Юлия Лиморенко. Миф о Прометее: да, так можно!
Содержание:
Все читали Куна (наверно), многие смотрели советский мультик о Прометее… Там тебе и злой Зевс, и отчаянный Прометей, и добряк Геракл, который его освобождает из кавказского централа. Уже понятно, что всё там не совсем так, но что именно?
Начнём с того, кто такой Прометей.
Прометей-титан
Многие знают, что он титан. Может быть, кто-то вспомнит, что у него есть родной брат Эпиметей (про имена поговорим позже). Кто родители Прометея, выяснить сложно, есть разные версии. Главное, однако, в том, что в архаический период он осознавался как титан и родич титанов-мятежников, побеждённых в Титаномахии. А ещё по ряду версий Прометей — двоюродный брат Зевса. Не ждали©. Но Прометей был титаном светлым, поэтому родичей он всячески отговаривал восставать против олимпийцев, а когда это всё же случилось, встал на сторону Зевса, чтобы не дать разнести всю землю вдребезги пополам. Добрячок-дурачок? Сам накликал на себя беду? Хрен-то там!
Прометей-бог
В раннеархаический период и несколько раньше (в тёмные века) Прометея почитали как бога-демиурга. Он сотворил людей из глины и воды (а кто не творил людей из глины, поднимите руки! Тангароа, с тобой отдельный разговор). Он же дал людям культурные блага: огонь, земледелие, технологии строительства, приручение животных, мореплавание, медицину… Когда начал формироваться культ Зевса как царя богов, одна из его функций — бог-демиург — вошла в противоречие с широко распространённым почитанием Прометея в этом качестве. И появляются версии: Прометей творил по воле Зевса / Прометей нарушил волю Зевса. И постепенно главную роль в возникновении рода людского Прометею пришлось уступить.
Прометей-культурный герой
Съехав на позицию культурного героя, Прометей, однако, не потерял своих замечательных демиургических качеств. Он остался хитрым, коварным (а не добреньким) и видел перспективу всякого деяния. Поэтому он и Про-метей, Про-мыслитель. Хитростью он сделал людей сильными и смелыми, лишив Зевса возможности самому поднести людям главный дар — огонь. Кстати, по ряду версий большой подружкой Прометея была Афина — воплощённая мысль Зевса, тоже хитрая, коварная и многмудрая. Не будь она девой, составили бы отличную пару 🙂 Но Мудрости нельзя сочетаться браком с тем, кто равен ей, — только с тем, кто превыше неё, а этого Прометей не мог. Помните сказочные состязания: премудрая царевна задаёт загадки, а претенденты на её руку их разгадывают? Вот это оно и есть: разум девы должен бросать вызов разуму мужчины, и слабаки отсеются.
Вернёмся к делу. С версией об очень значительной роли Прометея в создании людей согласуется история о дарах Эпиметея. В двух словах: Эпиметей — это вовсе не «крепкий задним умом», как часто переводят его имя. Имя это значит «тот, кто думает о последствиях». Братовья работали ансамблем: один замышлял, другой оценивал, чем кончится. Когда братья создали людей и животных, Эпиметей роздал все дары, нужные для выживания на земле, животным, а для людей Прометею пришлось придумать что-то другое. И он придумал: унёс с небес огонь и этим сделал человека сильнейшим из смертных созданий. (Заметочка на полях: мифы о раздаче даров животным и людям имеют кучи, горы вариантов в разных культурах мира.)
Проблема, однако, в том, что бог-демиург ранней эпохи не умел в законы и политию. А Зевс умел. Поэтому дать людям дары Прометей смог, а вот научить нормально ими пользоваться — уже нет. Тут нужен законодатель, и — сюрприз — он у нас есть! Эпитет Зевса «Законодатель» не на пустом месте растёт.
Прометей-мятежник
Так что же произошло между Зевсом и Прометеем? Вступили в противоречие две традиции: старая, почитающая Прометея как творца людей, и новая, в которой творцом мог быть только Зевс. И в новой версии (она дожила до классической эпохи) Прометей принёс людям огонь против воли Зевса. Конечно, тему богоборчества греки обойти не могли, но вовсе не потому, что они прям такие нелюбители верховной власти. Для греков восстание против богов означает только одно: годную трагедию. Конец немного предсказуем©. И да, в трагедиях Прометей говорит о своей любви к людям, и это логично с точки зрения Прометея-демиурга. Забыть о том, что такова более древняя традиция, греки не могли даже в позднеклассичекое время.
Прометей прикованный
Итак, филантроп Прометей прикован к горе на Кавказе, и зевсов орёл жрёт его печень… почему не глаза, например? Мы помним, что Прометей очень, очень хитёр и умён. А ум и мысли греки помещали в человеке куда? В печень. Орёл не для того, чтобы мучить Прометея, он пожирает вместилище его разума — божественного, но чуждого Зевсу, — и несёт в клювике домой папочке. (Тут многие вспомнят, что по происхождению Зевс и сам титан, но про это упоминать на Олимпе уже не очень прилично…)
Но Прометей продолжает пользоваться печёнкой по назначению — думает, как освободиться, он же немножко трикстер. И придумывает: с него — предсказание Зевсу, с Зевса — выпуск по УДО. И Зевс посылает Геракла, лучшего из своих земных сыновей, освободить Прометея. И титану польза, и Гераклу слава. А поскольку тут все бессмертные, да ещё родственники, кто кому мозг проел, а кто кому печень, считаться уже не стали.
И ещё одна деталька: огонь (и все технологии, связанные с огнём), который Прометей дал людям, Зевс обратно не отобрал. А зачем? Он ведь спустил людям законы, обряды почитания богов и прочие полезные штуки, разработанные детишками Гефестом и Афиной. Получается, что он всё равно дал людям больше, чем Прометей.
Кстати, о благодетельной натуре Прометея мифографы в классическую эпоху уже не писали (да и Гомер уже не педалирует эту тему), а вот в народных представлениях понятие роли Прометея жило очень долго. Его наравне с Афиной и Гефестом почитали как покровителя ремёсел. В Афинах был обряд бега с факелами в честь Прометея: от его алтаря в Академии через Керамик (это квартал гончаров и других ремесленников). При этом похожие обряды справлялись и в честь Гефеста, и в честь Афины. Нормально ужились.
А в следующей серии — история Пандоры, странной женщины со справкой 🙂
источник: https://author.today/post/391492