Юрий Пашолок. БТ на английский манер
История Cruiser Tank Mk.III, первого английского полноценного крейсерского танка
Поначалу у англичан развитие танков шло по вполне рядовому сценарию. Точнее, некоторое время они этот самый сценарий и завали как ведущие мировые танкостроители. Так было в 20-х годах, и даже в первой половине 30-х ряд идей английской школы танкостроения являлись для остального мира основополагающими. Проблема заключалась в том, что непосредственно с самими танками у англичан творилась беда. Вместо вполне логичных танкеток, легких танков примерно 6-8 тонной весовой категории, средних танков массой 12-16 тонн и тяжелых танков прорыва получилась какая-то каша. Тяжелый танк построили ровно один, средние танки выпускались в единичных количествах и постоянно с ними что-то не клеилось, вместо легких танков сопровождения пехоты, как это делали почти во всём мире, получились 5-тонные скоростные «тараканы» с пулеметным вооружением», ну и танкетки. Собственно говоря, легкие скоростные танки и танкетки являлись самыми массовыми у англичан отнюдь не от хорошей жизни. Необходимость средних танков, как основы бронетанковых сил, англичане не отрицали, но каждый раз что-то не клеилось. Не говоря уже о том, что сама по себе структура танковых подразделений английской армии выглядела очень далекой от идеала. После разгона EMF (Experimental Mechanised Force, экспериментальная механизированная группа), который случился в 1929 году под надуманным предлогам, бронетанковые силы находились в нокауте. Даже наличие танков ничего бы в первой половине 30-х годов не решило.
Ситуация стала меняться после того, как 25 января 1934 года сэр Арчибальд Армар Монтгомери-Массингбёрд, начальник Имперского Генерального штаба, санкционировал формирование Танковой бригады. Ее возглавил Перси Хобарт, одновременно назначенный инспектором Королевского танкового корпуса. Большой энтузиаст бронетанковых сил, Хобарт стал тем человеком, благодаря которому началось возрождение английских танковых войск. Хобарту принадлежит идея создания нового класса танков — пехотных. Под этим обозначением скрывались неспешные боевые машины, предназначенные, как уже понятно из названия, для поддержки пехоты. Пехотные танки могли быть и легкими, и средними, а позже еще и тяжелыми. По их поводу сломано немало копий, но в итоге именно пехотные танки стали самыми массовыми в английской армии, да и показали они себя вполне неплохо. При этом сохранялось развитие средних танков, причем A9, первый танк, который создавался при Хобарте, должен был отличаться достаточно высокой подвижностью. Создавалась эта машина для глубоких маневров во вражеских тылах. Эта концепция применения средних танков впервые была проработана в ходе первых маневров Танковой бригады осенью 1934 года. Впрочем, A9E1, первый опытный образец которого вышел на испытания в апреле 1936 года, если и соответствовал данной концепции, то лишь отчасти.
Направление развития средних танков было случайно подсказано совершенно не там, где ожидали сами англичане. В начале сентября 1936 года состоялись маневры войск Белорусского военного округа. По большому счету, это были даже не маневры, а демонстрация возможностей механизированных частей Красной Армии, а также воздушно-десантных соединений. На эти маневры специально пригласили высокопоставленных представителей английской, французской и чехословацкой армий. Среди них оказался и новоиспеченный помощник начальника отдела механизации британского Военного министерства подполковник Жиффар Мартель. Мартель сам по себе являлся фигурой крайне непростой. С танками он был знаком еще с 1916 года, также Мартель оказался одним из тех, кто популяризировал танкетки. Его танкетки серийными не стали, но его роль в создании этого класса боевых машин большая. В танках он разбирался очень хорошо, и то, что Мартель увидел на маневрах, здорового ему напомнило те самые маневры Хобрата 1934 года. Разница в том, что Красная Армия имела на вооружение танки, прекрасно подходившие для подобных операций. Речь идет о колесно-гусеничных танках семейства БТ. Легко сложив в голове факты, Мартель понял, какие танки нужны вместо средних. Так родился английский «автострадный» танк — крейсерский. Скоростная боевая машина среднего типа, способная независимо действовать во вражеских коммуникациях. Именно то самое, что и хотел Хобарт. Оставалась самая малость — создать такой танк.
Сразу по возвращению в Англию Мартель связался с виконтом Наффилдом (Уильямом Моррисом), основателем автомобильной компании Morris Motors и владельцем целого ряда предприятий. Именно Моррису была поручена задача создать первый полноценный «крейсер». Идея смелая и новая: до того в танкостроении была фактическая монополия армейских арсеналов (прежде всего арсенала Вулвич) и Vickers-Armstrongs. Далеко идти не пришлось: необходимая заготовка для крейсерского танка находилась по другую сторону Атлантики, звалась она Convertible Medium Tank M1931. Опытный образец машины, который американские военные так и не купили, уже несколько лет пылился без дела. Джон Уолтер Кристи, который создал этот танк, сидел практически на мели, без заказов. 4 октября 1936 года Кристи получил письмо от Наффилда с предложением купить один, или два таких танка. Незамедлительно танк, стаявший неподалеку от Военного Министерства, перевезли в Рауэй, а где его быстро починили, а уже вскоре M1931 погрузили на борт лайнера Queen Mary. По прибытии в Саутгемптон Кристи и его водителя-испытателя Лео Андерсона ждал Оливер Боден, глава, Morris Commercial. Вскоре состоялась встреча с Наффилдом и Мартелем. К тому моменту уже был подписан контракт №89, согласно которому танк купили за 8000 фунтов стерлингов. Заодно Кристи привлекли еще и к покупке авиационных двигателей Liberty L-12.
Шасси (танк прибыл без башни) получило обозначение Cruiser Tank A13E1 и регистрационный номер T.2086. Танк гоняли по полигону в районе города Олдершот, графство Хэмпшир. Всего к началу марта 1937 года он накатал 1085 километров, из них 523 по бездорожью. Между тем, воодушевленный успехом (и появившимся деньгам) Кристи решил развить успех. В конце 1936 года он арендовал место в Kirkham Engineering, которая занималась авиастроением, где усиленными темпами был создан авиадесантный танк Christie M1937. Оснащенный авиационным мотором Curtiss D-12 танк был чисто гусеничным, при этом развивал очень высокую скорость. Ещё одним существенным отличием стало использование в подвеске в паре со свечой (пружиной) параллельно установленного амортизатора Фактически Christie M1937 являлся скорее не танком, а демонстратором. Кристи очень торопился, считая, что сможет реализовать свою идею если не в США, так хотя бы в Англии. В 1937 году танк прибыл в Англию, где начались его испытания. В начале 1938 года машина разогналась, на поле в Фарнборо, до фантастических 102,5 км/ч. Сам Мартель написал Кристи письмо, которое выглядело нарочит сдержанным, но на самом деле он был в восторге. Вот только покупать M1937 англичане не собирались. Чудовищная сумма в 320 тысяч долларов США выглядела явно неадекватной.
Далее Christie M1937 вернулся в США, но свою роль он сыграл. Во-первых, далее Кристи неоднократно перестраивал машину, предлагая ее разным странам. Во-вторых, кое-какие дополнительные деньги он всё-таки получил (за патенты). В-третьих, подвеску с этого танка и взяли для первого собственного варианта A13. Данная машина, получившая обозначение A13E2, была готова к 7 октября 1937 года. Собственно говоря, англичане оказались не одиноки в том, что от исходника остались одни рога да копыта. Второго члена экипажа в корпус тогда сажать не стали, но корпус A13E2 был на 10 см шире и на полметра длиннее. Да и сам по себе был полностью оригинальной разработкой. Ходовую часть, как и моторно-трансмиссионную группу, взяли от танка Кристи, с некоторыми доработками. Но танк уже был чисто гусеничный, плюс подвеска по типу M1937 (ее Кристи продал, вместе с другими патентами, немного ранее). Совершенно иной была башня — трехместная, являвшаяся развитием идей средних танков A7 и A9. На испытания машина вышла с макетным орудием, но уже на этом этапе предполагалась 2-фунтовая (40-мм) пушка, которую делали стандартным вооружением английских танков. Она существенно превосходила 3-фунтовую (47-мм) пушку по бронепробитию, но осколочно-фугасных снарядов к ней также делать не собирались.
13 октября 1937 года A13E2, получивший регистрационный номер T.2085, вышел на испытания Фарнборо. Машина разогналась до 56 км/ч, что было почти столько же, сколько у Light Tank Mk.VI. И одновременно почти в 1,5 раза больше скорости A9, который пока временно назвали Cruiser Tank A9. Впрочем, выявился и ряд проблем. Связаны они оказались, в том числе, и с ходовой частью. Выяснилось, в том числе, что траки танка Кристи являются плохой идеей. На больших скоростях движения начиналось разрушение резиновых бандажей опорных катков. В результате машина ушла на доработку, а на свет появился A13E3, полноценный образец танка от Nuffield Mechanization & Aero (таковой компания Уильяма Моорриса стала в 1932 году). Во-первых, в башне появилось полноценное орудие, что позволило провести испытания стрельбой. Во-вторых, трак Кристи заменили на совершенно другой, мелкозвенчатый трак, куда лучше подходящий для танка. Одновременно заменили и ведущее колесо, перейдя от гребневого к цевочному зацеплению.
На испытания в Фарнборо A13E3, получивший регистрационный номер T.3642, вышел в феврале 1938 года. Поскольку на скоростях выше 50 км/ч начинался быстрый износ бандажей опорных катков, прыть машины ограничили 48 км/ч. Тем не менее, уже было понятно — танк получился. Не дожидаясь окончания испытаний, Военное Министерство подписало контракт T5114 на изготовление 65 Cruiser Tank A13 Mk.I. Такая скорость объяснялась просто: англичане уже заметили крайне нехорошую активность в немецком руководстве, фактически партии войны развязали руки. Впрочем, и без этого ситуация выглядела критично. Ни одного нового танка среднего типа, к тому моменту, в английской армии попросту не имелось. Да и дальнейшие события показали, что A13E3 очень неплох. На испытаниях стрельбой машина показала себя стабильной орудийной платформой. Неплохо выглядела и ситуация со стрельбой на ходу (подобными испытаниями занимались не только в Советском Союзе). Вот только с броневой защитой ситуация выглядела кошмарно. 14 мм — это по меркам 1938 года совсем несерьёзно. Да и конструктивно имелась масса вопросов. Машина имела корпус и башню, собиравшиеся на рейках и заклепках. Аналогичный по прародителю БТ уже давно был сварной конструкции. Впрочем, у английской машины имелось преимущество в виде трехместной башни с командирской башенкой. Данную систему англичане внедрили раньше немцев.
Несмотря на то, что первый серийный A13 Mk.I был готов к декабрю 1938 года, фактически контракт T5114 начал исполняться только с апреля 1939 года. Тогда же засчитали и тот самый первый серийный образец. Nuffield Mechanization & Aero довольно медленно осваивала машину, одновременно запуская в серию Nuffield-Liberty, свою версию Libertry L-12. Вообще англичане совершили большую ошибку, взяв этот мотор. Он и на БТ вел себя довольно капризно, а на танке, имевшем боевую массу 14480 кг, и подавно. С мотором этим англичане хлебнули горя, впрочем, ничего другого не имелось. Всего до декабря 1939 года включительно Nuffield Mechanization & Aero сдала 65 танков данного типа (на самом деле 66, видимо, посчитали еще головную машину), получивших регистрационные номера в промежутке T.4385-T.4449. Дальнейший выпуск был лишен смысла, поскольку появилась более совершенная модель — A13 Mk.II, имевшая более толстую броневую защиту. Она, конечно, получилась локальной и всё равно недостаточной, но это лучше, чем ничего.
Первые A13 Mk.I стали поступать на вооружение 1-й бронетанковой дивизии летом 1939 года. Ситуация была такова, что в дивизию стали «закачивать» оба типа крейсерских танков — A13 Mk.I и A9 Mk.I. Впрочем, это лучше, чем ничего. Тут стоит вспомнить слова Чемберлена, буркнувшего про год мира. Как раз этого года английской промышленности и хватило, чтобы маховик военной машины начал раскручиваться. Для понимания — к началу Второй мировой войны был сдан всего 81 крейсерский танк всех типов, из них в войсках 67. Неудивительно, что основная часть A13 Mk.I ушла в эту самую дивизию. Танки попали в 3-й и 5-й Королевские танковые полки (3 RTR и 5 RTR). Изначально оба полка числилось в 1-й тяжелой танковой бригаде 1-й бронетанковой дивизии, далее их перевели в 3-ю танковую бригаду той же дивизии. В таком виде машины и попали на фронт.
10 мая 1940 года немцы начали операцию Fall Gelb, немецкие силы вторглись в Бельгию. К тому моменту 1-я бронетанковая дивизия имела дикую смесь из 4 типов крейсерских танков (A9, A10, A13 Mk.I и A13 Mk.II), всего в ней их находилось 150 штук при необходимых, даже по штатам мая 1939 года, 241 штуки. А по штатам марта 1940 года и вовсе 340 штук. Дивизию срочно перебросили во Францию, где она оказалась 15 мая, сначала находясь в обороне Кале. Боевой дебют случился спустя 2 недели под Абвилем. Итог первого боя оказался поистине кошмарным. Вместо рейдов по коммуникациям, о которых грезили до войны, танкам пришлось выполнять роль средства поддержки пехоты. Итог сего действа был немного предсказуем. Фактически машины никак себя не проявили, а к 30 мая 1940 года боеготовыми числилось всего 65 крейсерских танков всех типов.
Дополнительной проблемой стало то, что машины были «сырыми». Конечно, печальным рекордсменом по потерям от механических проблем стал A10, откровенно перегруженный, но и у A13 дела обстояли не очень. Соотношение потерь от огня противника к механическим поломкам составило 50/50. Одной из главных проблем стал мотор Nuffield-Liberty. В дальнейшем A13 Mk.I принимали участие в оборонительных боях, последние из них случились за Кале.
Единичные экземпляры данных танков удалось эвакуировать, тем не менее, 38 машин было либо уничтожено вражеским огнем, либо сломалось, либо захвачено в исправном виде. Официально эти танки имели немецкий индекс Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e). Как боевая единица они были уже не интересны, а вот как учебные танки вполне годились. Иные даже дожили до 1944 года. Один из Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) даже повоевал, случилось это в апреле 1945 года. Речь идет о танке, который находился на Куммерсдорфском полигоне. Их выгнали в бой уже от отчаяния, но машины быстро сломались.
Что же касается англичан, то для них боевая карьера A13 Mk.I, который в июне 1940 года переименовали в Cruiser Tank Mk.III, закончилась. Кроме как учебная машина он был более не интересен, да и слишком мало этих танков осталось. Поэтому далее Cruiser Tank Mk.III использовались исключительно как учебные машины. В дальнейшем, по мере появления более совершенных танков, их потихоньку списывали. Вполне закономерная судьба машины, ставшей во многом промежуточным танком, по ряду характеристик еще и опоздавшей года на два. Тем не менее, развитие многочисленных «крейсеров» началось именно с этого танка.
До недавнего времени было известно про два Cruiser Tank Mk.III. Первый из них стоял запасниках музея Atlantic Wall Museum (Batterie Todt), что в районе Па-де-Кале. Увы, машина прогнила настолько, что было решено сдать ее в металлолом. В нашей время такой шаг выглядит просто диким, учитывая, из чего часто восстанавливают танки. Второй машине повезло больше — она находится в Бовингтоне. И вот этот танк крайне интересный. Дело в том, что данная машина имеет экранировку башни, ее даже иногда называют Cruiser Tank Mk.III*. На самом деле это предпоследний серийный танк с регистрационным номером T.4448. Экранировку он получил уже в 1940 году, естественно, безо всяких «звездочек». Машина использовалась как учебный танк, а далее осела в музее. Ныне это единственный известный A13, доживший до наших дней.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Tank, Cruiser, Mark III, IV & IVA, Instruction Book, 1941
- The Great Tank Scandal: British Armour In WWII D.Fletcher, HMSO, 1989
- British Cruiser Tank A13 Mk.I & Mk.II, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2015
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- T.3 Christie: Armour in Profile №4, Peter Chamberlain, Profile Publications, 1967
- Фотоархив автора
- beutepanzer.ru
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bt-na-angliiskii-maner-605ca67af6acd7394211addf