Японские линкоры: малыши и гиганты.

0

Японские линкоры: малыши и гиганты.

Данный материал, представляет собой очередную версию "карманных линкоров Японии" и "малы линкоров Японии". Понимаю, что три материала на одну тему, это в принципе "масло маслянное" — а тут еще и без перерывов про полгода (что бы коллеги забыли о чем речь). Во многом, данный материал создается ради одного (точнее уже трех)  рисунка. А именно альтернативного крейсера "Тоне". Жаба не позволила удалить любезно нарисованный корабль, и пришлось придумывать материал. Точнее оказалось, что это уже третий или четвертый материал —  в предыдущих альтернативах, сюжет повернулся так, что рисунок некуда было приткнуть.

 

Потом  вспомнилось, что кто-то рекомендовал достроить "Синано" как линкор и вдарить по США (а ранее, примерно это же описывал коллега Андрей). В принципе может считаться неким продолжением "малых линкоров", и некой альтернативой если речь идет о мире 4-х орудийных кораблей.

***

Японские линкоры: малыши и гиганты.

Понимая, что стремление к максимальному облегчению кораблей ведет к снижению их боевых качеств (что продемонстрировал опыт "Аобы" и "Фурутаки"), Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров полностью использовал лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на каждый корабль — 10 тыс. т. Но не успели просохнуть чернила на проекте "Миоко", Хирага осознал что 10 орудий пусть и в 203-мм будет недостаточно. Проблема в том, что флот отказался от проекта с 12-ю 203-мм орудиями. Но даже 12 8-дюймовых орудий могло быть не хватать в бою. Ведь японскому крейсеру надо будет быть не только индивидуально сильнее любого крейсера европейцев или американцев, но и возможно противостоять двум вражеским кораблям одновременно. Другими словами, корабль должен быть вооружен оружием гарантирующей преимущество в бою. Выбор пал на калибр 254-мм.

Если поставить 6 (2*3) 254-мм орудий то японские корабли получат превосходство в бою над любым вражеским крейсером.

Вот только 6 орудий было не достаточно для крейсера в плане скорострельности. В попытке исправить положение, т.е. повысить скорострельность, было решено ставить 9 254-мм орудий.

Однако третья башня — это дополнительный вес. Так сколько надо орудий, и где разумное соотношение:  6 орудий — в 2-х трехорудийных башнях или 9 в 3-х трехорудийных башнях. В первом случае огневая мощь падает, но зато легкий вес, во втором — высокая огневая мощь, но большой вес.

Раздумывая над сложной проблемой, конструктора выбрали золотую середину: поставить на крейсер 2 башни, но трехорудийные, а четырехорудийные! Огневая мощь в таком варианте падала незначительно (с 9 до 8 орудий, но больше если 6 орудий), да и вес оказывался не таким большим.

Понимая, что при 254-мм артиллерии, японские крейсера будут слабы на ближней дистанции (из-за низкой скорострельности данных орудий), было решено усилить вспомогательное вооружение — установкой кормовой и носовой установки со 120 / 127-мм орудиями)

Установка дополнительных вспомогательных орудий, натолкнула на мысль о "маскировочном" вооружении. Ведь башня с 254-мм орудиями, как ее не маскируй все же будет заметна. А раз заметна, то значит и до осознания факта, что Япония начхала на Вашингтонский договор совсем не далеко. Поэтому башни ГК с 254-мм орудиями убираем, а на их место ставим 2 установки типа ___. А еще лучше — создать двойную, точнее счетверенную установку.

Японские линкоры: малыши и гиганты.

К сожалению, дальше эскизных работ, дело не пошло. На будущие "малые линкоры" / "карманные линкоры" /  тяжелые крейсера поставили маскировочную башню со 152-мм орудиями.

Японские линкоры: малыши и гиганты.

Маскировочная башня давала еще одну проблему — Подготовка моряков. Точнее учение моряков но так что бы это осталось тайной.

Поскольку тренировать моряков на "Миоках" (а позже "Такао", "Тоне", "Могами") в обслуживании 4-х орудийной башни с 254-мм орудиями было не возможно (ведь башни будут установлены только перед самой войной), Япония решила тренировать моряков на специальных кораблях. Этими специальными кораблями оказались "Мисима" и "Окиносима" (бывшие "Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин"), соответствующим образом модернизированные — т.е. получившие новую (для каждого корабля) башню. Тренировка моряков, между прочим имела еще один скрытый нюанс — башни на японских крейсерах получились идентичными.

Японские линкоры: малыши и гиганты.

В начале 1930 года Япония приняла участие в Лондонской конференции, по итогам которой была вынуждена подписать Лондонский морской договор 1930 года. Согласно этому документу, число тяжёлых крейсеров японского флота ограничивалось 12 единицами. К тому времени в строю уже находились по два тяжёлых крейсера типов "Фурутака" и "Аоба". Так же имелись четыре типа "Миоко" и находились в достройке четыре единицы типа "Такао", формально являвшимися легкими крейсерами. Вот только тяжелые "Фурутаки" и "Аобы" с 203-мм орудиями, уступали в водоизмещении "Миоко" с "Такао" со 152-мм орудиями. Однако раз буква Договора соблюдена, то надо ее выполнять — ведь американские и европейские "вашингтонцы" то же не совсем укладывались в лимит. Причем в лимит не укладывались не легкие крейсера со 152-мм орудиями, а как раз тяжелые крейсера с 203-мм артиллерий. Таким образом, пусть Япония и нарушила правила (т.е. водоизмещение), но ее "тяжесть" была меньше по сравнению с нарушившими правилами (все то же — водоизмещение) Великобританией и США.

Однако, Великобритания и США приравняли "Такао" и "Миоко" к тяжелым крейсерам. От такого приравнивания Японии было ни жарко, ни холодно Делая вид, что разрабатывает легкие крейсера, Страна Восходящего Солнца разрабатывала сверхтяжелые крейсера.

Первый "как бы легким, но на самом деле тяжелым" крейсером стал крейсер типа "Могами" (усовершенствованный "Такао"). Стандартно снизив вес где только можно (и при этом сохранив значительный резерв который превышал водоизмещение), японцы предъявили миру очередной легкий крейсер.

Последними "малыми линкорами", "карманными линкорами" Японии стали крейсера типа "Тонэ". Этот тип существенно отличался от предыдущих крейсеров / малых линкоров / карманных линкоров Японии.

Японские линкоры: малыши и гиганты.

Особенность типа "Тоне" состояла в том, что обе башни главного калибра были сосредоточены в носовой части корабля, благодаря чему корма оказалась освобожденной для взлета самолетов. Наличие 8 гидросамолетов в какой-то мере компенсировало отсутствие 2 установок универсальной артиллерии.

Японские линкоры: малыши и гиганты.

С другой стороны, Япония получила "ни то ни се", а именно — тяжелый гидрокрейсер (в принципе надо развить эту идею: У.К. Алекс22 когда у вас там ДР? — вот и будет презент)

 

Проектируя и строя очень сильные крейсера / малые линкоры / карманные линкоры, конструктор Хирага попал под влияние собственных работ. Поэтому, при проектировании сверхдредноута (тип "Ямато"), Хирага воспользовался крейсерскими наработками. 

Таким образом, линкоры типа "Ямато" в целом имели схожий силуэт и черты что и "малые линкоры". Две башни главного калибра с 4 орудиями, две башни с универсальной артиллерией (127-мм) позади башен. На этом сходство и заканчивалось.

Японские линкоры: малыши и гиганты.

Двух башенная схема "Ямато" позволила сократить длину линкора, увеличить длину бронепояса (хотя он смог прикрыть только 2/3 — но все равно больше чем в оригинале), при этом огневая мощь (вес залпа) снижалась не на много: с 13140 кг при 9 орудий, до 11680 кг при 8 орудий.

Стоит отметить, что на самом деле тип "Ямато" проектировался на 12 орудий (3*4), — вес залпа превосходил бы 17 тонн. Истинная причина была в другом. Линкор водоизмещением в 60 тыс.тонн и с 460-мм орудиями (при разрешенных 35 тыс. тонн и 406-мм орудиях), уже считался японцами как недостаточно сильным. На чертежных досках рисовались проекты линкоров следующего поколения, с орудиями калибром не менее 510-мм. В этих обстоятельствах, особо не надо было строить супер линкор — ведь следующий тип был еще мощнее. 

Первые два суперлинкора "Ямато" и "Мусаси" вступили в строй в первой половине 1942 года. Третий линкор этой серии — "Синано" в декабре 1941 года находился в готовности на 60%, когда его строительство было заморожено. Летом 1942 года (после битвы при Мудэй) было принято решение достраивать линкор.  А вот линкор №111, имевший 40% готовности было решено достраивать как авианосец; при этом имелись планы достроить "Синано" как авианосец, но они были слишком затратные.

Вся четверка кораблей типа "Ямато" (3 линкора и авианосец) приняла участие в знаменитом Филиппинском сражении где американский флот потерпел поражение. Несмотря на успех, в стратегическом плане ситуация для Японии не изменилась. 

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account