История Shervick, заводской переделки Sherman III (Medium Tank M4A2) в трактор
Одной из главных проблем, с которой столкнулся целый ряд стран после окончания Второй мировой войны, стало наличие огромного количества военной техники. Если с тягачами и колесной техникой было плюс-минус понятно, куда ее девать, то танки вызывали головную боль. Особенно это касалось тех стран, у которых этих самых танков было слишком много. Среди таких стран оказалась Англия, чья армия получала танки не только собственного, но и американского производства. И что с ними делать дальше, большой вопрос. Часть, конечно, удалось продать/передать в другие страны, но запасы всё равно оказались очень приличными.
Среди способов разрешения проблемы с «лишними» танками являлась переделка их с гражданскую гусеничную технику. Так делали, например, австралийцы, у которых после войны имелось богатое бронетанковое наследство. Местные фермеры, которые активно выкупали танки, переделывали их в тягачи и бульдозеры, срезая всё лишнее. Значительная часть этих переделок дожила до наших дней и теперь снова переделывается в танки. Но бывали случаи куда более глубокой конверсии. Одной из них являлся Shervick (Sherman+Vickers), созданный для амбициозного сельскохозяйственного проекта.
В общей сложности англичанам было отгружено более трети из выпущенных Medium Tank M4. На втором месте из поставленных версий была M4A2 (английский индекс Sherman III). Танк этот оснащался спаренной установкой дизелей GM 6046, базовая версия двигателя носила индекс GM 6-71. Эта рядная «шестерка» изначально создавалась как автобусный дизель, но довольно быстро получила и тракторную версию. В частности, такой мотор ставился на гусеничный трактор Allis-Chalmers HD-10. Исходно он сельскохозяйственный, но выпускался и в версии артиллерийского тягача Heavy Tractor M1. Одним словом, не стоит удивляться, что именно дизельные «Шерманы», чаще всего, становились объектами для «тракторных» переделок.
В случае с Shervick всё началось с… арахиса. После окончания Второй мировой войны возник острый продовольственный вопрос, который для Англии оказался крайне острым. Первый послевоенный год вообще оказался далеко не радужным, и не только в СССР. Посему начался поиск решений, как обеспечить продовольственную безопасность. Так в 1946 году и появилась программа, известная как Tanganyika groundnut scheme (арахисовая программа Танганьики). Согласно ему, предполагалось освоить большие территории Танганьики (ныне часть Танзании, а тогда одна из английских колоний). К 1952 году ожидалось освоение 1,3 миллионов гектаров территории.
Под такую амбициозную программу требовалось не только огромное количество рабочих рук (планировалось трудоустроить около 100000 ветеранов войны), но и большое количество сельхозтехники. Которой, для начала, требовалось выровнять местность, на тот момент непригодной для сельского хозяйства. Проблема в том, что такого количества гусеничных тракторов (прежде всего бульдозеров) у англичан банально не было. Имевшиеся бульдозеры имели высокий уровень механических неполадок. Поэтому в 1947 году появилась острая необходимость в бульдозерах, а также иной гусеничной технике. Так на сцене появился Vickers, который, в свою очередь, лихорадочно искал новые ниши для бизнеса, ибо жирные военные заказы кончились.
Так на свет появилась идея трактора, получившего обозначение Shervick. Надо отметить очень правильный подход инженеров Vickers, которые прекрасно понимали — просто взять трактор и переделать не получится. Иногда можно видеть бегающие тучные стада свидетелей переделки танков в тягачи, но не будем о грустном. Люди слегка так не понимают разницу между танком и трактором, особенно когда речь идет о сельскохозяйственной технике. Правда жизни в том, что танк, для таких целей, избыточен. Рабочая скорость у него 3-4 км/ч, при этом есть довольно жесткие параметры массы, а при такой скорости танковая ходовая часть далеко не всегда является удачным решением.
В любом случае, то решение, которое предложили на Vickers, оказалось не в пример лучше простых танковых конверсий. Вместо танка, который переделали в трактор, получался скорее тяжелый трактор, в котором использовались танковые элементы. Наиболее близким к нему аналогом оказался уже упомянутый Allis-Chalmers HD-10, чей основной выпуск пришелся на 1946-1950 годы. Частичное использование танковой «ванны» привело к тому, что в обычном исполнении снаряженная масса Shervick составляла 15,25 тонн, а в версии бульдозера — 18,75 тонн. Для сравнения, Allis-Chalmers HD-10 имел снаряженную массу 9732 кг.
В основе английской конверсии лежало укороченное шасси Sherman III. На месте оставался трансмиссионный блок, ходовая часть, а также часть «ванны». Поскольку ни о каком боевом отделении уже речи не шло, шасси укоротили до менее чем 4,6 метров (для сравнения, шасси Sherman III имело длину более 5,8 метров). Число опорных катков сократилось до 4, при этом расстояние между двумя блоками подвески увеличили, а между ними появились крепления для установки бульдозерного отвала. Самые первые Shervick имели обычные цельнометаллические траки T49, но уже весной 1948 года на них стали наваривать дополнительные грунтозацепы.
Принципиальным отличием Shervick от похожих конверсий стала перекомпоновка шасси. Корма корпуса стала носовой частью, получив характерный «носатый» тракторный капот. Внутри скрывался перенастроенный GM 6046, причем его мощность существенно снизилась. Теперь двигатель развивал мощность 175 лошадиных сил при 1500 об/мин. Таким образом, для трактора получалась вполне приличная удельная мощность. Впрочем, быстроходным трактор не был. За счет перенастройки КПП максимальная скорость Shervick составляла 12 км/ч, для бульдозера этого хватало за глаза. Радиатор перенесли вперед, а закрывался он решеткой, в которой несложно угадать жалюзи надмоторной плиты Sherman III.
В целом трактор получился вполне удачным. Конечно, он получился тяжелее гражданских аналогов, но при этом и мощнее. Самое главное, что он оказывался гораздо лучше приспособлен к мирной эксплуатации, чем обычные конверсии танков. Кроме того, Vickers проработала набор инженерного оборудования для данного трактора. В том числе и оборудование для выкорчевывания деревьев, крайне актуальное, с точки зрения работы в Танганьики. Первые образцы Shervick были готовы в апреле 1948 года, в мае их официально представили, а осенью того же года показали в работе оборудование. Казалось бы, план, надежный, как швейцарские часы, должен был сработать. Но тут пошли плохие новости из Танганьики.
Для начала, уровень организации работ оказался низким. Далее выяснилось, что расчищенная территория быстро превращается не в поля, а в пустыню. Это привело к тому, что в 1949 году объем земель под арахис сократился до 607 квадратных километров, из них реально удалось освоить всего треть. Объем урожая оказался крайне низким, поэтому уже к 1950 году стало понятно, программа провалилась. Официально арахисовая программа Танганьики была закрыта в 1951 году, но реально работы прекратились раньше. На тех полях, где планировалось выращивать арахис, местные фермеры смогли выращивать более подходящие культуры. А проект Shervick пришлось закрывать, он стал жертвой неудачного плана. При этом сам-то трактор получился.
Сколько именно собрали Shervick, неизвестно. Скорее всего, речь идет о нескольких десятках машин. Поскольку английское правительство их не купило, пришлось искать клиентов на стороне. Итогом стала закупка Shervick Нидерландами, здесь трактора, получившие закрытые кабины, использовались как бульдозеры. Они вполне успешно применялись для освоения осушенных участков моря. Здесь же Shervick и сохранялись дольше всего, но, увы, последний такой трактор сдали в металлолом в начале 2000-х годов. Грустный финал истории трактора, родившегося и умершего из-за арахиса.
Список источников:
-
-
- Архив автора
- classicmachinery.net
- bouwmachinesvantoen-archief.nl
-
источник: https://dzen.ru/a/Zoul-SQVnTcMVv7U