Юрий Пашолок. Большие лапти для «Шермана»
Шпоры-уширители для гусениц Medium Tank M4, которые получились, но слишком поздно
Необходимость специального оборудования для танков, повышающие их проходимость, выявилась еще в самом начале их применения. Решение было простым и логичным — специальные насадки на траки, так называемые уширители. Впервые их применили на английских «ромбах», правда, действовали они скорее не как уширители, а в качестве дополнительных грунтозацепов. Далее работы над уширителями затихли, по большому счету, этими разработками нигде, кроме как в Советским Союзе, долгое время не занимались. В 30-е годы было создано немалое количество различных уширителей, впрочем, у всех моделей имелась одна существенная проблема. Называлась она «долговечность». Крепление уширителей довольно быстро выходили из строя, после чего они гнулись или просто отламывались. В связи с происходящим до крупной серии дело не дошло. Причины неудач с уширителями лежали на поверхности. Если на основной трак сверху опирались опорные катки, то на уширитель нагрузка шла только снизу, а потому и происходили деформации. Наилучшие результаты, среди советских уширителей, показали те модели, у которых имелись еще и дополнительные опорные катки.
В ходе войны вопрос уширителей траков снова оказался поднят зимой 1941-42 годов. Прежде всего, это касалось советских легких танков, а также немецких средних танков. И если у советских танков серийные уширители так и не появились, то к концу 1942 года немцы запустили в серию траки Winterketten. Собственно говоря, особо им деваться было некуда, поскольку при удельном давлении 1 кг/см2 проходимость по снегу была неважной, да и по грязи ситуация выглядела не сильно лучше. По этим тракам информации в принципе немного, обычно указывается сам факт их существования. А в реальности их прочность была не особо высокой, что наглядно подтверждают и фронтовые фотографии, и те образцы, что дожили до наших дней. Чудес не бывает, так что проблемы, с которыми столкнулись советские инженеры до войны, были у немцев теми же самыми. Посему позже появились Ostketten, то же самое, но уширитель поменьше. Вот эта модель была более живучей.
На всём этом фоне как-то затерялись те, кто наиболее удачно решил вопрос со снижением удельного давления на грунт. Совершенно внезапно это американцы, которых обычно и не упоминают. И зря, с точки зрения различных модернизаций ходовой части в целом, и траков в частности, они провели наиболее глубокий объем работ. В результате с 1944 года появились серийные уширители, которые ставились на стандартные траки. Это означало, что не требовались специальные траки, слева и справа ставились соединители-гребни 7055614, и всё. Такой уширитель позволил весьма существенно снизить удельное давление на грунт, причем его можно было ставить и на траки для подвески VVSS, и для подвески HVSS. Данный факт как-то не особо афишируется, хотя по уровню исполнения и значимости на этом фоне немецкие винтеркеттены являются весьма дешевой поделкой.
Впрочем, смысл есть поговорить о совсем другой разработке. Ее история началась в апреле 1944 года, когда Департамент Вооружений инициировал разработку специальных уширителей траков, более крупных, нежели тем модели, которые позже превратились в соединители-гребни 7055614. Они требовались для наиболее сложных участков местности, причем это касалось не только снега. Похожие конструкции требовались и на том ТВД, где ни про какой снег никогда и не слышали. Подобные уширители одинаково работали и по снегу, и по грязи, тем более в апреле 1944 года еще про Арденны и не думали. А вот опыт боев на Тихом океане имелся, так что интерес к уширителям был совсем не праздный.
Первая конструкция уширителей подразумевала использование деталей общей шириной 37 дюймов (939,8 мм). данный вариант поначалу оказался неудачным, поэтому появилась несколько иная версия — шириной 32,5 дюйма (825,5 мм). Внешне эти две конструкции были очень похожи. Представляли они собой достаточно ажурные пластины с ребрами усиления, к которым, с внешней стороны крепилась подушка, которая и снижала удельное давление на грунт. Образно говоря, основа уширителя одновременно работала как шпора, по сути таковой и являясь. В этом было существенное отличие от аналогичных конструкций других стран. Такой уширитель одновременно снижал давление и повышал сцепление с грунтом. То есть американские инженеры убивали двух зайцев. Еще одним несомненным преимуществом было то, что крепились такие шпоры-уширители при помощи соединителей-гребней. Самое же главное, что они могли использоваться на стандартных траках.
Практические результаты по американским шпорам-уширителям были получены к концу 1944 года. После первой неудачи с 37-дюймовыми уширителями появилась вторая модель. Разница между ними была в том, что у 32,5-дюймовых уширителей убрали внутренний выступ. Таким образом, при их надевании не возникало неудобства с точки зрения работы ходовой части. В ходе испытаний выяснилось, что эти уширители, по удобству маневрирования на сложных грунтах, нисколько не уступают танкам, оснащенных обычными траками. При этом, в ходе испытаний, было опробовано 7 вариантов 32,5-дюймовых уширителей, из них наиболее удачным оказался вариант №5. Испытания данных траков продолжались до марта 1945 года, за это время один комплект успешно преодолел 1600 км дистанции. На скоростях выше 11 км/ч машину начинало трясти, но в условиях бездорожья это не столь важно.
Самое интересное, что и от 37-дюймовых шпор-уширителей тоже не отказались. Дело в том, что существовал способ избавиться от проблемы с внутренними секциями. Для этого делались специальные уширители для подвески VVSS, именовался такой вариант M4(AX)E9. Это была вполне заводская модернизация, в ходе нее специально расширяли ходовую часть, дабы ставить соединители-гребни 7055614 и снижать удельное давление на грунт. В результате на ходовую E9 вполне вставали и 37-дюймовые шпоры. Таким образом, утвердили и 37-дюймовый вариант — для модернизированной ходовой части.
Но и это не всё. Используя, в качестве базы, 32,5-дюймовый вариант, была разработана еще одна, 39-дюймовая (990,6 мм) версия. Она предназначалась для установки на 23-дюймовые (584 мм) траки, которые применялись в случае с подвеской HVSS. Это позволило снизить удельное давление на грунт до 0,49 кг/см². Работали эти шпоры-уширители примерно так же, как и другие варианты. Таким образом, американские военные получили целое семейство уширителей, которые вполне работали.
Во всей этой истории есть одна маленькая деталь. Дело в том, что есть такая поговорка — «хороша ложка к обеду». И если соединители-гребни 7055614 вполне повоевали и позже долго использовались, то шпоры-уширители на войну опоздали. В феврале 1945 года последовал заказ на выпуск 1000 комплектов таких уширителей, но окончание войны перечеркнуло эти планы. В общем, получилось хорошо, но поздно.
Список источников:
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bolshie-lapti-dlia-shermana-5ffda979fec2503c74073bc0