Юрий Пашолок. Большой гусеничный «Интер» в качестве арттягача

19

Юрий Пашолок. Большой гусеничный "Интер" в качестве арттягача

Гусеничный артиллерийский тягач International TD-18 (Heavy Tractor M1) и его использование в Красной Армии

В американской армии использование тракторов началось еще в годы Первой мировой войны. Тогда американцы оказались впереди планеты всей. Достаточно сказать, что основная масса гусеничных тягачей того периода была именно американской, если быть точным, то фирмы Holt. Больше того, даже танк родился из продукции Holt. Фирма Бенджамина Холта, создателя современного трактора, отметилась и на поприще первого специального гусеничного тягача. На этом фоне удивительно, как американская армия расслабилась в межвоенный период. Какие-то разработки, конечно, были, но не более того. На фоне того, с каким багажом американская армия подошла к началу Второй мировой войны, у Красной Армии, можно сказать, проблемы с тягачами отсутствовали.

Линейка тракторов IHC, от T-6 до TD-18. В 1940 году их мобилизовали

Линейка тракторов IHC, от T-6 до TD-18. В 1940 году их мобилизовали

Ситуация вокруг арттягей у американской армии к 1940 году выглядела крайне скверно. Полевые орудия и системы массой 5-8 тонн можно было таскать грузовиками, работы по ним резко активизировались в 1940 году. А вот с более тяжелой артиллерией ситуация выглядела очень плохо. Пришлось искать срочные решения, которые выглядели не сильно лучше советских сельскохозяйственных тракторов. Собственно говоря, это и были сельскохозяйственные трактора, но с некоторыми доработками. Среди них оказался и International TD-18, в военном исполнении именовавшийся как Heavy Tractor M1.

TD-18 в варианте Heavy Tractor M1

TD-18 в варианте Heavy Tractor M1

В мире тракторов IHC известна очень хорошо. В том числе знают эту компанию и у нас, СТЗ 15-30 — это как раз International. Основой продукции были колесные трактора, но были и гусеничные модели. С 1923 года они производились под маркой McCormick-Deering. Впрочем, та же модель McCormick-Deering TD-40 с дизельным мотором, выпускавшаяся с 1933 по 1939 годы, могла называться и как International Harvester TD-40. Выпускались они всё там же — Мелроуз-Парк, Чикаго, штат Иллинойс. Так или иначе, выпускавшиеся гусеничные трактора не являлись военными машинами.

Форсированный до 100 л.с. мотор

Форсированный до 100 л.с. мотор

В полной мере это касалось новой линейки гусеничных тракторов, появившихся в 1938-39 годах. В отличие от предыдущих моделей, они носили марку не McCormick-Deering, а International Harvester. Выпустили их четыре модели — T-6, TD-9, TD-14 и TD-18. Последний из них стал прямым конкурентом Caterpillar D7. Трактор оснащался 6-цилиндровым рядным дизельным мотором International D-691 объемом 11,3 литров и мощностью 81 л.с. при 1200 об/мин. Caterpillar D7 был мощнее, тем не менее, International TD-18 оказался популярной моделью. С 1938 по 1949 годы их выпустили 22016 штук, что очень солидная цифра.

В качестве тягача 155-мм орудия M1 Long Tom

В качестве тягача 155-мм орудия M1 Long Tom

В 1940 году у американской армии случился аврал. Из линейки тракторов IHC мобилизовали всех. T-6 стал Light Tractor M2, TD-9 стал Light Tractor M1, TD-14 превратился в Medium Tractor M1, а TD-18 — Heavy Tractor M1. Все четыре трактора соответствующим образом доработали. Впрочем, именно как артиллерийские тягачи были актуальны две модели — Medium Tractor M1 и Heavy Tractor M1. И если среди средних арттягачей лидерство захватил Allis-Chalmers HD-7W, то IHC TD-18, как его указывали в переписке, оказался безоговорочным лидером среди тяжелых артиллерийских тягачей.

Heavy Tractor M1 на Окинаве

Heavy Tractor M1 на Окинаве

Почему именно эта модель Heavy Tractor M1, а не военный варианта Caterpillar D7, стал самым массовым мобилизационным тяжелым арттягачом, загадка. Военная версия HD-18, разумеется, имела ряд отличий от гражданской версии. Для начала, в носовой части трактора появилась лебедка, имевшая максимальное усилие на крюке 21,5 тонну. Двигатель форсировали: его максимальная мощность выросла до 100 л.с. при 1350 об/мин. Выросла и максимальная скорость — до 15 км/ч. Изменилась светотехника, капот, в кабине число посадочных мест увеличилось до 4. Сзади появились стоп-сигналы и ящики ЗИП, а также корзины для личных вещей. Одним словом, типичный объем метаморфоз для американского мобилизационного тягача.

Бронированный бульдозер TD-18. Стоит отметить, что это "гражданский" трактор, а не арттягач

Бронированный бульдозер TD-18. Стоит отметить, что это «гражданский» трактор, а не арттягач

Откровенно говоря, военный вариант IHC TD-18 уступал Caterpillar D7. Но почему-то именно арттягач из Мелроуз-Парк выбрали основным для возки систем большой мощности. Первый заказ на IHC TD-18 в варианте Heavy Tractor M1 поступил в 1940 году, за это время сдали 180 тракторов. Самое интересное, что в 1941 году о основной массы тягачей наблюдалась просадка выпуска, но не у IHC TD-18. За второй год производства их сдали 699 штук, в 1942 году сдали 456 штук и за 1943 год — 460 штук. Итого 1795 арттягачей. Это более чем в 2 раза превышает объем поставок ближайшего аналога — Allis-Chalmers HD-10W.

Состояние дел по поставкам тягачей на весну 1943 года

Состояние дел по поставкам тягачей на весну 1943 года

Не менее интересно другое. Если посмотреть на дальнейшую судьбу средних и тяжелых арттягачей, то выяснится, что большинство из них ушли далее в Советский Союз. Но не в случае с IHC TD-18! Поставили их немало, но совсем не в таком процентном соотношении, как у других Heavy Tractor M1. Кроме того, именно трактор International Harvester попадается на фронтовых фото американской армии. Они таскали 155-мм пушки M1 Long Tom, 8-дюймовые (203-мм) гаубицы M1 и другие тяжелые орудия.

TD-18 на Гороховецком АНИОП

TD-18 на Гороховецком АНИОП

Уже потом, по мере появления специальных колесных и гусеничных тягачей (Mack NO и High-Speed Tractor M4), мобилизационные тягачи оказались не актуальны. Кроме того, IHC TD-18 оказались в составе австралийской армии. Видимо, что-то американские и австралийские военные в этих тягачах нашли. Самое интересное, что в составе корпуса морской пехоты IHC TD-18 прожили до самого конца войны. Больше того, попадались у флота и обычные TD-18. Их применяли «Морские Пчелы» (SeaBees), специальные инженерные подразделения ВМФ США. Они даже занимались переделкой бульдозеров TD-18, устанавливая на них бронированные кабины. Стоит отметить, что флот в принципе тяготел к продукции IHC, этим отчасти и объясняется наличие у него такого количества гусеничных тракторов из Мелроуз-Парк.

Боковины капота в снятом положении

Боковины капота в снятом положении

Поставки IHC TD-18 в Советский Союз начались с 1942 года. Надо сказать, что эти тягачи шли к нам вполне в количествах. Первые 32 IHC TD-18 оказались в войсках в 1942 году, далее они шли не то, чтобы в больших количествах, но вполне стабильно. К 1 декабря 1943 года прибыло 218 тягачей данного типа, а к 1 июня 1945 года — 383 штуки. Официально же их поставили 494 штуки. Он стал вторым по массовости зарубежным тяжелым арттягачом, больше было только Allis-Chalmers HD-10W. При этом стоит еще раз отметить: по процентному соотношению видно, что IHC TD-18 прислали куда меньше, чем остальных тракторов. Явно неспроста.

Спереди арттягач легко отличить по лебедке и светотехнике

Спереди арттягач легко отличить по лебедке и светотехнике

Естественно, американский гусеничный артиллерийский тягач стал объектом изучения. К весне 1943 года в Красной Армии имелось 5 типов американских гусеничных тягачей. Все они проходили совместные испытания на Гороховецом АНИОП в период с 15 июня по 10 июля 1943 года. ТД-18 (или Интернационал ТД-18), так этот трактор проходил в переписке, прибыл на полигон 3 июня, по неизвестным причинам он вызвал наибольший интерес у испытателей. Больше всего снимали именно его.

Сзади появились ящики ЗИП и корзины

Сзади появились ящики ЗИП и корзины

Объем испытаний был небольшим — 100 километров пробега, из них 50 по шоссе, 40 по проселку и 10 по целине. Трактор шел не порожняком, а вместе с 203-мм гаубицей большой мощности Б-4. Средняя скорость движения составила 7-9 км/ч, каких-то замечаний по надежности трактора не возникло. Также ТД-18 успешно вытянул, при помощи лебедки, опытный образец САУ СУ-38.

Трактор уперся в препятствие лебедкой

Трактор уперся в препятствие лебедкой

По результатам испытания комиссия советовала использовать ТД-18 в качестве тягача для системы Б-4. Вместе с тем, далеко не все эти тягачи использовались в таких целях. Во-первых, имелись собственные тягачи, которые были хоть и порядком изношены, но могли тащить Б-4 и быстрее (например, «Коминтерн» и «Ворошиловец»). Во-вторых, требовались и тягачи для корпусных орудий, например, 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. Нередко именно такую систему таскали ТД-18.

ТД-18 указали как тягач для 203-мм гаубицы Б-4

ТД-18 указали как тягач для 203-мм гаубицы Б-4

В целом эксплуатация IHC TD-18 в Красной Армии шла успешно. Вместе с тем, кое-какие неприятности трактор всё же доставлял, хотя и в меньшей степени, чем его младший собрат IHC TD-14. Во-первых, фиксировались поломки натяжителя ленивца. Также имелись жалобы на опорные катки, они иногда перегревались, плюс фиксировались поломки скользящих подшипников. Отмечался большой износ ремней вентиляторов. Надо сказать, что продукция Allis-Chalmers показала себя менее надежной.

Но часто они таскали 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20

Но часто они таскали 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20

В целом IHC TD-18 показал себя хоть и не выдающейся машиной, но вполне добротным трактором. Другой вопрос, что именно как артиллерийский тягач он был не более чем эрзацем. Как только появилась возможность получить более подвижные арттягачи, ей воспользовались. Красной Армии же приходилось брать то, что есть. На безрыбье и такой мобилизационный тягач вполне подошел.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. The American Automobile Industry in World War Two
      3. eBay
      4. o6m6.de

источник: https://dzen.ru/a/ZYQWD4zn82uN-z5B

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account