Юрий Пашолок. Бронетанковые моторы войны в День Танкиста

14

Юрий Пашолок. Бронетанковые моторы войны в День Танкиста

Праздничные мероприятия на выставке «Моторы Войны», приуроченные ко Дню Танкиста

Военная техника, особенно историческая, традиционно привлекает множество людей. Особенно это касается бронетанковой техники. Подмечен один интересный момент: как только на любой выставке появляется танк, особенно периода Второй мировой войны, люди забывают об остальных машинах, какими бы они редкими не были. Правда, увидеть их в движении можно нечасто. Обычно это происходит в День Победы, реже на 23 февраля. Еще одной датой, когда раритетную бронетанковую технику можно видеть в движении, является День Танкиста. Отмечают его каждое второе воскресенье сентября, но обычно празднование идет все выходные.

Праздничная экспозиция действовала на выставке с 12 до 16 часов

Праздничная экспозиция действовала на выставке с 12 до 16 часов

В воскресенье 10 сентября в России отметили 77-й по счету День Танкиста. Как обычно, праздник решили отметить показом бронетанковой техники. В этом году к празднованию Дня Танкиста присоединилась выставка «Моторы Войны». Праздничные мероприятия прошли в субботу 9 сентября, причем с вполне приличным размахом. Они совпали с презентацией очередной, на сей раз бронетанковой новинки «Моторов Войны». Об этом всём пойдет рассказ в данном репортаже.

Т-26 завелся, но ехать не захотел

Т-26 завелся, но ехать не захотел

Само по себе соседство гусеничной и колесной военной техники является вполне обычной вещью. Между ними нередко много общего. Например, на «Моторах Войны» есть танки и машины, имеющие общие силовые установки. Неподалеку от ГАЗ-61, первого советского полноприводного советского командирского автомобиля, стоит Т-60, малый танк, оснащенный почти таким же мотором. Спаренная версия того же мотора использовалась в еще одной гусеничной боевой машине — самоходной артиллерийской установке СУ-76М. Схожую ситуацию можно наблюдать не только на советских машинах. Те же шведы активно использовали моторы с грузовиков на своих танках. То же самое делали американцы, англичане, французы. Одним словом, танки отлично вписываются в общую концепцию выставки.

Первым на улицу вышел Т-60

Первым на улицу вышел Т-60

Танки, естественно, не являются наиболее массовыми экспонатами выставки. Тем не менее, они играют в ней важную роль. Представлена бронетанковая составляющая «Моторов Войны» техникой из военно-исторического клуба «Капонир». В прошлом году на выставке День Танкиста не праздновали. В этот же раз нашелся повод показать новинку. К тому же танкам, как и другой технике, надо иногда ездить. В противном случае придется тратить время и средства на ремонт.

Далее на своё место прибыла СУ-76

Далее на своё место прибыла СУ-76

Надо сказать, что старая техника нередко любит капризничать. Даже если используются современные агрегаты, проблемы могут быть теми же самыми, что и у полностью аутентичных машин. В этот раз закапризничал Т-26, самый массовый танк Красной Армии на начало Великой Отечественной войны. Самое интересное, что незадолго до того машину проверяли, она работала. Нет, мотор даже запустился, но ехать на улицу Т-26 отказался. Так что на временную выставку под открытым небом поехала бронетехника военного выпуска.

Следы на полу намекают, почему танки ездят нечасто

Следы на полу намекают, почему танки ездят нечасто

Поскольку Т-26 закапризничал, первым в путь двинулся Т-60. Этот танк занимает одно из центральных мест в экспозиции, посвященной боям 1941 года. На вооружение он был принят 20 июля 1941 года, еще до того, как на заводе №37 подготовили по нему техническую документацию. В крупную серию Т-60 запустили с октября 1941 года, а полноценный его дебют состоялся в ноябре того же года. Т-60 стали одними из тех, кто прошел по Красной площади в ходе парада 7 ноября 1941 года. Большинство этих танков погибло в боях Великой Отечественной войны. Случилось это и с данным танком, восстановили его из кусков.

Вращение башни вручную

Вращение башни вручную

Следующим участником праздничных мероприятий стала самоходная артиллерийская установка СУ-76М. Совсем недавно исполнилось 80 лет с принятия ее на вооружение. Машина стала этапной: летом 1943 года было принято решение отказаться от выпуска легких танков и сосредоточиться на выпуске легких САУ. Это оказалось правильным решением: СУ-76М была очень полезной как самоходная дивизионная пушка, имеющая высокую подвижность. За счет выпуска на трех заводах СУ-76М стала самой массовой САУ в истории. Более 14 тысяч штук — это чуть менее трети от выпуска дивизионных пушек ЗИС-3, которые ставились на данную САУ. Нередко СУ-76М необоснованно ругают, не задумываясь, какая у нее была основная задача.

Выезд Medium Tank M3A3

Выезд Medium Tank M3A3

Не обошлось и без главного танка Красной Армии в годы Великой Отечественной войны — Т-34. Представленный на выставке танк является «сборным», в нем присутствуют элементы Т-34 выпуска 1941 и 1942 годов. Главным было восстановить танк так, чтобы он мог хорошо ездить. Делает это данная машина действительно хорошо. Помимо участия в различных военно-исторических мероприятиях, этот Т-34 отметился и съемками в фильме «Т-34».

Большая машина,чтобы она прошла через ворота, дополнительно их замеряли

Большая машина,чтобы она прошла через ворота, дополнительно их замеряли

Надо сказать, что в случае с Т-34 процесс выхода на открытую площадку каждый раз превращается в непростую задачу. Дело в том, что ворота шире танка всего на несколько сантиметров. Чтобы не снести стены, приходится каждый раз аккуратно маневрировать. Обратно заходить легче, а вот выезжать приходится кормой вперед. Глаз на корме у механика-водителя нет, так что задачка не из простых.

Бронемашина Д-8 пополнила временную экспозицию под открытым небом

Бронемашина Д-8 пополнила временную экспозицию под открытым небом

В случае с главной новинкой габариты ворот также играли свою роль. На сей раз речь шла о высоте. В ночь с 4 на 5 сентября прибыл Medium Tank M3A3. Об этой машине позже стоит поговорить отдельно. На поля сражений, именно как танк, он опоздал. Поэтому его переделали в эвакуационную машину M31. В таком виде M3A3 воевали не только в американской, но и в Красной Армии. Но поскольку часть оборудования сгнило, было решено восстановить его исходный облик, то есть снова сделать танком.

Игорь Шишкин и ГАЗ-67Б

Игорь Шишкин и ГАЗ-67Б

Поскольку выходные пришлись на выборы, посетителей пришло немного. Тем не менее, те, кто пришел, вряд ли были разочарованы. Для большей наглядности Т-34 и американский средний танк поставили рядом. Особенно хорошо ощущается разница в высоте. Корпус у Medium Tank M3A3 лишь ненамного ниже общей высоты Т-34.

Ездил также и Dodge WC-51

Ездил также и Dodge WC-51

Одними танками, естественно, дело не ограничилось. На улицу выехала также и колесная техника прежде всего из коллекции проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина. И если бронемашина Д-8 стояла как экспонат выставки под открытым небом, то ГАЗ-67Б, который недавно отметил 80-летие, активно ездил по площадке. За рулем был сам Игорь Шишкин. Также на улицу выехал и Dodge WC-51, который неоднократно участвовал в динамических показах на выставке.

"Не скапливаемся у выхода, передаем за проезд". По требованиям мер безопасности танк поехал уже без пассажиров

«Не скапливаемся у выхода, передаем за проезд». По требованиям мер безопасности танк поехал уже без пассажиров

Для «Моторов Войны» это был первый опыт подобного мероприятия. Опыт положительный, в дальнейшем его, скорее всего, будут развивать и дальше. Тем более что есть и другие праздники, например, День военного автомобилиста. Об анонсах грядущих мероприятий можно узнать в соцсетях. Сама выставка работает ежедневно с 10-00 до 21-00, без выходных. Касса работает до 20:30. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2.

источник: https://dzen.ru/a/ZQDJAp4rUVQIjj9K

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account