Юрий Пашолок. Безальтернативный малый танк Астрова
Популярно о том, почему появление летом 1941 года малого танка Т-60 оказалось единственно верным решением
Ситуации, когда начавшийся конфликт заставлял резко менять планы, для войн является делом обычным. Как бы кто не готовился к будущей войне, обычно дела развиваются совсем не так, как оно предполагалось ранее. В полной мере это касалось и Второй мировой войны. Основные армии мира, к сентябрю 1939 года, располагали бронетанковыми силами, состоящими преимущественно из легких танков. Общее понимание необходимости иметь средний танк в качестве основного было, но желания и возможности далеко не всегда совпадают. Поэтому типовым танком начала войны был легкий, как правило с противопульной броней. Первый же месяц войны лишний раз показал, что все воюющие стороны явно не к тому готовились. Выяснилось, например, что даже броня толщиной 30 мм слабовата, польские противотанковые пушки ее довольно легко пробивали. По этой причине пришлось запускать работы по усилению брони, правда, поначалу этот процесс был неспешным. Даже дополнительная бронезащита появилась у немцев только к лету 1940 года. На самом деле это было не медленно, а довольно быстро, те же англичане усилили броню на своих «крейсерах» только к концу 1940 года, да и то, слоёная броня танков вроде Crusader не являлась по-настоящему надежной. К тому же орудия тогда выигрывали гонку с броней. Имелись, впрочем, и смелые решения. Летом 1940 года американцы приняли на вооружение легкие и средние танки M3, которых на тот момент еще не существовало. Решение рискованное, но риск оказался оправдан.
Советский Союз получил отсрочку почти на 2 года, и это время оказалось потрачено правильно. В декабре 1939 года на вооружение Красной Армии приняли средний танк Т-34, тяжелый танк КВ и разведывательный танк-амфибию Т-40. Эти три танка нового поколения стали для советского танкостроения эпохальными. Каждый из них стал основоположником семейства, которому предстояло стать главным в годы войны. И если с Т-34 и КВ вполне всё очевидно, то Т-40 обычно остается в тени. Удивительного тут ничего нет, ведь этот плавающий танк-разведчик не обладал выдающимися данными. Да и откуда они, если у машины совсем иная задача. Она и планировалась нишевой, объемы выпуска Т-40 даже по планам начала 1941 года выглядели скромными. Танк этот тяжело встал на производство, в том числе и потому, что с производством моторов для него имелись большие проблемы. Есть серьёзные подозрения, что не начнись война, 1941 год стал бы для Т-40 последним. Бронемашины нового поколения, особенно ЛБ-62, выглядели как минимум не хуже, да и на завод №37 посматривали с точки зрения организации там выпуска чего-то более серьёзного. Всё изменила война.
По первоначальным планам, с августа 1941 года выпуск танков-разведчиков Т-40 предполагалось прекратить, а вместо них организовать производство более солидных Т-50. Вместе с тем, очень скоро стало ясно, что эти планы явно требуют корректировки. Т-50 попросту не был готов к массовому производству. Его не то, что в Москве, в Ленинграде-то едва стали выпускать с июля 1941 года. Проблемы были не только в моторах, реально что-то похожее на полноценную серию завод №174 смог бы выдать не ранее осени 1941 года. В этом смысле решение Н.А. Астрова и В.П. Окунева обратиться к Сталину с идеей выпуска неплавающего Т-40 под индексом Т-60 оказалось абсолютно верным. И неслучайно это решение поддержали. Но более интересным стало другое решение, датированное 20 июлем 1941 года. В этот день было подписано постановление ГКО №222 «Об изготовлении 10 тысяч легких танков». На вооружение был принят другой Т-60, еще даже не существовавший в металле. Иногда звучат мнения о том, что это было неверным решением. Самое время объективно взглянуть на эту историю, и понять, почему других альтернатив попросту не существовало.
Для начала, стоит критически посмотреть на то, что было решено 20 июля 1941 года запускать в серию из 10 тысяч экземпляров. То, что Т-60 (060) в любых других условиях попросту не родился бы, очевидно. Это всё тот же Т-40, но с броней, максимальную толщину которой увеличили о 20 мм, за счет изменения корпуса немного снизили его высоту, а также упростили конструкцию башни. Даже ДШК изначально оставался основным вооружением новой боевой машины, но очень быстро выяснилось, что такого количества пулеметов промышленность попросту дать не может. Поэтому и появилась альтернатива в виде 20-мм автоматической авиационной пушки ШВАК. Она, собственно говоря, тоже изначально крупнокалиберный пулемет, но далее калибр нарастили. По этой причине бронепробитие ШВАК и ДШК были очень близкими, вполне типовая ситуация для крупнокалиберного пулемета, из которого сделали автоматическую пушку. В мирное время такой танк Красной Армии попросту был не нужен, причем Т-60 так и не получил радиостанцию. Теоретически для нее место предусматривалось, но производство танка пришлось на самое сложное время, а когда всё же вопрос с радиостанцией подняли, выяснилось, что надо переделывать проводку. Так Т-60 и выпускался всю дорогу глухим. За всю историю советского танкостроения «глухих» легких танков было всего 2 — это МС-1, в который попросту радиостанцию поставить не успели, и Т-60. Не был Т-60 таким уж дешевым, как про это пишут. Да, 60 тысяч рублей (столько стоил Т-60 на пике производства) — это очень немного, но стоит напомнить, что Т-26 в 1940 году стоил 79200 рублей. Это цена за линейный 3-местный танк с 45-мм пушкой, в радийном варианте он стоил 81500 рублей. Кстати говоря, уже в августе 1941 года был поставлен вопрос установки в Т-60 более мощного вооружения в виде 45-мм пушки.
Казалось бы, не танк, а сплошные недостатки, именно так и думает большинство тех, кто говорит «надо было тягачи выпускать!». Танк, которому еще за месяц до принятия на вооружения не было места в системе вооружения Красной Армии, теоретически уступающий даже Т-26. На этом фоне может показаться, что Сталин, Молотов и Малышев, которые принимали решение о судьбе Т-60, совершали большую ошибку. Но нет, они нисколько не ошибались. Ключевым моментом в истории появления Т-60 стал производственный вопрос. Именно это и являлось основным смыслом предложения Астрова и Окунева. Лучше иметь танк похуже, но массовый, чем хороший, но штучный. Не менее важно было то, что для выпуска Т-60 выбрали те заводы, которые вообще никак не участвовали в производстве Т-34, КВ или Т-50.
Естественно, без накладок не обошлось. Завод №37 так и не перешел на Т-60, и даже в эвакуации, вплоть до февраля 1942 года, он выпускал Т-30. На ХТЗ была допущена ошибка, поскольку одновременно на одной площадке решили организовать выпуск Т-60 и бронетрактор ХТЗ-16. В результате и завод, и его смежники получили двойную нагрузку, итог немного предсказуем. ХТЗ-16 выпустили более чем в 10 раз меньше, чем предполагалось, а Т-60 сдали всего 7 штук. Что же касается ГАЗ, то там, вплоть до октября 1941 года включительно, тормозящим фактором был выпуск легковых автомобилей, а также грузовиков. Только после того, как в октябре 1941 года решили пожертвовать выпуском колесных машин, дела с Т-60 пошли резко в гору. Не 10 тысяч, но 1177 полноценных танков, плюс 137 шасси под системы залпового огня М-8, которые сдал ГАЗ, это уже неплохо. Причем в декабре 1941 года завод сдал 542 танка и 82 шасси, это, конечно, ниже требований постановления ГКО №222, но тем не менее. За последний квартал 1941 года ГАЗ сдал примерно столько же Т-60, сколько завод №174 сдавал Т-26 в лучшие годы. Кроме того, в конце 1941 года первые Т-60 сдал завод №264, куда эвакуировали часть производства ХТЗ. Дополнительно выпуск танка организовали в Свердловске (реально Т-60 там стали выпускать с февраля 1942 года) и Кирове (там тоже изначально выпускали Т-30).
Следующим моментом является «лучше бы тягачи выпускали, или БТР-ы». Если вы думаете, что такие умные и первыми про подобное думали, спешу огорчить. Еще в 1940 году на ГАЗ был спроектирован гусеничный тягач дивизионной артиллерии ГАЗ-22. Базой для него послужил Т-40, равнозначный Т-60 по агрегатам. Машина, в принципе, неплохая, но с одним нюансом, который всю вашу малину про альтернативу Т-60 ломает. Мотор оказался слабоват для тягача, он перегревался, поэтому далее, на НИБТ Полигоне, в ГАЗ-22 установили мотор ЗИС-5. Так вот, на испытаниях в июле 1941 года он тоже перегревался. Для тягача требовался, как минимум, мотор ЗИС-16. То есть тягач сразу в минус. Да, позже Т-60 нередко использовались в качестве средства мехтяги для 76-мм пушек ЗИС-3, но это не более чем дополнительная возможность. Полноценные полигонные испытания такой тягач провалил бы. Кроме того, тягач для дивизионной артиллерии ГАЗ сделал и даже запустил в серию. Звался он ГАЗ-61-416. Вот только серия начала в октябре 1941 года, когда тягач Красной Армии был нужен как рыбе зонтик. У немцев операция «Тайфун» началась, какие тягачи, алло! Неслучайно Сталин в октябре 1941 года неоднократно требовал от ГАЗ резко нарастить выпуск Т-60. Пинок с самого верха возымел действие, уже в середине октября 1941 года состоялся боевой дебют горьковских танков.
Отдельно стоит сказать про БТР-ы. И они тоже предполагались, современные теоретики ничего нового-то не придумали. Правда, не на шасси Т-60, а с использованием шасси ГАЗ-62, а также Т-40. Фактически ТТТ на БТР с использованием базы Т-40 равноценны и для Т-60. Допустим, случилось чудо и БТР на базе Т-40/Т-60 запустили в серию. Но, хи-хи, вы на ТТТ сначала посмотрите, а потом начинайте бузить. Что там у нас в требованиях по мотору? Ух ты, мотор ЗИС-16, какая неожиданность! Уже догадываетесь, что он там делает? Нет? Ну так читайте абзацем выше. В ГАБТУ КА уже поняли, что для бронетранспортера штатный мотор ГАЗ-11 модель 202 не подходит, и еще даже до испытаний модернизированного ГАЗ-22 обо всём догадывались. В результате имеем ситуацию, что моторное производство ГАЗ в выпуске БТР-ов не задействовано. То есть надо организовывать еще одно место по выпуску моторов ЗИС-16. Ну хорошо, допустим, выпуск моторов организовали. БТР-ы в серию запустили. Иииии? Вы давно изучали вопрос того, как у нас шло взаимодействие пехоты с танковыми соединениями, особенно в 1941 году? Ну вы поизучайте вопрос. А заодно то, какую роль, в своей основе, выполняли «Скауты» и «Универсалы». Да, БТР-ами тоже были, но более типичным примером применения — броневик-разведчик, командирская машина, штабная машина. А еще, с вероятностью 100%, за этими самыми БТР-ами пришли бы артиллеристы и сказали «ой, какой хороший тягач!». Для общего развития, хальфтраки у нас артиллерия забирала под тягачи, и ей было глубоко фиолетово, что M3 — это БТР. И если такое происходило в 1944-45 годах, неужели вы думаете, что ситуация 1941 года выглядела бы как-то иначе? Или вы всё еще верите в Деда Мороза?
Ну а теперь про самое главное, то есть про «ненужный танк, вместо которого надо было выпускать БТР-ы». Для начала, стоит скромно упомянуть тот факт, что в июне 1941 года немцы заехали к нам со своим клоповником. Хорошо, Pz.Kpfw.I вспоминать не будем, эти танки перестали выпускать еще в 1937 году. Но как быть с 1074 Pz.Kpfw.II, которые имелись у немцев в июне 1941 года? Это второй по массовости немецкий танк на тот момент. И нельзя сказать, что Т-60 ему как-то серьёзно уступает. В идеальной ситуации Т-60 и Pz.Kpfw.II просто бы выпустили друг в друга весь свой боекомплект и уехали по своим делам, ничего не добившись. При этом Pz.Kpfw.II Ausf.F стали выпускать с весны 1941 года, тут словами «устаревшая машина довоенного выпуска» никак не отделаешься. Ну да, «двушки» были у немцев на подхвате, но кто-то говорит, что Т-60 предполагался для иной роли? Вот ровно та же ситуация. Юмор ситуации в том, что Т-60 и Pz.Kpfw.II сняли с производства почти в одно и то же время.
Далее, про применение. Почему-то у нас почти все считают, что главной задачей танка является уничтожение себе подобных. Хотя еще со времен первого танка главной задачей было, есть и остается поддержка пехоты. Возможность плюнуть в сторону врага очередь крупнокалиберных пуль была совсем не лишней. Кроме того, Т-60 имел надежную защиту от пуль, а в самом конце 1941 года начался выпуск сначала экранированных танков, а затем и с утолщенной броней. В результате танк получил защиту от противотанковых ружей, а на средних дистанций еще и от 3,7 cm Pak. Вполне себе типовой танк сопровождения пехоты, низкий и довольно шустрый. Также его можно было применять как разведчик, правда, отсутствие радиостанции несколько снижало эффективность такой задачи. Естественно, Т-50 с этой задачей справился бы лучше, но где были эти Т-50. Свидетели секты «лучшего легкого танка начала войны», ау, где эпизоды с превозмоганием Т-50? Ой, какая досада, что-то не находится. При этом надежность Т-50 была под большим вопросом, особенно проблемным местом оказались траки. Вот тут мы и подходим ко второй причине, почему астровские «малыши» оказались в нужное время и в нужном месте. Как у нас шло взаимодействие между разными родами войск, особенно в 1941 году, известно хорошо. И тут особой разницы не было, Т-60 у вас, или Т-34. От 34-ки, естественно, эффекта было больше, но тут хорошо вспомнить, как эти же самые Т-34 «сточились» летом 1941 года. Осенью-зимой 1941 года срочно требовались танки, любые, Т-34 в Горьком только запустили в серию, завод №183 эвакуировали из Харькова в Нижний Тагил, а в Сталинграде объемы производства росли на так, как того хотелось бы. Вот тут Т-60 и пригодился, совместно 60-ки и 30-ки были самыми массовыми советскими танки по объему выпуска четвертого квартала 1941 года. Это же касалось и первого квартала 1942 года, только потом Т-34 стал самым массовым советским танком по темпу выпуска.
Стоит упомянуть и тот факт, что рассказы про «снегоходность» Т-60 и Т-30 являются выдумками некоторых исследователей. На самом деле ситуация была противоположной. Как раз «малышей» больше всех ругали за плохую проходимость по снегу. Это выяснилось не так давно, когда доступность документов стала гораздо выше. Это породило очередную волну на тему «зачем был нужен такой танк». Всё же иногда максимализм надо урезать, как того самого осетра. На всякий пожарный, единственным «снегоходом» Красной Армии был Т-34, он, по неоднократным высказываниям Сталина, как ласточка летал. КВ-1 в снегу ехал намного хуже, как и остальные танки, находившиеся на вооружении Красной Армии. У немцев со снегоходностью дела обстояли еще хуже, поэтому они ездили, как правило, по дорогам. Ну и снег у нас лежит не везде, на Юго-Западном фронте, например, ситуация была явно лучше.
Очевидным был тот факт, что в ГАБТУ КА смотрели на Т-60 как эрзац-легкий танк, мечтая о чем-то более защищенном и с более мощным вооружением. Понимал это и Астров: работы по установке в Т-60 танковой пушки калибром 45 мм привело к созданию ГАЗ-70, он же Т-70. В начале марта 1942 года танк приняли на вооружение Красной Армии, а уже вскоре Т-70 начал вытеснять Т-60 с производственных мощностей в Горьком и Кирове. А вот в Красноармейске и Свердловске Т-60 выпускали до самого последнего момента, по производственным причинам. Завод №37 не мог быстро перейти на Т-70, а на заводе №264 попросту не могли выпускать более тяжелый танк. Только в начале июля 1942 года последовала команда окончательно прекратить выпуск Т-60. При этом завод №264 полностью перевел свои мощности на корпусное производство Т-34, а завод №37, в конце июля 1942 года, обязали начать подготовку у выпуску Т-34. Будьте уверены, если бы в Горьком и Кирове имелась возможность выпускать Т-34, производили их и там. Насчет Т-70 наверху тоже иллюзий не строили. Этот танк был отчасти тоже эрзацем, но за неимением ничего иного выпускался он. Уже потом его агрегаты стали базой для легких САУ. Вполне типичный процесс для мирового танкостроения: те заводы, которые не могли выпускать средние танки и САУ, перевели на САУ легкого класса.
Судьба Т-60 чем-то похожа на то, что происходило с американскими полугусеничными САУ. Понятно, что военные хотели чего-то на танковой базе, но в 1941 году у американцев с этим была беда. Поэтому сделали не то, что хотели, а наиболее быстрое решение. В результате получились истребители танков GMC M3, а также самоходные гаубицы HMC T19 и HMC T30. Подобно Т-60, в серии они пробыли недолго, и явно уступали тем, чем базировались на танковых шасси. Но… подобно Т-60, эти эрзац-САУ прослужили долго, в иных случаях аж до конца войны. Да, с массой недостатков, но зато они имелись в наличии, и получились массовыми. Вот и Т-60 сыграл свою, очень важную роль, основная миссия этого танка закончилась к началу 1943 года. Реально 60-ки прослужили намного дольше, но к лету 1943 года и так было понятно, что время легких танков уходит. Одним словом, в июле 1941 года были приняты правильные решения, которые позволили быстро обеспечить выпуск хоть какого-то танка. Причем не самого плохого в своём классе.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Фотоархив автора
-