Юлия Лиморенко. Про богов. Часть 2
Предварительное замечание.
По неведомым мне причинам (возможно, я что-то не проговорила буквами) некоторые читатели предыдущего блога решили, что я излагаю свои (!) представления (!!) о богах (!!!расрасрас). Между тем, в начале записи чётко сказано: если в книжку фэнтези хочется вставить богов (не Бога! Не Абсолют! богов — множественное число), то есть несколько приёмов, как не сделать их смешными, а наоборот, придать убедительности. Поэтому дискусси о богословии я тут не просто не поддерживаю — считаю их лютым оффтопиком и буду вычищать под ноль. К культурологической беседе, о которой договорились в прежней записи, это никоим образом не относится.
Вопросы, которые возникают у читателей по ходу чтения и которые раскрываются в последуюших частях статьи, я просто не комментирую. Всё будет.
Теперь к делу.
Предыдущая часть — здесь.
И вот мы подошли к вопросу, который не менее важен.
2. Зачем нужны боги.
В смысле, зачем они нужны миру, а не нашему сюжету. В общем-то боги — это олицетворение сил, движущих самые разные процессы в мире, не исключая и процессы в обществе (всякие богини семьи, боги и богини войны и проч.). А олицетворять их надо для того, чтобы проще их себе представить. Ну и как-то объяснить неожиданности в этих процессах: всегда на Новый год дубак, и тут на тебе, оттепель. Это ж явно чья-то воля. А если есть воля, значит, с ней можно договориться! А давайте обратимся к этой воле и попросим больше на Новый год оттепель не делать. И дары принесём, кто ж за бесплатно работать будет… Такова базовая, примитивная основа почитания богов, потом она может обрасти «мясом» из легенд и атрибутов.
Представления о боге, таким образом, вовсе не обязательно связаны с его человеческим обликом. Чаще всего на ранних стадиях формирования культа боги как раз не имеют антропоморфных обличий, а могут и никаких не иметь.
Надо заметить — для придуманных вселенных это важно, — что не всякое сознание нуждается в таких объяснениях. Иначе говоря, этап, когда обществу нужны боги, наступает вовсе не обязательно и не в каждом обществе. Полно культур, где ясные понятия о богах не сформировались. Отсюда важный вывод: чтобы в нашем придуманном мире были прям богические боги, культуре этого мира (или его части) должно быть достаточно много лет. Человек не может просто взять и решить: «О, а начну-ка я поклоняться богу чего-нибудь там!» Да и вообще люди не склонны лишний раз вставать с дивана и заниматься тем, что не считают очень-очень нужным: зачем выдумывать какой-то там культ и всякие богослужения, если в этом нет потребности?
Вот мы и ответили на вторую часть вопроса: зачем боги людям. А как обстоит дело с другой стороны?
2а. Зачем богам люди. Природа, окружающий мир, как бы мы его ни меняли, не может высказать нам никакой реакции. Морковка не благодарит вас, когда вы её поливаете, и не ругает, когда вы её едите. Вы боретесь со свойствами материи, как-то её преобразуете, но обратной связи от неё не получаете. Другое дело — разумные существа! Они вас окружат легендами, выкажут обожание, страх или надежду… и вы поймёте, что это и есть реакция мира на вас. Люди — это рупор реальности, через который она говорит с богами.
Важно: основное дело бога — не повелевать культистами, а поддерживать свой аспект мироздания. Если бог не будет этого делать, то какой-то кусок мира начнёт проседать. А если люди заметят это, они могут перестать почитать бога, а могут продолжать воспевать его несуществующие дела. И здесь бог уже может оказаться в ловушке: если его почитают за то, чего он реально не делает, он начинает зависеть от мнения культистов о нём. Обе связи должны находиться в равновесии.
источник: https://author.today/post/258682