IV/70(V), но на своей собственной базе. Согласно общей концепции E-серии, шасси имело подвеску, элементы которой были вынесены за пределы корпуса, то есть ставились снаружи. Подвеска предполагалась свечная, в отдельных блоках, вынесенных наружу. По традиции, опорные катки (они были большого диаметра, 1 метр) ставились в шахматном порядке, это обеспечивало максимальный контакт. Еще одним общим элементом было то, что трансмиссия переносилась назад. При этом мотор располагался поперечно. В виду этого E-25 получалась даже чуть короче Panzer IV/70(V), но заметно шире, а также немного выше.
В отличие от Pz.Kpfw.IV/StuG, которые имели скорости движения не более 40 км/ч, E-25 планировалась подвижной. Аналогично E-10, предполагалось ставить мотор Maybach HL 100 мощностью 400 л.с., либо более мощный HL 101, который должен был выдавать мощность 550 л.с. При такой удельной мощности E-25 должны была двигаться заметно быстрее предшественников. По некоторым данным, скорость по шоссе могла достигать 57 км/ч, очень даже приличный показатель.
Что же касается броневой защиты, то она вызывала массу вопросов. 50 мм во лбу и 30 по бортам/корме — это совсем не то, что было нормальным для 1944 года. Особенно если учитывать тот факт, что Panzer IV/70 имел во лбу 80 мм брони. Вооружение окончательно не было определено. Согласно имеющимся данным, предполагалось ставить 75-мм пушку Pak 42 L/70, как на Panzer IV/70(V). Впрочем, финальный вариант вооружения мог быть и другим.
В отличие от E-10, по которой есть только эскиз, сделанный по памяти, на E-25 имеется схема ходовой части, трансмиссии с полуавтоматической КПП (ее летом 1944 года разработала ZF). Также после войны Герман Клауэ запатентовал свою трансмиссию. Вроде бы даже заказали 3 корпуса, но на Alkett были построены корпуса Jagdpanzer 38(d), а не E-25. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку в Шпандау предполагалось сворачивать выпуск StuG 40 и начать выпускать Jagdpanzer 38(d).
Нет, если предположить, что у немцев всё еще в 1946 году идет война, шансы у этой машины есть. По ней хотя бы проработали отдельные узлы, а не подвеску, как в случае с E-50/E-75. Но в если мы будем смотреть на вещи трезво, то надо признать простую истину. У нас таких эскизных проектов было как гуталина, причем в те же даты. Не менее важным моментом было то, что E-25 отнюдь не создавался в вакууме. В 1943-44 годах Porsche K.G. разрабатывала похожий по концепции танк-истребитель, известный как Panzerkampfwagen Porsche (позже Schwerer kleiner Panserkampfwagen mit 10.5 cm).
Так вот, именно как технический проект у Фердинанда Порше проект получился гораздо более сильным. Там были не отрывочные схемы узлов, а полноценные проекты, с детальной проработкой, включая вооружение и прицельные приспособления. Самое забавное, что американская разведка умудрилась собрать информацию по проектам Süddeutsche Arguswerke и Porsche K.G. в одну кучу. Так на E-25 появилась зенитная башенка (куда еще впихнули 3 cm MK 103 вместо реальной 3 cm MK 108). Данная башенка — четкий признак безбашенных танков Порше.
Самое главное во всём этом, что к началу 1945 года выпускалось аж 4 истребителя танков боевой массой около 25 тонн. Исходя из реальных планов на март-август 1945 года, из них в серии оставались Panzer IV/70(V), а также запускался в серию Jagdpanzer 38(d), вместо StuG 40. Ни про какой E-25 немцы даже и не думали. Поэтому если вы любите клеить танчики и играть во всякие игры, ради бога, E-25 в вашем распоряжении (правда, крышу рубки надо переделывать, ибо зенитная башня явно лишняя). Но если вы всерьёз считаете, что у E-25 были какие-то шансы пойти в серию, то надо задуматься о смене клея. Слишком забористый.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
- Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
-
источник: https://dzen.ru/a/Zv_waZsmXXJGUbns