Югославские «Паттоны» или как правильно модернизировать батон
Содержание:
История модернизации
Параллельно с разработкой ГТБ-74 в югославской армии разрабатывали проекты модернизации танков М47 переданных Югославии в конце 1950-ых годов. Правительством были поставлены условия:
•повысить уровень защищенности лобовой проекции танка
•установить более мощное орудие
Если с орудием выбор сразу пал на L7, уже зарекомендовавшее себя как хорошее пробивное орудие, то вот с повышением живучести танка сложились некоторые проблемы. Увеличение толщины брони неумолимо приводило к увеличению массы танка, что ухудшало его скоростные характеристики. Но даже такой вариант все равно не предоставлял защиту от уже во всю использующихся кумулятивных боеприпасов и ПТУРов, которые с лёгкостью пробивали броню большинства танков.
М47М1
Решение было найдено в приварке на некотором расстоянии от башни экранов, состоящих из 10мм гомогенной стали, между которыми была резинотканевая прослойка. Таким образом, Защита от кумулятивных боеприпасов и ПТУРов повышалась в разы.
Такой вариант модернизации понравился министерству обороны, и было решено модернизировать все имеющиеся в армии М47 до уровня М47М1, и полная модернизация была закончена к 1973-ому
М47М2
Следующая модернизация М47 состоялась уже в середине 1980-ых. Посмотрев на успех, и эффективность советского «Контакт-1» , в Югославских цехах началась разработка собственного ДЗ, позже получившего название «Штит» (Щит). первые варианты были испытаны на полигонах в 1986-ом. Испытания показали защиту от кумулятивных боеприпасов в 350мм . В 1988-ом, «Штит» использовался почти на всех танках Армии Югославии.
С появлением ДЗ вновь заговорили о М47, и их уже третьей жизни в югославской армии.
На модификации М2 помимо дз были поставлены новые оптические средства. Так же модернизация представляла и правки в трансмиссии, был убран задний поддерживающий нижний каток.
По итогам модернизации к началу 1990-ого года 70% всех имеющихся М47 были модернизированы до уровня М47М2.
Данная модификация М47 продержалась в Югославии до начала 2010-ых, когда М47 постепенно снимали с эксплуатации, и отправляли или на склады, или на утилизацию, или в музеи…