История FIAT 626, основного итальянского грузовика среднего класса военного периода
Обычно, когда речь заходит речь про военные грузовики, вспоминают, прежде всего, технику немецкого, американского, английского, французского и советского производства, Между тем, военный автомобиль появился гораздо раньше Второй мировой войны, а стран-производителей военных машин куда больше. Среди них не сразу вспоминается Италия, и зря. Итальянцы, прежде всего FIAT, оказались совсем не последними в военном автомобилестроении. Их FIAT 15 успел повоевать против турок, а модель FIAT 15 ter хорошо известна благодаря АМО Ф-15, отечественной лицензионной копии. При этом как-то забывается, что у FIAT хватало и более серьёзных моделей. Например, Fiat 18 BL грузоподъемностью 3,5 тонны и тиражом более 20 тысяч штук. Добротные грузовики FIAT продолжали своё победное шествие и далее, причем они находили клиентов и за пределами страны. Касалось это и других армий мира.
Достойным наследником Fiat 18 BL стал FIAT 621, появившийся еще в 1929 году. В зависимости от исполнения, машина имела грузоподъемность от 2,5 до 3,5 тонн. Автомобиль строился в стандартном и длиннобазном исполнении, с колесной формулой 4х2 и 6х2. Выпускался он и в виде автобуса. Известен, впрочем, этот грузовик больше по той причине, что являлся основным грузовым автомобилем польской армии (Polski Fiat 621). Это совсем не означало, что FIAT 621 применяли одни только польские военные. Грузовик активно использовался итальянской армией, в том числе и в колониальных конфликтах. Кроме того, машина совершенствовалась, во второй половине 30-х годов получив дизельный двигатель почти в 2 раза большего объема и мощностью 53 лошадиные силы. Это повысило тяговооруженность машины, впрочем, во второй половине 30-х годов возникла потребность в более совершенном грузовике.
14 июля 1937 года командование итальянской армии сформировало требования на новый тип грузового автомобиля. Согласно требованиям, грузоподъемность составляла не менее 2,5 тонн, а снаряженная масса оценивалась в 6 тонн. Минимальный радиус поворота составлял 7 метров, а максимальная скорость достигала 60 км/ч. Минимальный клиренс достигал 20 см, а ширина не превышала 2,35 метра. Машина, которая шла на замену FIAT 621, оснащалась дизельным мотором, это требование было связано с необходимостью иметь большой радиус действия. В Турине, следуя этим требованиям, создали новый образец грузовика — FIAT 626. Машина, первый образец которой был готов в 1938 году, существенно отличался от предшественника. Грузовик создавался как машина двойного назначения, то есть и для гражданского, и для военного использования. На вооружение FIAT 626 приняли в 1939 году, а выпуск продолжался после окончания войны.
Для FIAT дизельные моторы не являлись чем-то новым. Как уже говорилось выше, первые дизели появились еще на на FIAT 621 (модель FIAT 621N), а также FIAT 633. Вместе с тем, к заданию в Турине подошли основательно. В 30-е годы подразделения FIAT уже занимались компоновочными решениями, отличными от традиционных «носатых» грузовиков. Нельзя сказать, что компоновка «кабина над двигателем» была новинкой, достаточно вспомнить FWD model B еще времен Первой мировой войны. Да и в 30-е годы таких машин вполне хватало. Тем не менее, для массовых грузовиков с закрытыми кабинами это было редким решением. Тем интереснее то, что получилось у инженеров FIAT.
Вместо «носатого» FIAT 621 на свет появился грузовик с весьма необычной внешностью. До того FIAT выпускал грузовики с угловатыми кабинами, для военных часто еще и без боковых стекол (вместо них использовались стекла из целлулоида на брезентовых основаниях). Тем интереснее оказался внешний вид FIAT 626. Он получил обтекаемую кабину с деревянным каркасом и обшивкой из листового железа. По той же схеме были сделаны и двери, открывавшиеся против движения. Двери оказались существенно больше предшествующих грузовиков, они обеспечивали удобный доступ в кабину. Такой подход, безо всяких преувеличений, можно называть революционным.
Причины, по которой FIAT пошел по такому пути, предельно простые. С учетом требований к машине мотор был нужен мощнее и больше. Им оказался 6-цилиндровый FIAT 326 объемом 5,75 литров и мощностью 65 лошадиных сил при 2200 об/мин. Для такого могучего мотора требовался капот побольше, так что общая длина машины могла достигнуть 7 метров. Масса, естественно, выросла бы, да и с таким «клювом» вряд ли улучшились маневренность с обзорностью. Так что выбрали альтернативный подход, то есть разместили двигатель между водителем и передним пассажиром. Что-то похожее можно видеть на быстроходном тракторе СТЗ-5. При таком подходе доступ к мотору оказывался затруднен, но не всё так просто. Во-первых, его можно было обслуживать прямо из кабины, открыв капот, состоявший из округлых половинок. Вполне приличный доступ, к слову, лучше, чем СТЗ-5. Во-вторых, через носовую часть кабины обеспечивался удобный демонтаж мотора. Одним словом, итальянские инженеры минимизировали проблемы компоновки «кабина над двигателем». Самое интересное, далее концепция FIAT 626 была использована на ряде итальянских грузовиков, а также тягачей.
Машина получилась короче FIAT 621, но не сильно, поскольку длина кузова выросла. Снаряженная масса превысила требования, составив 6660 кг, но итальянские военные этому вряд ли огорчились. Дело в том, что 3 тонны приходилось на полезную нагрузку, то есть она получилась больше, чем требовалось изначально. Чуть выше оказалась и скорость — 62,2 км/ч. Приятным бонусом стало то, что машина была способна таскать прицеп массой до 6,5 тонн. В обычном исполнении дальность хода составляла 450 километров, собственно говоря, поэтому итальянские военные и настаивали на дизеле.
Базовой моделью стала FIAT 626 N (Nafta, то есть на дизельном топливе). Гражданская и военная продукция на тот момент была одинаковой. Впрочем, практически сразу появилась специализированная версия, предназначенная чисто для военного применения. Она получила обозначение FIAT 626 N Coloniale. Клиренс вырос с 225 до 243 мм, установлены специальные покрышки большего диаметра, более мощные топливные и воздушные фильтры, а также увеличен запас топлива. Снаряженная масса выросла до 7050 кг, зато запас хода вырос до впечатляющих 1150 километров.
В 1940 году начался выпуск длиннобазной версии FIAT 626 NL. Полная длина машины выросла с 5790 до 6220 мм, а снаряженная масса достигла 7100 кг. Впрочем, за счет увеличения мощности мотора до 70 л.с. скорость даже чуть выросла. Во всё том же 1940 году появилась и военная версия — FIAT 626 NLM (Nafta Lungo Militare). От гражданской она несколько отличалась комплектацией, кроме того, у военного варианта мощность мотора осталась 65 л.с. Соответственно, короткобазная военная версия стала именоваться как FIAT 626 NM.
Машина оказалась настолько успешной, что ей быстро заинтересовались за рубежом. Первой интерес проявила Франция, у которой с грузовиками имелись большие проблемы. 30 апреля 1940 года был заключен контракт на поставку 1650 FIAT 626 N, при этом очень быстро начались отправки. К 10 июня 1940 года французская армия получила около 700 таких грузовиков. Ну а дальше Италия объявила войну Франции. К тому моменту французы уже однозначно проигрывали войну, под шумок итальянцы решили откусить от пирога свой кусок. Сделали они это, как выяснилось дальше, абсолютно зря, поскольку англичане, в отличие от французов, еще отнюдь не проиграли. Завязалась далеко не самая удачная кампания в Северной Африке, да и с Грецией пришлось серьёзно повозиться. FIAT 626 в этих условиях неплохо себя показал, постепенно становясь основным средним грузовиком итальянской армии.
Опыт войны в Европе показал, что здесь «дальнобойный» грузовик нужен в меньшей степени. Кроме того, значительная часть грузовых и легковых машин оснащалась бензиновыми машинами. Всё это привело к тому, что в 1941 году появилась бензиновая версия грузовика — FIAT 626 BLM (Benzina Lungo Militare). Выпускалась и короткобазная версия FIAT 626 BL. Каких-то внешних отличий машина не имела, да и мотор FIAT 226 был по сути адаптацией штатной силовой установки под другое топливо. Комично, что в других странах чаще можно было видеть обратную картину — разработку дизельного мотора на базе бензинового агрегата. В серию такие грузовики пошли с 1941 года. Также FIAT экспериментировал с электрической версией FIAT 626. Дальше опытного образца FIAT 626 E дело не продвинулось, тем не менее, достаточно интересная активность.
Удачная конструкция грузовика привела к тому, что он быстро стал обзаводиться самыми разными вариантами исполнения. На его базе выпускались автобусы, включая штабные и санитарные, топливозаправщики и ряд других специальных машин. Везде, где использовались итальянские войска, можно было встретить этот грузовик с характерной формой кабины. Правда, без разнообразия итальянская армия всё же не обошлась. В добавку к FIAT 626 еще до войны запустили в серию аналогичную по классу модель OM Taurus. Этих носатых грузовиков, вполне удачной конструкции, было выпущено немалое количество. По ТТХ они были очень близки а 3-тонному грузовику FIAT, и также имели долгий срок службы. Видеть обе машины можно было и на советско-германском фронте. Помимо задач по перевозке грузов, машина использовалась и как танковоз. Она могла перевозить легкие танки Carro Armato L 6. Впрочем, чаще для таких целей использовались очень похожие, но более крупные собратья — FIAT 666. Их грузоподъемность составляла 6 тонн.
Опыт боевых действий показывал, что грузовика с задним приводом не хватает. Особенно это касалось африканского ТВД. В результате на базе бензиновой версии машины стали разрабатывать полноприводной вариант — FIAT 625. Машина почти ничем себя не выдавала, лишь наметанный взгляд может приметить несколько «поджарый» вид. Проведенные испытания показали, что грузовик имеет удачную конструкцию, было решено запустить FIAT 625 в серию. Как и ряд других разработок FIAT, машина не успела на конвейер. В сентябре 1943 года часть Италии было оккупировано немцами, что привело к отмене выпуска грузовиков.
Немцы по достоинству оценили итальянский грузовик. Ближайшим аналогом FIAT 626 был Opel Blitz, который изначально являлся гражданской машиной. В случае с FIAT 626 основным заказчиком, наоборот, была армия. В общей сложности для немецкой армии выпустили более 3300 грузовиков, в основном модели FIAT 626 NM. Впрочем, постепенно машина упрощалась. В 1944 году начались проблемы с поставками листового железа, да и топливо стало «поджимать». Посему FIAT 626, выпуск которого при немцах продолжился, начали упрощать. Одним из первых признаком стало появление деревянной кабины. Она и раньше имела деревянный каркас, но теперь и обшивка оказалась из досок. Также начался выпуск FIAT 626 GL в газогенераторном исполнении.
Верхом минимализма стала модель, появившаяся в 1945 году. Ее можно назвать символом тлена и безысходности конца войны. В ход пошло уже даже не дерево, а фанера, а примитивизм достиг уровня «квадратиш-практиш-гут». На постройку этой модели, которая получила обозначение FIAT 628 NL, пошли обычные шасси с дизельными моторами. Сколько этих машин сделали, неизвестно, но вряд ли много.
После окончания войны производство грузовика возобновилось, причем речь шла не про эрзац, а вполне обычный FIAT 626 NL. Также продолжился выпуск автобусов FIAT 626 RNL, в двух вариантах — на 27 и 31 место. В общей сложности построили еще около 5 тысяч машин автомобилей. Всего же было построено не менее 37 тысяч автомобилей данного семейства. Возможно, что это цифра еще и заниженная, поскольку не факт, что она включает гражданские 626. Для Италии это очень приличная цифра, особенно если учитывать, что речь идет о полноценном армейском грузовике, по возможностям близким к наиболее совершенным моделям 3-тонного класса.
Ныне FIAT 626 является редкостью, как минимум часть доживших до наших дней машин — это уже грузовики послевоенного выпуска. Тем не менее, изредка попадаются и машины военного выпуска. Увидеть такой грузовик можно и в России. Он находится на выставке «Моторы Войны». Машиной пока не занимались, но сохранилась она в хорошем техническом состоянии. Кстати говоря, на «Моторах Войны» FIAT 626 стоит со своим одноклассником — OM Taurus. Также в коллекции Вячеслава Лен есть и едва ли не единственный сохранившийся до наших дней автобус на базе 626-го. Он еще ждет реставрации.
Список источников:
-
-
- Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
- FIAT 626 (Notiziario Modellistico), GMT
- Фотоархив автора
- РГАКФД
-