Юлия Лиморенко. Орест. «Горец»
Содержание:
Почему горец? Потому что имя Орест и значит «житель гор».
Заготовка для героя
Мы уже знаем, что после убийства Агамемнона сохранившие здравый рассудок родичи и близкие отправили Ореста от греха подальше. Чаще всего указывается, что отправили его к царю Фокиды Строфию, но встречается и версия, что его забрал на воспитание Идоменей Критский. Мы будем придерживаться версии про Фокиду, она более связана с остальными событиями.
Иногда указывается, что жена Строфия была тёткой Ореста, но не совсем понятно, через кого. У Клитемнестры и Елены были только братья — Диоскуры. У Агамемнона вроде бы тоже был только брат Менелай. Мутная история! Ну да ладно, родственник — не родственник, главное, что взял сироту на воспитание. Тем более что у Строфия был сын Пилад, сверстник Ореста. Так они вдвоём и росли, а потом вдвоём приключались. Ещё в Средние века про двух всадников на одном коне говорили «как Орест и Пилад едут» 🙂 Да и вообще в европейской культуре эти двое стали символом верной дружбы а не как Ахилл с Патроклом.
Конечно, Орест не мог не знать, что творится в его семье. И для молодого человека было сложно решить, как жить дальше. Орест поступил как истинный грек: решил спросить совета богов. Дельфийский оракул говорил прямо: следует отомстить за отца и спасти сестёр. Ну отомстить так отомстить, решает Орест и собирается наведаться на историческую родину. И Пилад, конечно, с ним. О том, что ему придётся мстить не кому-нибудь, а родной матери, он, возможно, ещё не очень-то задумывается…
Как всё происходило? Версии, версии… Каждый трагик, который что-то писал на эту тему, предлагал своё развитие событий, и выбрать из них какой-то инвариант крайне сложно.
Например, одна из версий гласит, что Орест попросту взял Микены штурмом с помощью войска, предоставленного Строфием. Эгисфа на фонарь, маман — тоже высшая мера… Однако ради драмы более популярна версия «скрытный мститель».
Согласно ей Орест тайно приезжает в Микены, приносит жертвы на могиле отца и оставляет там свой локон. Электра, которая тоже всё время ходит на могилу отца, видит это всё и понимает: брат на месте, щас что-то будет! Они встречаются опять-таки у могилы, и им есть что сказать друг другу…
Дальше — версии смерти Клитемнестры и Эгисфа.
1. Орест является прямо во дворец, представившись вестником от Строфия. Ойц, мамаша, сын ваш Орест помер, примите соболезнования. Следом Пилад вносит якобы урну с прахом покойного. Клитемнестра зовёт обоих на пир, и на том пиру Орест убивает сначала Эгисфа, а потом и мать.

Орест, убивающий Эгисфа, оглядывается на убегающую Клитемнестру. Краснофигурная ваза V века до н. э. Музей истории искусств в Вене. источник: ru.wikipedia.org
1а. Всё то же, но Клитемнестру Орест предаёт суду, и уже суд приговаривает её к казни. Где был тот суд, когда она свои штучки вытворяла?..
2. Электра прячет брата в доме своего мужа и посылает сказать матери, что у неё, Электры, родился сын. Клитемнестра тут же бежит поглядеть: позор же, царская дочь от пейзанина родила, укатайка, смехуёчки! Тут-то её Орест и повеселил мечом… А потом пошёл во дворец и ещё Эгисфу смехуёчков подкинул.
3. Орест дожидается, когда Эгисф выйдет из дворца для жертвоприношения на лугу. Пока он занят убиением жертвы, Орест подбегает и… и всё. Конец Эгисфу. Голову убитого как трофей он приносит Электре, а та посылает матери во дворец весточку: приходи, у нас тут интересно. Клитемнестра приходит, и см. п. 2.
В общем, умерли оба: и мать-ехидна, и ейный полюбовник. А ведь у них, согласно версиям, ещё и общие дети были…
Понятно, что после таких дел просто взять и стать царём Микен Оресту не судьба. Ему приходится бежать, и т ут не сцену выходят новые действующие лица.
Арест Ореста
Эринии. Все слышали про Эриний, которые преследовали Ореста за убийство. Ах он такой-сякой, мать родную порешил.
А ничо, что ему так велел оракул? А ничо — Эринии по другому ведомству служат, им оракул не указ.
От преследования богинь мести Орест мало что не едет кукухой, и Пилад вынужден его сопровождать, чтобы дурень себя не укокошил — это по верованиям греков ну совсем нехорошо!

«Орест, преследуемый Эриниями». Вильям Бугро. 1862. Музей искусств Крайслера. источник: ru.wikipedia.org
Так, в сумеречном состоянии, Орест забредает в Дельфы, и Аполлон на время усыпляет Эриний, а Орест может передохнуть. Аполлон же даёт ему совет: иди в Афины и проси защиты в храме Афины. Совет хорош, но до Афин ещё надо добраться! Мы же помним, что по Пелопоннесу ходить по суше было не очень-то безопасно, да и сложно: одни горы кругом.
Путешествие в Афины — отдельная сага. Хотя её сюжет приводится не во всех источниках, его надо упомянуть. Время от времени Оресту удавалось оторваться от Эриний: в одном месте он удачно принёс жертву, в другом его очистили от пролитой крови, в третьем он оторвал себе палец и бросил Эриниям, чтобы отстали ненадолго… Короче, скучно не было.

Аполлон совершает обряд очищения над Орестом, закалывая жертвенное животное над его головой. Краснофигурная ваза, 380—370 гг. до н. э.. Лувр. источник: ru.wikipedia.org
Наконец он добирается до Афин и просит защиты, обнимая статую Афины. Тут его принимает под белы руки афиняне, которые его попросту боятся. Но Афина берётся за дело!
Как покровительница города она созывает суд. Обвинителями выступают… ой, тут опять версии. Тут и Тиндарей, отец убиенной ехидны, и дочь Клитемнестры от Эгисфа, и ещё какая-то родня. Ну и сами Эринии, конечно. А вот защита представлена — аплодисменты! — самим Аполлоном.
Аргументы Аполлона просты, как три обола: оно конечно, в архаике мать и её род — самая ближняя родня, и если бы, скажем, Клитемнестра не мужа убила, а кого другого, постороннего, то сын должен был бы её защищать. А тут, простите мой троянский, и преступления самой Клитемнестры налицо, и противу сына она умышляла. Да и, скажем прямо, нонеча не то что давеча, отец и родня по отцу теперь родственники более близкие. Так что месть за отца законна, ибо отец — глава рода.
Речь была хороша, но и архаика ещё сильна: голоса судей разделились поровну. А по законам Афин эта ситуация толковалась в пользу подсудимого. Орест был оправдан и очищен, Эринии отступились (но обещали вернуться, есличо).
В Тавриду!
Хоть Ореста и оправдали по всем статьям, но вернуться в Микены он всё же не решился. То ли по совету Аполлона, то ли ещё почему (тут опять версии) он вместе с Пиладом отправился в Тавриду за статуей Артемиды. Если эту статую привезти в Микены, его признают царём.
Таврида — это край диких тавров. Они настолько архаичные, что убивают всех чужеземцев, и при этом очень архаично, фанатично почитают богов, особенно Артемиду. Здесь большое святилище, очень почитаемое в округе. Царь Фоант и этих чужеземцев велит схватить и принести в жертву богине. И сделать это должна главная жрица.
Жертв ведут к алтарю, и встречает их… Ифигения. Никто же не забыл, что Артемида перенесла ей в какие-то гребеня в свой храм. Так вот эти гребеня здесь. Ифигения и Орест узнают друг друга, и тут становится понятно, что жертвоприношения не будет…

«Ореста и Пилада ведут к жертвенному алтарю». Питер Ластман. 1614. Рейксмюсеум. источник: ru.wikipedia.org
Есть разные версии, как они это провернули, да ещё и статую украли. Итог один: оба друга и Ифигения вместе со статуей уплывают из Тавриды, Фоант гонится за ними, и Пилад убивает его. Статую привезли в цивилизованные края — не то на Родос, не то в Афины, в самое Бравронское святилище.
После всего этого Орест всё-таки возвращается в Микены. Там тем временем залез на трон сын Эгисфа… лучше бы он этого не делал! Орест женился (есть разные версиии, на ком), Пилад — тоже, он взял в жёны Электру. Есть версия, что Орест поссорился с Неоптолемом за невесту, и невеста эта была Гермиона, дочь Менелая и Елены. Если держаться этой версии, то Орест Неоптолема убил и женился-таки на Гермионе.

«Встреча Ореста и Гермионы». Анн-Луи Жироде-Триозон. Ок. 1800. Художественный музей Кливленда. источник: ru.wikipedia.org
Конец жизни Ореста тоже разные версии описывают по-разному. То ли он умер, собираясь исполнить оракул и восстановить Трою, то ли покинул Микены, чтобы избавить их от чумы, и умер в Аркадии… Выбирайте на свой вкус.
Кто-то из его сыновей (тоже версии) правил после него в Микенах.
В чём суть проблемы?
И всё-таки почему Эринии не преследовали, например, саму Клитемнестру? Почему только Оресту так «повезло»?
Исследователи считают, что Эринии преследовали (в этом сюжете) того, кто пролил родственную кровь. Клитемнестра, конечно, убила или помогла убить мужа, но они по крови не близкие. Они из разных родов. А Орест попал в положение, когда любое решение оставляет его виновным. И он выбрал быть виновным в совершении мести, чем в неотомщении.
Ещё часто говорят, что итоговой приговор Оресту: оправдание мести за отца, — это следствие изменения важности родственных связей. Материнский род уступил отцовскому, и интересы отцовского рода стали важнее. Хорошее объяснение, отражает какой-то этап (растянутый, понятно, на столетия) изменений в архаическом обществе.
Вот такие пироги с эриниями. Слушайте оракула 🙂
источник: https://author.today/post/499873