Юрий Пашолок. Бовингтонская королева поля боя

15

Юрий Пашолок. Бовингтонская королева поля боя

Рассказ об Infantry Tank Mk.IIA, он же Matilda II, находящемся в коллекции Танкового музея в Бовингтоне

Английское танкостроение в конце 20-х годов оказалось в затяжном кризисе, откуда начало выбираться только к середине 30-х годов. Упущенное время позже дорого обошлось английским военным. Они оказались в роли отстающих, причем основные танкостроительные державы опережали их где-то от полугода до полутора лет. Были, конечно, итальянцы, но воевать приходилось больше с немцами. И вот тут у англичан равнозначные танки получались крайне редко. Причем они имели обыкновение довольно быстро устаревать.

Matilda II на шоу Tankfest-2019

Matilda II на шоу Tankfest-2019

Одним из немногих английских танков времен Второй мировой войны, которые оставили после себя добрую память, стал Infantry Tank Mk.II. Созданный для боевых действий в Европе, он получил славу после нескольких удачных операций в Северной Африке. Известен он больше как Matilda, этот индекс машина получила в сентябре 1941 года. До наших дней дожило некоторое количество этих танков, в том числе и Matilda II из коллекции Танкового музея в Бовингтоне. Стоит рассказать об этом танке подробнее, тем более что это самый известных из сохранившихся танков данного типа.

Таким танк был до реставрации

Таким танк был до реставрации

Начать стоит с индекса, ибо с ним связано довольно много заблуждений, причем они транслируются в эфир очень многими исследователями. Источником заблуждений стала весьма непростая история переименования английской военной техники, с которой надо быть внимательным. Итак, изначально индекс Matilda нес 6-тонный танк с пулеметным вооружением. Это было кодовое имя, которое продержалось совсем недолго. Уже вскоре 6-тонный танк стал 12-тонным, а на вооружение английской армии его приняли как Infantry Tank Mk.I. Невнимательные исследователи записали его в Matilda I, или Matilda Mk.I, что в корне неверно. Почему, сейчас поймете.

Дополнительный топливный бак дополнял "африканский" облик

Дополнительный топливный бак дополнял «африканский» облик

Одновременно с 6-тонным пехотным танком был заказан и 15-тонный, имевший пушечно-пулеметное вооружение. Назывался ли он когда-нибудь Matilda Senior, вопрос открытый. Но Vickers таким танком занималась, вот только 15-тонным он перестал быть очень быстро. Вскоре толщина брони выросла до 75 мм, а боевая масса улетела до 25 тонн. Пехотный танк от Vickers, известный как A10, позже стал «тяжелым крейсером» Cruiser Tank Mk.II, а потяжелевший пехотный танк по новой спецификации получил индекс A12. Занимались им английские военные самостоятельно, в качестве подрядчика выбрали Vulcan Foundry Limited.

А так танк стал выглядеть после реставрации

А так танк стал выглядеть после реставрации

Такая форма сотрудничества являлась для английских военных нормой. Департамент Механизации готовил спецификацию, а по ней подрядчик разрабатывал танк. Ранее подрядчиком являлся королевский арсенал в Вулидже, но перспективы большой войны говорили о том, что надо подключать большие промышленные предприятия. Паровозостроители из Vulcan Foundry Limited стали первыми из множества заводов, которые постепенно подключались к работе. И нельзя сказать, что с ними получилось плохо. То ли повезло, то ли спецификация получилась неожиданно удачной, но A12 практически сразу оказался удачным танком.

Теперь его именуют Marilda III, хотя это не так

Теперь его именуют Marilda III, хотя это не так

Первый образец Infantry Tank A12E1 был готов в апреле 1938 года, а уже в июне с Vulcan заключили контракт на выпуск 140 танков, получивших индекс Infantry Tank Mk.II (Tank Infantry Mark II). Да, официально он именовался именно так, пока никаких «Матильд». Первые серийные танки данного типа сдали в сентябре 1939 года, вскоре к производству подключился второй «железнодорожный» завод — LMS (London, Midland and Scottish Railway). Далее в дело включился Ruston & Hornsby Ltd, но Infantry Tank Mk.II он не производил, поскольку вскоре появилась версия, к которой относится главный герой материала — Infantry Tank Mk.IIA.

Теперь машина монотонного цвета, хотя в 1941 году "континентальный" камуфляж, в принципе, существовал

Теперь машина монотонного цвета, хотя в 1941 году «континентальный» камуфляж, в принципе, существовал

Данный вариант оказался весьма изменчивым. Поначалу он отличался только заменой пулемета Vickers с водяным охлаждением на BESA, с воздушным охлаждением. В серию Infantry Tank Mk.IIA пошел весной 1940 года, к его выпуску подключились Ruston & Hornsby Ltd, John Fowler & Co., North British Locomotive Company (NBL) и Harland & Wolff Ltd. Машина стала самой изменчивой среди всех вариантов Infantry Tank Mk.II, одних только траков на ней присутствовало 6 вариантов.

Этот танк не воевал, всю жизнь проведя в метрополии

Этот танк не воевал, всю жизнь проведя в метрополии

Сколько Infantry Tank Mk.IIA сдали, никто не знает. Дело в том, что контракты на выпуск переигрывали, но не делали четкую разбивку по регистрационным номерам. Можно говорить о том, что сдали их где-то 500 штук, далее в серию пошел Infantry Tank Mk.IIA* с моторами Leyland. Потомок стал более массовым, но самым воюющим в английской армии оказался Infantry Tank Mk.IIA. Пик применения этих танков пришелся на боевые действия в Северной Африке. Знаменитым его сделала операция «Компас», в ходе которой английские пехотные танки учинили итальянцам настоящий погром. Толстая броня, в отличие от Франции мая 1940 года, сработала. Итальянцы попросту ничего не могли с ним сделать.

В ходе реставрации убрали глушители

В ходе реставрации убрали глушители

Судя по всему, уже в это время обозначение Matilda уже стало использоваться, но не официально. В документах он всё еще числился как Infantry Tank Mk.IIA. Официально новая система обозначений была введена в конце сентября 1941 года. Infantry Tank Mk.II стал Matilda I, Infantry Tank Mk.IIA превратился в Matilda II, а Infantry Tank Mk.IIA* — в Matilda III. Поскольку Infantry Tank Mk.I уже толком не использовался, он остался без индекса. Самое смешное, что в Бовинтоне есть руководство, где четко расписано, как какой танк именуется. Но Infantry Tank Mk.I так и продолжают называть как Matilda I. Такой вот парадокс.

Также танк лишился дополнительного топливного бака

Также танк лишился дополнительного топливного бака

С героем данного материала ситуация еще более занятная. Именно он отчасти стал причиной путаницы с обозначениями. Дело в том, что именно этот танк в полной мере имеет право именоваться Matilda II. Это один из последних Infantry Tank Mk.IIA, с WD-номером T.10459. Его построили в конце мая 1941 года на заводе North British Locomotive Company (NBL), Глазго. Долгое время судьба была неизвестной, но многие его использовали как образец для подражания. Как выяснилось, зря.

Машину сделали максимально близкой к ее исходному облику. Насколько это возможно

Машину сделали максимально близкой к ее исходному облику. Насколько это возможно

«Классическим» обликом этого танка стала африканская схема Caunter (придумана полковником Джоном Каунтером из 4-й бронетанковой бригады) и соответствующим обвесом. В него входил, в том числе, и дополнительный 135-литровый топливный бак. Вот только на Matilda II он не ставился, этот бак внедрили начиная с Matilda III. А у Matilda II в корме имелись приварные крепления для 2-галлонных (9-литровых) канистр (они же Флимси). Как показали дальнейшие события, из всего, что было нарисовано и приделано «африканского», настоящим был только регистрационный номер.

Самые поздние Matilda II и первые Matilda III отличались по сути только глушителями. Сейчас эта разница особо и не заметна

Самые поздние Matilda II и первые Matilda III отличались по сути только глушителями. Сейчас эта разница особо и не заметна

Весной 2016 года мастерские Танкового музея начали работы по реставрации танка. Тут же начали вылезать сюрпризы. Во-первых, танк оснащен спаркой моторов Leyland, а не AEC. То есть формально это Matilda III, хотя на самом деле всё проще. В ходе эксплуатации моторы заменили на более надежные и имеющиеся в наличии. Это не единственная замена: исходно танк комплектовался радиостанцией №11, но далее ее заменили на более надежную радиостанцию №19.

К вопросу, что как обозначалось. Да, это именно Matila II

К вопросу, что как обозначалось. Да, это именно Matila II

Более интересно другое. В ходе реставрационных работ никакой «африканской» краски не обнаружилось, вообще. Этот танк никогда не покидал метрополию, он использовался как учебный. Так что африканская схема и имя собственное из 7-го королевского танкового полка оказалось совсем не в тему. В музей машина попала в 1949 году. В общем, было решено не заниматься фантазиями и покрасить танк в его базовый цвет. Краску подобрали по образцам, найденным в ходе расчистки. Имя собственное у машины теперь The Royal Princess. В честь принцессы Анны, открывшей новую музейную мастерскую. «Африканский» топливный бак также решили убрать, как неуместный.

Характерный для Matilda габаритный фонарь

Характерный для Matilda габаритный фонарь

Презентовали танк на Tankfest-2018 в июне 2018 года. Машина является одним из «ударных» экспонатов, который участвует в основных музейных мероприятиях. По неизвестным причинам танк ныне ездит без глушителей, ранее они стояли. В любом случае, это сейчас самый аутентичных из танков семейства Matilda, а также самый старый танк данного типа, находящийся в ходовом состоянии. Старше только Matilda II, находящиеся в США и Канаде. Самое интересное, что теперь его позиционируют как Matilda III, но на самом деле смена мотора ничего не поменяла.

Табличка под номерной знак, она ставилась на Matilda до конца производства

Табличка под номерной знак, она ставилась на Matilda до конца производства

Текущая конфигурация танка является вполне типовой для Matilda, выпускавшихся весной-летом 1941 года. К тому моменту ходовая часть окончательно сформировалась. По итогам проб и ошибок типовым траком стала продукция Ford, хотя задел и эксперименты продолжались. Даже на Matilda III можно было видеть траки разного типа. Литые траки Ford лучше всего подходили для действий в пустыне, но не очень хорошо вели себя на льду. Поэтому в Советском Союзе нередко приваривали к ним дополнительные грунтозацепы. А вот остальная ходовая часть четко говорит о том, что перед нами именно Matilda II. У танка всё еще имеются поддерживающие катки, летом 1941 года их заменили на полозья.

Где смогли, повесили шанцевый инструмент

Где смогли, повесили шанцевый инструмент

С точки зрения обвеса танк был весьма консервативен. То, что сейчас установлено на бовингтонской машине, является вполне типовым для танков основной серии. Впрочем, по обвесу еще явно предстоит работа. Во-первых, зеркала заднего вида всё еще нет, хотя стойка для него сохранилась. Во-вторых, еще предстоит добавлять запасные траки. Раньше они хотя бы частично присутствовали, ныне их нет от слова совсем. С другой стороны, добавилось много другого обвеса, а также подсветка задней регистрационной таблички. Кстати, она с 1940 года пустовала, то есть никаких номеров на ней не наносили. Но раз положена, ставили.

Для своего времени башня Matilda была большим шагом вперед. Хотя внутри плотненько

Для своего времени башня Matilda была большим шагом вперед. Хотя внутри плотненько

Отчасти компромиссным решением является «обвес» башни. Связано это с тем, что танк довольно долго эксплуатировался. Поэтому радиостанцию на нем, как уже говорилось выше, заменили. Раньше в танке была и вовсе послевоенная радиостанция с характерным портом. Сейчас ее заменили на антенные порты радиостанции №19 (Wireless Set No.19), которую начали устанавливать во второй половине 1941 года. При этом остатки антенного порта Wireless Set No.11 сохранились.

Сзади пенал для флажков и короба для магазинов пулемета BREN

Сзади пенал для флажков и короба для магазинов пулемета BREN

Сохранилось на месте и крепление дымовых мортирок на правом борту башни. Подобная конструкция сохранялась на Matilda до конца производства. Можно сказать, особое инженерное шаманство. За основу мортирки брался обрез старой винтовки Lee-Enfield, которая выстреливала дымовые мины при помощи холостых патронов. Чтобы произвести спуск, дергали за шнур изнутри башни.

Характерные дымовые мортирки, их ставили на целый ряд английских танков

Характерные дымовые мортирки, их ставили на целый ряд английских танков

То, что этот танк в Бовингтоне является одним из «ударных» экспонатов, вполне объяснимо. Именно Matilda стала одной из немногих удач английской танковой промышленности. Другое дело, что слава «королевы поля боя» оказалась недолгой. Вскоре в Африке появились немцы, и тут выяснилось, что броня — одно из немногих преимуществ танка. Тихоходность делала Matilda легкой мишенью, неудивительно, что к лету 1942 года эти танки с первой линии убрали. Гораздо дольше они прослужили на тех ТВД, которые им больше подходили. Это Тихоокеанский ТВД и советско-германский фронт.

источник: https://dzen.ru/a/Za99qZ8KAB21qGmY

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account