Японский тяжелый бомбардировщик Накадзима Ки-49 (Nakajima Ki-49 Donryu) «Донрю» (Дракон-громовержец, парящий дракон)

16

Бомбардировщик Накадзима Kи-49 был спроектирован для замены бомбардировщика Мицубиси Ки-21 и должен был применяться без сопровождения истребителей. Для этого предполагалась высокая скорость и мощное оборонительное вооружение — одна 20 мм пушка в надфюзеляжной башне и несколько 7,7 мм пулеметов, а также необычно высокая для японских самолетов защищенность экипажа — бронезащита и протектированные топливные баки. Максимальная скорость задавалась 500 км/час, дальность до 3000 км, бомбовая нагрузка в штатном режиме 1000 кг. При проектировании нового бомбардировщика фирма Накадзима основное внимание уделяла обеспечению хорошей управляемости самолета. Конструктивно самолет представлял собою среднеплан с крылом малого удлинения необычной формы. Большой объем центроплана позволял разместить в нем шесть протектированных топливных баков, а также обеспечить хорошую управляемость и маневренность на средних и малых высотах.

Японский тяжелый бомбардировщик Накадзима Ки-49 (Nakajima Ki-49 Donryu) "Донрю" (Дракон-громовержец, парящий дракон)

Механизация крыла состояла из закрылков Фаулера и элеронов. Бомбоотсек располагался по всей длине центроплана. Шасси убирающееся, трехопороное с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Накадзима Ha-41 (позже Ha-109, Ha-117) с трехлопастными воздушными винтами. Первый опытный прототип бомбардировщика Kи-49 поднялся в небо в августе 1939 года, в 1940 году по итогам испытаний 7-и предсерийных бомбардировщиков в конструкцию самолета были внесены изменения —  было изменено расположение мест членов экипажа и улучшено бронирование кабины. В марте 1941 года бомбардировщик Kи-49 под обозначением «тяжелый бомбардировщик армейский тип 100 модель 1» (Ки-49-I «Донрю») был принят на вооружение японской армии. Всего с 1941 года по декабрь 1944 года было изготовлено 819 самолетов Kи-49 разных модификаций.

Схема тяжелого бомбардировщика Накадзима Ки-49.

Схема тяжелого бомбардировщика Накадзима Ки-49.

У союзников самолет получил кодовое наименование Хелен. Выпускались следующие модификации бомбардировщика Накадзима Ки-49 : Kи-49-I — первая серийная модификация в количестве 129 машин, практически идентичных машинам установочной партии.

Ки-49-II — модификация 1942 года, главное отличие в установке двигателей Накадзима На-109 мощностью 1500 л.с. с трехлопастными воздушными винтами автоматически изменяемого шага. Также несколько изменена форма мотогондол — маслорадиатор пришлось сместить вниз и вынести наружу. Другие доработки были сделаны с учетом опыта боевого применения Kи-49-I — установка нового бомбоприцела, усиление бронезащиты и применение протектированных баков с более высокими защитными свойствами. Выпускалось два варианта модификации Kи-49-IIa и Kи-49-IIb. которые отличались составом оборонительного вооружения. На модификации Kи-49-IIb три из пяти 7,7 мм пулеметов Тип 89 были заменены пулеметами Тип 1 калибра 12,7 мм, 7,7-мм пулеметы размещались на боковых стрелковых установках внутри фюзеляжа. Были выпущены машины и со всеми пулеметами калибра 12,7 мм. Всего до декабря 1944 года было выпущено 667 бомбардировщиков Kи-49-II.

Японский тяжелый бомбардировщик Накадзима Ки-49 (Nakajima Ki-49 Donryu) "Донрю" (Дракон-громовержец, парящий дракон)

Ки-49-III — вариант с двигателями Накадзима На-117 мощностью 2420 л.с., успели выпустить около 42 машин. Kи-58 — вариант тяжелого истребителя сопровождения, отличался усиленной бронезащитой, наличием под фюзеляжем специальной гондолы и вооружением, которое состояло из пяти подвижных 20 мм пушек и трех 12,7 мм пулеметов. Экипаж 10 человек (два пилота, бомбардир, штурман, стрелок-радиооператор, пять бортстрелков). Серийно модификация не выпускалась. Kи-80 — вариант летающего командного пункта, два опытных самолета были изготовлены, они имели двигатели На-117. усиленное бронирование и вооружались одной 20 мм пушкой и семью пулеметами (одним 12,7 мм и шестью 7,7 мм Тип 89). Экипаж самолета увеличился до двенадцати человек, бомбовая нагрузка уменьшилась до 300 кг. Серийно самолет не выпускался. При этом с Ки-49 снималось все вооружение, экипаж сокращался до двух пилотов, а бомбовая нагрузка увеличивалась до 1600 кг. Kи-49-II-Kai «Hanter»  вариант ночного истребителя с 40-см прожектором без вооружения, было изготовлено 4 машины. Kи-49-II-Kai «Killer»  вариант ночного истребителя с 75-мм пушкой, было изготовлено 4 машины, серийно не выпускался. Эти две машины предназначались для совместных действий в паре, для патрулирования портов в ночное время, обнаружения при помощи прожектора и уничтожения вражеского самолета. Было переоборудовано только по четыре самолета, и результат их действий не известен.

Тяжелый бомбардировщик Накадзима Ки-49-II имел следующие характеристики — размах крыла  20.424 метра, длина  16.50 метра, высота 4.50 метра, площадь крыла  69.05 кв. метра. Вес  пустого самолета 6530 кг, нормальный взлетный 10680 кг, максимальный взлетный 11400 кг. Силовая установка два поршневых двигателя воздушного охлаждения Накадзима На-109 Армейский тип 2 мощностью по 1500 л.с. Максимальная скорость 492 км/час, крейсерская скорость   350 км/час. Практическая дальность  2950 км, боевая дальность  2000 км. Практический потолок  9300 метров. Экипаж восемь человек. Вооружение  одна 20 мм пушка в верхней башне и пять 12,7 мм пулеметов на подвижных установках в хвостовой башне, в носу, под фюзеляжем и в бортовых окнах. Бомбовая нагрузка 1000 кг.

Боевое крещение тяжелого бомбардировщика Kи-49 состоялся в Китае, затем бомбардировщики применялись в боях над Новой Британией и в Северной Австралии. Первой частью, получившей новые самолеты в феврале 1942 года, стал 61-й сентай (авиационный полк), ранее летавший на Ки-21. Кроме него самолеты Ки-49 получил 74-й сентай в Маньчжурии. Столкнувшись с современными истребителями Супермарин «Спитфайр», бомбардировщики Ки-49 понести тяжелые потери. Оказалось, что мощности их моторов было явно недостаточно, и высокая скорость Ки-49, считавшаяся изначально его главным преимуществом перед другими японскими бомбардировщиками, не позволяла уходить от истребителей противника. 7-й сентай получил эти самолеты в июне 1943 года, в начале 1944 года самолеты Ки-49-II получил 62-й сентай. По воспоминаниям летчиков, пилоты не любили этот самолет, положительно отзывались только о бронезащите и относительно мощном оборонительном вооружении Kи-49. Кроме того, наземное обслуживание Ки-49 «Донрю» оказалось достаточно сложным и трудоемким. Бомбардировщики Kи-49 так полностью и не сменили в боевых частях бомбардировщики Kи-21. Но самолеты Kи-49 использовались для выполнения различных специальных заданий — некоторое количество самолетов было оснащено магнитодетекторами для поиска подводных лодок, а часть Kи-49 была переделана в транспортные машины для материального снабжения и десантных операций. На завершающем этапе войны уцелевшие после боев самолеты использовались пилотами — камикадзе против крупных вражеских кораблей, при этом с них снималось все вооружение, экипаж сокращался до двух пилотов, а бомбовая нагрузка увеличивалась до 1600 кг.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/595093b477d0e65de11a18c1/iaponskii-tiajelyi-bombardirovscik-nakadzima-ki49-donriu-drakongromoverjec-pariascii-drakon-5ecbd22ab0782247ca1756bf

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account