Юлия Лиморенко. Что такое Троя? Это сложно :)
В начале был Зевс… Ну, уж так получается, что в начале многих генеалогических линий греческих героев был Зевс. Но был он не только в Греции! История многих героических семейство, идущих от Зевса, происходят вообще не в Греции как таковой, а в Малой Азии, Африке и даже в Италии. Вот и род Дардана как раз из таких.
Дардан был сыном Зевса и плеяды Электры, т. е. он не герой даже, а просто бог по происхождению. Но почему-то смертный, да. Бывает, не повезло. Такой благородный персонаж, понятно, должен быть царём — а царить-то и негде! Не беда, их таких в мифологии много, надо просто удачно жениться.
И пошёл Дардан жениться скитаться. Приключался там и сям, пока не осел, наконец, у царя Тевкра, одного из фригийских властителей. Тот решил, что иметь в сватовьях Зевса — весьма неплохая мысль, и отдал за Дардана свою дочку. Вот теперь уже Дардан серьёзная политическая фигура и может основать себе город. Он так и сделал — построил город у подножия горы Ида (да, она в Азии, а не в Греции. По крайней мере, одна из Ид.).
После смерти тестя Дардан занял его трон (всё по закону), и по нему всю эту область стали называть Дарданией, а жителей её — дарданянами или дарданцами. Так впоследствии у Гомера называют и троянцев.
Теперь, когда царь и женился, и город заложил, самое время родить сына, и родился сын, и назвали его Эрихтоний. Но ничем особенным он в мифологии не отметился, зато у него был сын по имени Трос. В косвенных падежах основа этого имени будет Трой-, поэтому немудрено, что город, им основанный и в его честь названный, образован именно от этой основы.
В общем, как вы поняли, Трос основал Трою. Местоположение этого города было с точки зрения греков «за морем», т. е. за Эгейским морем. Всё, что не Эгейское море, — это в мифах даже не море, а прямая дорога на тот свет (на примере Одиссея мы это увидим). Историческая Троя находится в нынешней Турции, на полуострове Троада, совсем рядом с проливом Дарданеллы (чувствуете — и тут Дардан!). Впрочем, есть версия, что знаменитый город основал сын Троса по имени Ил. Тогда Троада названа по Тросу, а Илион (второе название Трои) — по Илу.
Ил — персонаж интересный, хотя вроде бы и просто эпоним города. Сюжет об основании Трои, во всяком случае, связан именно с ним, а не с Тросом. Ил, как водится у царских сыновей, пошёл куда глаза глядят и попал на спортивные состязания, устроенные одним из царей Фригии (как мы помним, царей там могло быть много). И победил, что неудивительно, иначе не было бы истории.
Царь Фригии дал ему в награду пятьдесят юношей и пятьдесят девушек. Не в рабство! Просто как подданных: царствуй, мол, и володей. А ещё дал пёструю корову и велел основать себе город там, где корова ляжет на землю. Корова легла на холме Ата, и там Ил велел основать поселение.
История о корове, которая указывает место основания города, — это любопытный сюжет. Корова — вообще одно и самых мифологических животных в мире. У египтян есть представления о том, что бог Ра поднимается в небо, сидя на спине коровы, в виде коровы же представляют богинь Нут и Хатор.
У индоевропейцев словом «корова» или «вымя» может обозначаться удача, изобилие, плодородие. Корова у наших индоевропейских предков почиталась практически везде и всегда как подательница пищи и источник всех благ. У скандинавов, например, корова участвовала в творении мира. Как почитают корову индийцы, вы и сами знаете, про неё и мифы есть. У индийцев же есть истории о том, как некто следовал за коровой, и там, где она ложилась, что-нибудь делали. Обычно тоже основывали город.
Ил был женат на дочери бога реки. У стен Трои течёт река Скамандр (она важна для истории войны), её бог — собственно Скамандр, а его дочь — Каллироя (Прекрасный Поток). А их сын Лаомедонт ухитрился крупно досадить богам и оскорбить Геракла. Нормальный, нет?
Так получилось, что Аполлон и Посейдон бил вынуждены взяться за строительство стен Трои. За эту божественную помощь Лаомедонт, конечно, должен был заплатить. Однако по окончании строительства царь, как заправский «клиент всегда прав», принялся искать откоряки, чтобы плату зажать. Тут некрасиво, там криво, здесь вертикаль неровная… В конце концов боги взбеленились и наслали на Трою кару. Аполлон в своих лучших традициях послал чуму, а Посейдон, тоже традиционно, — морское чудовище. Прекратить оба бедствия можно было, только отдав чудовищу Лаомедонтову дочку, царевну Гесиону.
Ладомедонт возрыдал, но было поздно…
Тут на горизонте обозначился Геракл и пошёл выяснять, что как. Ладомедонт бросился ему в ноги и умолял спасти город и дочку, а он, мол отблагодарит. Геракл был персонаж довольно доверчивый — пошёл и спас, а чего, дамзель в беде… Однако поганого нрава Лаомедонта герой не учёл. Царь заперся за стенами Трои и показал оттуда кукиш.
Но и царь Геракла плохо знал! Герой обиделся по-настоящему, взял Трою приступом, разорил, Гесиону захватил в плен, а Лаомедонта и всех его детей убил, кроме одного. Гесиону было всё-таки жалко, и Геракл предложил ей самой выбрать, кто из её братьев останется в живых. Гесиона выбрала самого младшего, звали его Подарк. Потом ей пришлось выкупить его из рабства (пленный = раб, а вы как хотели), и Геракл назначил егог царём Трои, наказав гадёнышем, как папаша, отнюдь не быть, а царствовать как положено. И дал ему новое имя: Приам, т. е. «выкупленный», если верить античным мифографам. Гесиону же Геракл отдал в жёны своему приятелю Теламону.
Так и получилось, что царём Трои стал самый незаметный из царевичей, которого никто в наследниках как-то не представлял. Но царём оказался хорошим и народил с женой Гекубой множество детей: по разным источникам девятнадцать или двадцать сыновей и неустановленное число дочерей. Как мы увидим позже, Приам оказался и последним царём Трои.
Про Гекубу стоит сказать подробнее. Во-первых, её имя вообще должно бы писаться как Гекаба (Ἑκάβη), и это важно. Во-вторых, хотя в гомеровской поэме она не играет существенной роли, это был популярный персонаж классических трагедий, и там биография царицы раскрывается чуть подробнее. Мифы же о ней знают странное. Версии:
- она стала рабыней Одиссея;
- Аполлон живой и невредимой перенёс её в Ликию;
- она превратилась в собаку и бросилась в Геллеспонт (это рядом — собственно, это и есть пролив Дарданеллы);
- была убита то ли ахейцами, то ли фракийцами;
- сложная версия: Одиссей взял её в плен и повёз домой, но по дороге она превратилась в собаку и утопилась в Геллеспонте. Одиссей возвёл ей кенотаф на Силиции;
- уцелевший сын Приама царевич Гелен (Елен) взял её с собой, но по дороге она превратилась в собаку, опять-таки умерла, и сын похоронил её на мысе Киноссема.
То и другое крайне любопытно! Место гибели Гекубы-собаки, мыс, который древние называли Киноссема — Собачий курган, почиталось как связанное с Гекатой. Да и само имя царицы очень уж похоже на имя богини (Ἑκάτη). Потом, собака — священное животное Гекаты, а царица, как видим, во всех версиях о собаке сама превратилась, а не её превратили.
Функции Гекаты как божества крайне широки, что говорит о её древнем, негреческом происхождении. Собака — её постоянный спутник, это осталось и у греков. Возможно, что Гекаба (напишем её так) — ещё одно имя Гекаты, как бы её ипостась, которая со временем отделилась и зажила своей жизнью.
Про детей Приама и Гекубы подробно поговорим позже, там много.
Вот такие пироги с собаками. Не обманывайте богов!
источник: https://author.today/post/475102