0

Идея борьбы с бомбардировщиками путем сброса на них бомб с вышелетящего перехватчика, в общем-то, не нова. Еще в годы Первой Мировой войны англичане пробовали так бороться с немецкими дирижаблями. По окончании войны об этом забыли, но идея возродилась вновь после появления книги итальянского военного теоретика генерала Джулио Дуэ "Господство в воздухе. Вероятные формы будущей войны", изданной в 1921 году. Многие страны тогда стали бредить армадами тяжелых бомбовозов, одновременно изыскивая средства борьбы с ними. Помимо классических пушечных перехватчиков, в частности, рассматривалась и концепция сброса на формации нижелетящих бомбовозов специальных противовоздушных бомб.

Впрочем, в межвоенный период лишь в США пытались воплотить эту концепцию на практике. В 30-е годы на ряде разрабатываемых истребителей ВМС США в качестве вооружения для борьбы с бомбардировщиками в проекты включали внутренние крыльевые бомбоотсеки для загрузки мелких противовоздушных бомб. Но с началом войны, когда стало очевидным, что домашней территории США никто не угрожает, от этого сомнительного ноу хау избавились.

В период воздушного наступления союзников на Германию, немецкие перехватчики периодически использовали тактику сброса на формации "Крепостей" стандартных фугасных бомб массой 250 — 500 кг. Но эта практика не получила массового распространения, хотя и приносила иногда некоторые успехи. Удачно рассчитанная высота и скорость сброса такого фугаса позволяла одной бомбой уничтожить сразу несколько союзных бомбардировщиков. Правда, истребитель с подвешенной тяжелой бомбой был слишком уязвим для эскорта противника и изрядно терял в высотных и динамических характеристиках.

Японские воздушные бомбы


Японские воздушные бомбы.
Слева направо: 1-кг морская; пара 0.33-кг армейских и пара 0.4-кг армейских

На другой стороне земного шара японская авиация, столкнувшаяся с мощными, хорошо защищенными и чрезвычайно живучими американскими бомбардировщиками, судорожно искала средства эффективной борьбы с ними. И здесь, на Тихом океане, практика использования противовоздушных бомб стала по-настоящему массовой.

Вскоре после исторического налета на японские города группы В-25 полковника Джеймса Дулитла в апреле 1942 года японское высшее командование всерьез озаботилось задачами разработки новых тактик по защите своей территории от атак вражеских бомбардировок. Одним из направлений была тактика использования свободнопадающих бомб против бомбардировочной авиации противника. Причем рассматривались несколько вариантов их использования — свободный сброс; сброс на парашюте и сброс на тросе за истребителем. Во всех случаях предполагалось использование взрывателя с таймером задержки.

Теоретические проработки тактики использования воздушных бомб начались еще до официального вступления Японии во 2-ю Мировую войну, осенью 1941 года на базе 3-го армейского научно-исследовательского института по аэронавтике под патронажем главы института сёсё (генерал-лейтенанта) Масаки Хироши.

Исследования привели к следующим выводам:

  • атака должна производиться на параллельных курсах с целью одиночным перехватчиком или небольшой группой.

  • атака с фронта должна быть ограничена лишь против больших формаций.

  • атака на пересекающихся курсах была оценена как малоэффективная.

  • выставление времени взрывателя предполагалось определить экспериментальным путем.

Одним из опытов, предполагаемых к использованию против самолетов стала разработка парашютной системы, получившей обозначение "Bolo". В основе этой конструкции лежали итальянские разработки. "Боло-бомба" представляла собой цилиндр массой 1.7 кг в котором находилось около килограмма смеси тротила с гексогеном (60/40). Габаритные размеры его составляли 178 мм в длину и 63.5 мм в диаметре. Бомбы загружались попарно в цилиндрический контейнер и оснащались двумя парашютами  — одним вытяжным, который раскрывал контейнер и основным, на которой бомбы должны были опускаться на пути формаций бомбардировщиков.

Впрочем, хотя бомбы "Боло" и выпускались серийно, но нет никаких сведений об их успешном применении.

Воздушная парашютная "Боло"-бомба

Японские воздушные бомбы

 

Резонно предполагая, что прямое попадание в нижелетящий самолет маловероятно, армейское командование с конца 1941 года начало экспериментировать с кассетными боеприпасами малой мощности.

В 1937 году в Японии была разработана небольшая полукилограммовая бомба То-3 (часто ее некорректно называют "Тип 3"). Первоначальными задуманными целями для применения этой бомбы предполагались вражеские аэродромы и самолеты на стоянках, вероятно от этого произошла и аббревиатура "То" — сокращение от 土地  — toichi — наземный. Очень компактная конструкция массой 0.41 кг из которых 200 грамм занимала смесь тротила и гексогена в соотношении 57.7% на 42.3% была разработана таким образом, что несколько таких бомб могли собираться в единую конструкцию. Носовая часть одной бомбы с взрывателем вставлялась в хвостовую часть следующей, так, что взрыватели первой бомбы стопорились стабилизаторами хвостовика следующей и постановка бомб на боевой взвод до распада конструкции была невозможна.

Японские воздушные бомбы
0.4-кг бомба То-3

Бомбы То-3 могли быть использованы попарно со специальных подкрыльевых пилонов, но более известно применение их из контейнера габаритными размерами 1066х203 мм, который сваривался из листового железа и, вмещая 63 бомбы То-3, имел многогранную форму для оптимального размещения там своего груза. Контейнер снабжался небольшим разрывным зарядом имеющим свой взрыватель, который срабатывал с 3-секундной задержкой после его сброса, после чего загруженные в него бомбы распадались, покрывая большую площадь. Взрыватели бомб срабатывали после трех оборотов крыльчатки.

Очевидным недостатком бомб То-3 была их малая мощность. Фугасного действия 200-граммового заряда хватало для уничтожения припаркованного самолета лишь при прямом попадании. Поэтому увеличение эффективности малого заряда могло идти лишь по пути создания направленной взрывной волны на расстоянии от цели.

Прямым развитием бомбы То-3 стала бомба Тип 2 массой 0.33 кг. По сравнению с "пузатыми" То-3 бомба Тип 2 имела вытянутую аэродинамическую форму. В носовой части располагалась кумулятивная выемка. Конечно, о классическом в нынешнем понимании кумулятивном действии бомбы говорить не приходилось, но эффект направленности взрывной волны был на лицо. Это позволило обойтись вдвое меньшей массой заряда, который составлял 100 граммов смеси тротила и гексогена в равных пропорциях или в соотношении 60/40. Взрыватель бомбы располагался в хвостовой части между стабилизаторами и мог быть выставлен от мгновенного действия до задержки в 10 сек. С точки зрения аэродинамики великолепно отбаллансированная бомба Тип 2 была настоящим шедевром. Полет ее и, соответственно, направление взрывной волны, были строго параллельны вектору скорости, что сильно облегчало прицеливание.

Японские воздушные бомбы
0.33-кг бомба Тип 2

Для наиболее эффективного использования относительно небольшого поражающего действия бомбы Тип 2 были разработаны специальные кассетные контейнеры, получившие обозначение "Та-Dan", сокращение от Taikū bakudan — дословно, противовоздушная бомба. Эти контейнеры, впрочем, как и бомбы, что следует из названия уже разрабатывались с учетом их использования против вражеских бомбардировщиков, хотя и допускали применение по наземным целям.

Собственно, контейнером подвеску "Та-Дан" можно назвать лишь с большой натяжкой. Она представляла собой связку из 30 бомб Тип 2 сгруппированных по 10 штук в три ряда. Спереди и сзади такая связка облагораживалася обтекателями из листового железа. Посередине связки также шла полоса листового железа, перетянутая в двух местах обычной стальной лентой. Общая длина контейнера достигала 1092 мм, диаметр в самом широком месте 181 мм. Масса снаряженного контейнера 17.7 кг.

Японские воздушные бомбы

Японские воздушные бомбы
17-кг Та-Дан

Первое боевое применение "противовоздушных бомб", состоявшееся в мае 1942 года в боях у Соломоновых островов дало повод к разработке увеличенного варианта контейнера "Та-Дан". Этот вариант предусматривал сцепку уже 76 бомб Тип 2 — 19 штук в четыре ряда. Контейнер имел длину 1079.5 мм, а диаметр 203 мм. Стяжка осуществлялась уже четырьмя стальными полосами. Суммарная масса контейнера достигла 35 кг.

Японские воздушные бомбы

Японские воздушные бомбы

На самих контейнерах взрывателей предусмотрено не было, раскрытие контейнеров осуществлялось сразу после сброса, для чего к замкам, замыкавшим стяжные ленты была протянута проволока.

Теоретически бомбовая атака с задней полусферы выглядела наиболее предпочтительной, однако, на практике пилоты японских истребителей были бы слишком уязвимы для огня хвостовых стрелков при такой тактике. В связи с этим в 1942-43 гг. применялась тактика высотного бомбометания по формациям нижелетящих бомбардировщиков. Так, что превышение летящих параллельными курсами японских истребителей над формацией потенциальной жертвы достигало 1000 метров. Необходимость рассчитывать упреждение сброса резко снижало шансы попасть в нижелетящий самолет, который, ко всему прочему, в момент сброса оказывался вне видимого пилотом истребителя пространства.

В этой связи были разработаны несколько других тактик применения "воздушных бомб". Одна из ранних тактик предполагала атаку с лобового направления с превышением в 1000 метров. На удалении от атакуемой цели в 700 метров пилот переводил истребитель в пикирование под углом 45 градусов, прицеливаясь в стандартный стрелковый прицел и производил сброс "Та-Дан".

Другая тактика, схожая с этой, предполагала лобовую атаку с превышением по высоте в 100 метров, сброс бомб с горизонтального полета, когда до атакуемой цели оставалось около 1000 метров. Эта тактика предполагала групповую атаку минимум четырех истребителей, имеющих подвески "Та-Дан". Восемь одновременно сборошенных контейнеров при удачном стечении обстоятельств гарантированно покрывали объемным взрывом куб пространства со стороной 400 метров.

К моменту массированного воздушного наступления союзной бомбардировочной авиации на собственно Японские острова тактика борьбы со "Сверхкрепостями" путем сброса бомб "Та-Дан" была существенно доработана. Так, сброс бомб предполагал не столько уничтожение вражеского бомбардировщика, сколько дезориентацию и ослепление стрелков его. Атака производилась с лобового направления силами из пяти перехватчиков. Первые два, вооруженные бомбами "Та-Дан" шли бок о бок, сбрасывали свой груз и резко уходили в разные стороны — левый истребитель виражом налево, правый, соответственно, направо. Бомбы взрывались прямо перед атакуемым бомбардировщиком. В это время следовавшие за первой парой остальные три истребителя атаковали Крепость традиционным способом из пушек. На некоторое время ослепленные стрелки Крепости снижали эффективность своего убийственного заградительного огня. При этом направленный взрыв бомб "Та-Дан" некоторым образом спасал от ослепления пилотов "пушечных" истребителей.

Японские воздушные бомбы

Японская морская авиация, как обычно, демонстративно абстрагировалась от армейских разработок. Хотя концепцией "воздушных бомб" моряки начали заниматься практически параллельно с армейцами. Но ставка была сделана не на кассетные боеприпасы малой мощности, а на зажигательно осколочные фосфорные бомбы. Наиболее распространенная из них была Тип 99 №3 модель 3  ("99-Shiki 3-Gou 3-Shūsei-Dan"), снаряженной массой 32 кг. Собственно, внешне она ничем особенно не отличалась от любой другой бомбы общего назначения — бочкообразный корпус, штампованный четырехперый стабилизатор, каждое крыло которого на конце раздваивалось в виде латинской буквы V. Корпус бомбы был унифицирован с аналогичными фугасными бомбами того же калибра и оснащался двумя отверстиями под различные взрыватели — хвостовой и носовой. В случае с использованием этой бомбы по воздушным целям использовался только хвостовой взрыватель с задержкой. В корпус бомбы помещался герметичный контейнер заполненный белым фосфором с набором стальных поражающих элементов в количестве 169- 198 штук. В хвостовой части также находился заряд взрывчатки — пикриновой кислоты массой 1.5 кг. Взрыв бомбы в воздухе воспламенял фосфорную начинку, давая ярчайшую вспышку фосфора, температура которого достигала 800 градусов. Поражающее действие горящих кусков фосфора дополнялось разлетающимися металлическими фрагментами начинки.

Такие бомбы очень активно применялись в течение всей войны морскими летчиками, начиная с 1942 года. Правда, успехи были весьма скромными.

Флотская 30-кг "воздушная" фосфорная авиабомба Тип 99 №3 модель 3

("99-Shiki 3-Gou 3-Shūsei-Dan")

Японские воздушные бомбы

Поражающее действие осколков было относительно не велико, а зажигательное действие фосфора было эффективным лишь в радиусе 20 метров от взрыва. Само собой, попасть в летящую цель было весьма и весьма непросто. Не смотря на это, фосфорные бомбы активно применялись морской истребительной авиацией до самого конца войны. Была даже разработана специальная подвеска для истребителей "Зеро", где под каждым крылом монтировались по пять фосфорных бомб. Есть немало свидетельств со стороны американских летчиков об использовании японцами таких бомб. Взрыв фосфора был очень эффектным, но, как правило, абсолютно безвредным. Единственная польза в применении этих бомб была в ослеплении экипажей бомбардировщиков. Но при этом, вероятно, пилотам атакующего истребителя надо было самим зажмуриваться.

Взрыв фосфорных "воздушных" бомб выглядел очень эффектным особенно в ночном или вечернем небе, но, как правило, был абсолютно безвредным для потенциальной жертвы

Японские воздушные бомбы

Разработки армейцев в части кассетных боеприпасов не остались незамеченными моряками. В конце 1942 года морской авиацией был принят на вооружение бомбовый контейнер аналогичный армейскому "Та-Дан". Кассетный боеприпас Тип 2 №6 модель 21 ("2-Shiki 6-Gou 21-Shūsei- Dan")вмещал 40 бомб массой 1 кг, весил 60 кг и имел очень близкие габариты с армейским — длина 1041 мм и диаметр 241 мм. Сама бомба также имела очень схожую конструкцию и форму с армейской, только была значительно больше — длина 448 мм, диаметр 44.5 мм и содержала в три раза больше взрывчатки — 313.5 грамм тринитроанизола в смеси с тетрилом (70/30). Бомба имела хвостовой взрыватель и также была оснащена кумулятивной выемкой для формирования направленного взрыва.

Морской контейнерный боеприпас Тип 2, не смотря на то, что был запущен в серию, не получил такого же распространения как армейский "Та-Дан". В основном его применяли для штурмовых ударов по аэродромам и то, лишь в самом конце войны.

Японские воздушные бомбы
Морской контейнерный боеприпас Тип 2

Ближе к концу войны моряки все же переступили через собственное самолюбие и все же приняли на вооружение армейские кассетные бомбы "Та-Дан".

Активное боевое применение кассет "Та-Дан" началось с конца 1942 года. Как ни странно, но классические одномоторные истребители, которые, казалось бы должны были первыми использовать "воздушные бомбы" не стали пионерами в этом плане. Пилоты истребителей консервативно цеплялись за традиционные методы борьбы с тяжелыми бомбардировщиками США.

В феврале 1943 года, когда воздушные бои за Рабаул вступили в решающую стадию, а японская промышленность уже просто не успевала восполнять потери в 5-й истребительный сентай армейской авиации, укомплектованный тяжелыми перехватчиками Ki-45 "Торю" прибыло пополнение из двухмоторных скоростных разведчиков Ki-46-II "Дина", отличной машины в своем классе, да вот, незадача, что все вооружение которого составлял единственный турельный пулемет винтовочного калибра. Рассматривать его как эффективное средство борьбы с каким бы то ни было воздушным противником было бы просто смешно. От безысходности и решено было приспособить скоростные и высотные разведчики для нанесения бомбовых ударов по формациям американских бомбовозов, терзавших японские позиции на Новой Гвинее. Две подвески на центроплане "Дины" смонтировали довольно быстро и скоро такие эрзац-перехватчики пошли в бой. И именно пилоты Ki-46, не зашоренные традициями маневренного воздушного боя классических истребителей, отрабатывали тактику применения "воздушных бомб". Успехи их на Новой Гвинее нельзя назвать впечатляющими, но немногочисленные "Дины" 5-го сентая все же записали на свой счет 6 уничтоженных "Либерейторов" и два "Митчелла".

Едва ли успехи "бомбовых" "Дин" в роли перехватчиков послужили поводом для разработки более поздних версий "пушечных" Ki-46 Kai, но почти все Ki-46-IIIKai-a и Kai-b получали вместе с пушками и подвески для двух-четырех контейнеров "Та-Дан".

Позднее бомбы "Та-Дан" начали использовать практически все истребители армии и флота Японии. Наибольшее распространение они получили в последний год войны в воздушной битве за Японские острова.

Любопытно привести несколько известных боевых эпизодов применения "воздушных" бомб в ходе обороны Японии.

Японские воздушные бомбы

Японские воздушные бомбы

17-кг "Та-Дан" ёмкостью 30 бомб под центропланом разведчика Ki-46-III

Японские воздушные бомбы
35-кг "Та-Дан" ёмкостью 76 бомб под центропланом перехватчика Ki-46-III Kai-b

22 декабря 1944 года во время отражения налета американских бомбардировщиков на Нагою сотё (старшина) Кабояши, пилотировавший свою "Дину" Ki-46-III Kai-b из 17-го докурицу чутай (отдельной эскадрильи) заметил группу В-29, идущую с запада через залив Суруга. После ряда маневров пилот вышел в лоб одной из "Крепостей", заняв позицию выше вражеского самолета. Сблизившись, Кабояши сбросил два 35-кг контейнера "Та-Дан", и резко отвернул в сторону-вниз. Тюи (ст. лейтенант) Мицукуми Такахаши, занимавший место в задней кабине "Дины" отметил, что взрыв сброшенного груза был произведен выше вражеского бомбардировщика. В результате у В-29 выпало шасси вероятно из-за повреждения гидравлической или электрической системы. Вражеский бомбардировщик оставляя за собой шлейф белого дыма развернулся в южном направлении и со снижением скрылся в облачности.

28-й сентай, прикрывавший район префектуры Чиба, также был укомплектован перехватчиками "Дина", основную часть которых составляли невооруженные разведчики Ki-46-II и Ki-46-III, и лишь небольшое количество Ki-46-III-Kai-b с парой 20-мм пушек в носовой части. Основным вооружением матчасти сентая являлись именно контейнеры "Та-Дан".

7 апреля 1945 года в ходе налета на Токио "Дины" 28 сентая в полном составе попытались атаковать формацию В-29. Итогом стала потеря пяти японских перехватчиков, сбитых "Мустангами", однако был сбит и один американский бомбардировщик — No.42-24674 из 499 бомбардировочной группы. Пилотируемый 1-м лейтенантом Чарльзом Хиббартом В-29, сумел выдержать взрыв одного бомбового контейнера, сброшенного "Диной" из 28 сентая прямо по курсу. Но через 10 минут был атакован другим Ki-46. "Та-Дан" раскрылся прямо по курсу самолета выше на 20 метров. Взрывы бомб произошли прямо на корпусе и крыльях В-29. В результате американский бомбардировщик разорвало на части. Четверым членам экипажа удалось покинуть самолет с парашютами. Но живыми до земли долетели лишь двое — мастер сержанты Артур Гора и Фердинанд Спакал.

Подводя итог вышеописанному, можно сказать, что не смотря на довольно активное применение тактики перехвата вражеских бомбардировщиков при помощи "воздушных бомб" различной конструкции, успехи их были достаточно скромные по сравнению со старым добрым пушечным залпом. Не смотря, на оптимистичные прогнозы в начале войны ничем особым "воздушные бомбы" себя не проявили, являясь скорее вспомогательным вооружением японских перехватчиков, компенсируя очевидные недостатки японской истребительной авиации.

 

То-3 (армейская)

Тип 2 (армейская)Тип 99 №3 модель 3 (морская)Тип 2 (морская)
Тип БЧ

Масса, кг
Масса БЧ, кг

Тип ВВ

Длина, мм
Диаметр, мм
Загрузка

Ёмкость контейнера, шт.
Масса контейнера, кг
Длина контейнера, мм
Диаметр контейнера, мм

фугасная

0.41
0.2

ТНТ/гексоген
57.7/42.3%
120.65
54.35
кассетная

63
?
1066
203

кумулятивная

0.33
0.1

ТНТ/гексоген
50/50%
260.35
40.13
Кассетная, Та-Дан

Зажигательно-осколочная
32
18 (с учетом осколочных фрагментов)

Пикриновая кислота+белый фосфор
622.3
146
штучная

кумулятивная

1.0
0.313

ТNA/тетрил
(70/30%)
448
44.5
Кассетная
Тип 2 № 6 модель 21
40
60
1041
241

30
17.7
1092
181
76
35
1079.5
203
 
Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account