Война между Японией и США началась японским налётом на Пёрл-Харбор (американская база на острове Оаху). Налёт оказался для американцев внезапным и, благодаря этому, феерично успешным для японцев. Естественным образом приходит мысль: если так легко прошёл авианалёт — то японцы могли и больше. В декабре 1941-го они могли не только налететь на Пёрл-Харбор но и захватить его, высадившись на Оаху. Идея высадки на остров после налёта самоочевидная, она возникла и у японских офицеров, разрабатывавших план нападения на Пёрл-Харбор.
Остров Оаху и военные объекты США на нём
Но есть и те, кто оспаривают идею высадки на Оаху, отрицая, что японцы могли это сделать. Как пример — А. Больных – известный специалист по военно-морской истории. В своей работе «Пёрл-Харбор. Пиррова победа императорского флота» он развёрнуто высказался по этому поводу. Но на все его доводы против японского десанта есть противодоводы за.
(Больных) Оаху находится очень далеко от японских баз. Огромное расстояние ставит перед японцами неразрешимые трудности логистики.
— Через несколько месяцев, в июне 1942 японцы отправили к Мидуэю флот в 6 АВ, 11 ЛК, 6 КТ и 3 КЛ, 54 ЭМ + 4 авиатранспорта + 12 кораблей снабжения + 15 транспортов (десантники + гарнизон и персонал для авиабазы, что должна была быть создана на захваченном острове). Одновременно к Алеутам были направлены: 2 АВ, 6 крейсеров и 12 ЭМ + 4 транспорта на 2500 человек. Мидуэй и Алеуты находятся ближе к Японии, чем Оаху, но не радикально. Японцы выдвинули свои армады на 4 тыс. км от баз – и вполне справились с их обеспечением.
(Больных) Операцию по захвату Оаху одним махом не завершить. Японцам пришлось бы продолжительное время держать в районе Оаху большое количество своих кораблей – и снабжать их топливом. Его перевозки стали бы просто невыносимым грузом для японского танкерного флота.
— На момент начала войны против Японии действует нефтяное эмбарго. Японский довольно многочисленный танкерный флот стоит на приколе — ему просто нечего делать, его не надо выдёргивать из каких-то жизненно важных перевозок – их нет. Танкеры можно хоть поголовно мобилизовать на обеспечение операций. Так что, в начале войны танкеры вообще не проблема, они есть. Потом, после захвата японцами южных месторождений и их введения в эксплуатацию, танкерам будет дело – но это через несколько месяцев.
(Больных) У японского же флота в 1941 году для этого просто не было необходимых кораблей — ни специализированных штурмовых транспортов, ни достаточного количества высадочных средств.
— На начало войны в японском флоте имелся лишь один специализированный десантный корабль («Синсю-мару»). Тем не менее, японцы высаживались, где им было надо. А раз они десанты высаживали – значит, они создали под поставленные задачи необходимые средства.
(Больных) Японцы ни за что бы не совладали с американскими силами, оборонявшими остров. Американский гарнизон на Оаху был достаточно большим — две дивизии с частями усиления. Поэтому и японский десант должен бы быть немалым – таким большим, что становится уже неподъёмным для Японии.
— В теории японцы должны были послать против 40-тысячного гарнизона Оаху сопоставимые силы (как минимум). Это действительно могло бы стать для японских возможностей неразрешимой задачей. Но на практике в начале войны японцы посылали меньшие силы против превосходящего по численности врага. Делали это они не столько по причине особой удали, сколько по причине общего недостатка сил. Его пытались компенсировать инициативой, натиском, а также морально-волевым настроем — что-то вроде: «Пусть враг многочислен, да! Тем громче будет наша слава, когда мы рассеем его нестройные толпы. А мы их рассеем, ибо мы (!) – потомки Аматерасы и наши сердца преисполнены бусидой».
И в начале войны такие атаки – меньшими силами, чем у обороняющихся – оказывались успешными. К примеру: высадившийся на Филиппины японский десант втрое уступал по численности американо-филиппинским войскам. Примерно то же соотношение сил было и в Сингапуре — защитников острова было почти втрое больше, чем высадившихся японцев. Японцы блефовали, конечно, но ведь сработало. Им помогли грубые ошибки британского командования, развал управления и деморализация под непрерывным давлением — благодаря чему японцы быстро и малыми силами взяли Сингапур. Эти факторы не исключены и на Оаху. Американское командование вполне могло оказаться не сильнее британского.
(Больных) Побережье Оаху хорошо защищено. Могли ли японцы успешно высадиться на защищённое побережье? Пример Уэйка показывает, что нет. Попытка высадки на этом острове в декабре 1941 закончилась для японцев полным провалом — хотя батареи Уэйка и отдаленно не напоминали батареи Оаху. Потенциальные участки высадки на Оаху не только находились под прицелом береговых батарей, но и были оборудованы в инженерном отношении: окопы, пулеметные гнезда, колючая проволока, противотанковые заграждения.
— Во-первых, не все японские высадки на защищаемое побережья закончились провалом. На пример Уэйка есть контрпримеры: Кота-Бару, Коррегидор.
Что касается якобы уже подготовленного к обороне побережья. Во время японского налёта на Оаху большая часть американских зениток находилась не на позициях вокруг объектов, а стояла зачехлённой в артпарках. Отчасти из-за этого японский налёт и оказался таким успешным. Потому что куда ни сунься — на острове частная территория, а время было ещё не военное, чтобы с этим особенно не церемониться и расставлять зенитки именно там, где надо. И тут Больных утверждает, что 7-го декабря побережье уже было изрыто и перегорожено — я просто в это не поверю.
Теперь о береговых батареях острова Оаху на 7 декабря 1941 года. Имелось стационарных орудий:
4 — 406-мм
2 — 356-мм
4 — 305-мм
20 — 305-мм мортир
8 — 203-мм
8 — 152-мм
6 — 120-мм
мобильных:
12 — 240-мм
48 — 155-мм
Список береговой артиллерии Оаху внушительный. Теперь проиллюстрируем матчасть этой артиллерии:
356 мм пушка форта Де Русси
406 мм пушка батареи Виллистон
305 мм мортиры
Та же батарея, вид сверху
(Больных) Чтобы высадиться на Оаху, японцам нужно подавить его береговую оборону. Могли они это сделать? По Больных – нет; японцам попросту нечем было ее подавлять. Они могли привлечь свои линкоры — но их дуэль с американскими береговыми батареями кончилась бы для японцев «плачевно».
— Японским линкорам просто не надо дуэлить с берегом. Подавление береговой обороны вполне может выполнить авиация. Американские батареи не защищены от ударов с воздуха (укрепления Оаху строились ещё до появления воздушной угрозы). См. фото выше: бронебашен и бетоноказематов нету. Артустановки стоят открыто => вполне разбиваются бомбёжкой. Батареи могут подавить даже истребители: поставив расчёты перед выбором — либо полечь у орудий от пулемётного огня с самолётов, либо забиться в укрытия и ждать там, пока самолёты не улетят. А японские самолёты могут кружить долго — достаточно, чтобы флот сделал все дела (подошёл, высадил десантников — и они взяли в плен расчёты батарей прямо в их укрытиях). Ещё способ: хранилища боеприпасов при батареях были уязвимы для бомб, при достаточно плотной бомбёжке попадание было весьма вероятным — и батарея разделяет участь «Аризоны». Как пример: американскую батарею на Уэйке японцы подавили именно авианосными самолётами.
«…американские батареи должны быть замаскированы».
— По идее, да; командованием даже были сочинены и отправлены доклады о необходимости маскировки. Но по факту 7 декабря 1941-го — нет, не замаскированы. Их хорошо видно с воздуха.
(Больных) Высадка десанта должна производиться при полном господстве на море и в воздухе – это азбучная истина, известная и японским адмиралам. По мнению Больных, японцы этим господством не обладали.
— У американцев после налёта на Пёрл-Харбор в строю остался один линкор, да и тот условно (подводная пробоина). 4 линкора затоплены, один на мели, один в сухом доке, ещё один зажат между причалом и затонувшим линкором. У американцев есть ещё много кораблей — но они разбросаны небольшими группами на больших расстояниях друг от друга: линкор (+ 25 эм) у Оаху, авианосец и 3 КТ там, авианосец и 3 КТ сям, ещё группы помельче. Американские авианосцы 7-го декабря не сосредоточены в кулаке, а были разбросаны на тысячи км друг от друга. В каждый момент соотношение авианосцев 6 к 1 в пользу японцев. В случае японского продолжения американцам светит только разгром по частям.
(Больных) В Тихоокеанском флоте США числились 22 подлодки. И это делает перспективы японского десантного соединения «плачевными», тем более, что японцы не готовы к борьбе с подводной угрозой.
— Американские подводники тогда были ещё более неподготовлены являть собой угрозу. И, главное, на их вооружении в это время дефектные торпеды — не держали курс, а если и попадали, то не взрывались.
Сам Больных приводит эпизод из битвы при Мидуэе: «Американская подводная лодка «Наутилус» заметила стоящий без хода японский авианосец… В условиях хаоса и растерянности лодке никто не помешал выйти в атаку, и она дала залп 4 торпедами… эта атака стала одним из многочисленных примеров ненадежности американских лодочных торпед. Первая вообще застряла в аппарате, две другие ушли в сторону, а четвертая и последняя пошла точно и ударила в самый центр корпуса авианосца, после чего разломилась пополам. Боеголовка ушла на дно, а хвостовая часть осталась плавать… Но капитан подлодки был убежден, что потопил авианосец, и правда выяснилась лишь после войны».
В декабре 41-го японцы высадились на Филиппинах – там у американцев было аж 29 подлодок — но японцы высаживались практически без потерь. Американские подлодки десант не то, что не сорвали, они ему не смогли даже помешать. Пример их действий: 14 декабря подлодка «Сивулф» выпустила 4 торпеды по японскому гидроавианосцу. Лишь одна торпеда попала в цель, и та не взорвалась.
(Больных) Не установить японцам и господство в воздухе. Американская авиация не была уничтожена при налете, сохранилось ещё немало исправных самолетов.
— Сам Больных отмечает, что ударная авиация на Оаху изначально была слабой: 12 Б-17 + 33 Б-18 + 12 А-20 + 30 флотских пикировщиков. Из этого количества много самолётов неисправны. После налёта боеспособных осталось: 4 Б-17, 11 Б-18, 9 А-20 + на флотском аэродроме осталось 13 пикировщиков.
В общем, и до японского налёта угроза их соединению от американской базовой авиации была гипотетической. А после налёта осталось всего 35 ударных самолётов. По неопытности они неспособны к скоординированным атакам. Они даже не долетят до японского соединения — не потому, что не смогут преодолеть барьер истребителей – а потому, что их штурманы просто не смогут найти японцев в океане.
Основа ударной авиации США на Оаху – Б-18. Медленный, слабовооружённый сарай (то есть, просто крупная цель).
В общем, американская оборона острова была серьёзной, но считать её неуязвимой для японцев неверно. Уязвимости в обороне были.
Технически японская высадка на Оаху была возможна. Она оказалась невозможна менталитетно. Мышление и представления японского командования 1941 г. не позволило принять решение на высадку.
Продолжение к jaroslav-2.livejournal Супер-Пёрл-Харбор.