Японские эсминцы 30-х. Лучшие корабли этого класса в мире

21

Очередным этапом развития эскадренных миноносцев не только в японском, но и в мировом кораблестроении стало появление кораблей типа Фубуки. Всего было построено 24 единицы, считая 4 корабля третьей серии, которые иногда относят к самостоятельному типу Акацуки.

Они строились с 1926 по 1932 год, имели стандартное водоизмещение 1750 тонн (в реальности больше из-за постоянных переделок), скорость при форсировке (50 000 л.с.) до 38 узлов, три трехтрубных 610-мм торпедных аппарата и шесть 127-мм орудий в двухорудийных башнях, точнее, закрытых башенноподобных установках. Типы и степень «универсальности» таких установок могли меняться от первоначальной модели А, с углом возвышения орудий в 40 градусов до моделей B и D с углом возвышения 75 градусов.

Корабли типа «Фубуки», построенные в 1926—1932 годах, по своей конструкции и вооружению являлись лучшими в мире

Корабли типа «Фубуки», построенные в 1926—1932 годах, по своей конструкции и вооружению являлись лучшими в мире

Содержание:

Тип Fubuki

Японские эсминцы 30-х. Лучшие корабли этого класса в мире

  • Водоизмещение стандартное 1750 т, нормальное 2090 т.
  • Длина 118,41 м. (115,3 м по в/л). Ширина 10,36 м. Осадка 3,2 м.
  • Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ТЗА Кампон.
  • Мощность и скорость: 50000 л.с., 35 узлов.
  • Запас топлива 475 т. Дальность плавания 4700 миль (15 узлов) или 1100 миль (34 узла).
  • Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), два 13-мм пулемета.
  • Торпеды: девять 610-мм (3×3).
  • Мины: 18.
  • Противолодочное вооружение: 18 глубинных бомб.
  • Экипаж 197 человек.

Японские эсминцы 30-х. Лучшие корабли этого класса в мире

IJN Sazanami (Fubuki-class), 15.04.1940 г.


IJN Sazanami (Fubuki-class), 15.04.1940 г.

IJN Shikinami (Fubuki-class)

IJN Shikinami (Fubuki-class)

Эсминцы «специального типа» Фубуки стали этапными не только для японского, но и для мирового военного кораблестроения.
В 1922 году Япония подписала Вашингтонское соглашение, согласно которому на класс эскадренных миноносцев ей отводилось 201 600 т. С учетом того, что планами Морского Генерального штаба предусматривалось иметь в составе флота 144 эсминца, стандартное водоизмещение каждой единицы ограничивалось 1400 тоннами. Эта цифра уже считалась недостаточной для создания полноценного проекта, однако японцы решили компенсировать недостаток выделенного тоннажа качественными показателями. Кроме того, они задались целью придать эсминцам большой радиус для действий в составе флота в Тихом океане и не особенно беспокоились, если договорные ограничения будут несколько превышены.
В октябре того же года был внесен на рассмотрение проект 2000-тонного корабля, вооруженного двумя спаренными 120-мм орудиями, шестью торпедными аппаратами и имевшего скорость 40 узлов. В начале 1924 г. ему присвоили спецификационный номер F-24. Проект вызвал множество дискуссий и возражений, так как водоизмещение было чересчур большим, чтобы уложиться в договорные ограничения и иметь при этом необходимые флоту 144 единицы. Флот требовал уменьшить водоизмещение минимум на 250 т. Силовая установка проектировалась на мощность 50000 л.с., что соответствовало максимальной скорости 35 узлов. Зато это позволило увеличить запас топлива, и дальность плавания возросла на 20 процентов.
Окончательный проект, получивший название «специальный тип» (Toku Gata), имел немало примечательных новшеств. Основное вооружение размещалось в герметичных башнях с противоосколочным бронированием, никогда ранее не стоявших на кораблях подобного размера. Впервые в японской практике эсминцы получили 127-мм орудия с длиной ствола 50 калибров. Орудия вели огонь 23-кг снарядами на максимальную дальность 18,1 км. Механизмы подъема стволов и подачи боезапаса были гидравлическими с электроусилением, но низкая скорость подачи снижала значимость большого угла возвышения, поэтому орудия, хотя и считались универсальными, в качестве зенитных действовали неудовлетворительно.
Применение 610-мм торпед после их успешного испытания на типе Муцуки, с увеличением их числа до девяти давало огромную ударную мощь. Торпедные аппараты, до тех пор ставившиеся перед мостиком, были перенесены в среднюю часть, заняв позицию между дымовыми трубами, где они были защищены от заливания. Удобное размещение аппаратов позволило поместить мостик достаточно далеко в корму, что, вместе с широкой и зализанной формой носовой оконечности, сулило хорошие мореходные качества. Предназначение эсминцев для океанской службы делало необходимым создание закрытых мостиков.
Пять единиц (№ 35-39) были заказаны по программе 1923 года, а следующие четыре (№ 40-43) по специальному распоряжению в ноябре 1925 года. После некоторых неувязок, вызванных финансовыми затруднениями, заказы продолжились, и по программе 1927 года заложили 15 единиц (две в 1927-28 гг., пять в 1928-29 гг. и по четыре в 1929-30 и 1930-31 гг.). В 1928 г. японский флот отказался от нумерации эсминцев, поэтому в строй они вступали под именами.
Так как строительство кораблей растянулось более чем на пять лет, реальные модификации начались уже с этого времени, поэтому всю серию принято условно разделять на три группы. Первые десять единиц (№ 35-44) получили спаренные установки типа А, имевшие угол возвышения 40 градусов, но имели недостаточно эффективную и недоработанную систему управления огнем, размещенную на носовой надстройке, а также бросавшиеся в глаза воздухозаборники котельных отделений, обвивавшие дымовые трубы. Вторая группа (№ 45-54) оснащалась модернизированными 127-мм установками типа В с углом возвышения 75 градусов, улучшенной системой управления огнем, что заставило сделать дополнительный уровень над ходовым мостиком, и менее заметными воздухозаборниками.
Заказанные по программе 1927 года последние четыре корабля (тип Акацуки) имели всего три котла вместо четырех, а их носовая труба была гораздо тоньше кормовой. Помещение первого котельного отделения было приспособлено для других нужд. Они также получили защитные щиты на торпедные аппараты.
В процессе постройки устаревшие 40-мм автоматы Виккерс и 7,7-мм пулеметы исключили из состава вооружения, для их замены предназначались 13,2-мм пулеметы, но, так как последние не были готовы, пришлось вернуть 7,7-миллиметровые.

Когда в августе 1928 года Фубуки – головной корабль серии, вступил в строй, его появление серьезно обеспокоило ведущие морские державы, прежде всего США и Великобританию, поскольку они не имели эсминцев современнее, чем заложенные еще в 1917 году «Флешдекеры-четырехтрубники» или их более молодые английские собратья типа «А». Теперь же и те, и другие по своим тактико-техническим характеристикам были оставлены далеко позади, и это при том, что ни американцы, ни англичане еще и не знали о применении на них 610-мм торпед (!). Все же удивительно, что западные аналитики не усомнились в декларируемом водоизмещении японских эсминцев, принимая в расчет их мощное вооружение.

На самом деле, вышеописанные достоинства были куплены довольно дорогой ценой. «Специальному типу» были свойственны недостатки, типичные для всех японских кораблей того времени, прежде всего излишний верхний вес и ухудшившаяся из-за этого остойчивость. Для достижения выдвинутых флотом высоких требований по части скорости, вооружения и дальности плавания при ограниченном водоизмещении конструкторским отделам пришлось проявить недюжинную изобретательность. Вес снижался всеми возможными способами, в частности, за счет создания облегченной силовой установки, использования легких сплавов в конструкции надстроек и широкого применения сварки при сборке корпусов. Для уменьшения трения и повышения скорости днищевые листы обшивки укладывались встык, вместо более распространенного способа внакрой. Длинный полубак, высокий мостик и орудийные башни дали не учтенные в проекте 200 т. Еще хуже ситуация была с эсминцами второй группы, так как башня типа В оказалась на 20% тяжелее установки типа А, а мостики на один уровень выше. Кроме того, на их торпедные аппараты установили щиты, что дало дополнительную прибавку верхнего веса.
С учетом того, что расположенная в нижней части корпуса силовая установка была облегчена и уменьшен принимаемый боезапас, эти шаги должны были бы вызвать беспокойство японских конструкторов. Тот факт, что у новых японских кораблей не все в порядке с остойчивостью, впервые проявился 12 марта 1934 года, когда миноносец Томодзуру всего через три недели после вступления в строй перевернулся во время маневров при штормовой погоде. Высказывались подозрения, что и новые эсминцы опасны в этом отношении, но прежде, чем что-либо было сделано, случился «инцидент с Четвертым флотом». Результат был ужасен – Хацуюки и Югири вернулись домой с оторванными носовыми оконечностями, Акебоно, Муракумо и Юсио лишились части надстроек, а Амагири, Оборо, Сираюки и Усугумо получили различные повреждения корпуса. Хотя ни один из кораблей не погиб, это продемонстрировало серьезные недостатки эсминцев «специального типа».
Результатом «инцидента с Четвертым флотом» стала немедленная программа основательной реконструкции всех кораблей, построенных в конце 20-х – начале 30-х годов. В ходе ее выполнения на всех эсминцах «специального типа» были проведены заводские работы, заключавшиеся в снижении высоты мостиков и дымовых труб, уменьшении принимаемого боезапаса и увеличении запаса топлива (чтобы увеличить вес, приходящийся на нижнюю часть корпуса). Количество запасных торпед для центрального аппарата уменьшили до трех, а восемь последних кораблей получили новые башни типа С, с углом возвышения стволов до 55 градусов. В дополнение к этому, были существенно усилены корпуса, а в трюм уложен балласт. В итоге водоизмещение возросло до 2090-2427 т, а скорость снизилась до 34 узлов. После реконструкции эсминцы особого типа приспособили для применения 610-мм кислородных торпед (позднее прозванных американцами «long lance»), хотя возможно, что они снабжались ими не всегда.
В 1932-33 гг. на них исчезли переходные мостики, появились закрытые щиты на торпедных аппаратах, а переговорные трубы между ними и постом управления стрельбой заменили электрическими указателями. 7,7-мм пулеметы уступили место 13,2-миллиметровым. По новому штату экипаж состоял из 215-221 человек, что усугубило и без того тяжелые условия обитаемости.
За время военных действий их легкое зенитное вооружение постоянно усиливалось за счет увеличения количества 25-мм автоматов. Впервые этот калибр появился в 1937 году, когда на эсминцах смонтировали две спаренных установки. В 1942-43 годах, а возможно, и позднее, башня X была снята и заменена двумя трехствольными зенитными установками. Общее количество 25-мм автоматов достигло четырнадцати, и, кроме того, имелось еще четыре 13,2-мм пулемета. Также установили 4 бомбомета, а число глубинных бомб доведено до 36. К середине 1944 года на уцелевших кораблях (которых осталось всего двенадцать) зенитное вооружение увеличилось до двадцати двух 25-мм автоматов и шести-десяти 13,2-мм пулеметов, хотя сведений, что все корабли получили их в полном объеме, нет. Экипаж вырос до 250 человек. В конце войны на японских эсминцах стали появляться радиолокаторы. Так Усио получил радар типа 13, который был установлен на грот-мачте.
В 1931 г. 12-й дивизион 2-й эскадры эсминцев (Синономе, Усугумо, Сиракумо) действовал в китайских водах. Позже к нему присоединились и другие эсминцы. Миюки погиб 15 августа 1934 года в результате столкновения с ЭМ Инадзума (типа Акацуки) юго-западнее Корейского пролива во время маневров, так что во второй мировой войне приняли участие всего 23 корабля «специального типа».
Основная часть этих кораблей к началу войны входила в состав 3-й эскадры эсминцев, первоначально выделенной для оккупации Малайи. Они были организованы следующим образом: 12-й дивизион – Муракумо, Синономе, Сиракумо, Усугумо, 19-й дивизион – Исонами, Уранами, Сикинами, Аянами, 20-й дивизион – Амагири, Асагири, Югири. К той же операции был причастен 11-й дивизион в составе Сагири, Фубуки, Хацуюки, Сираюки. Два корабля 7-го дивизиона, Акебоно и Усио, вошли в состав отдельной группы, предназначенной для особой задачи – обстрела Мидуэя. Во время операции в Малайе Уранами 20 декабря потопил голландскую подводную лодку О-20, а 24 декабря – ее спутницу К-XVII. Словно в отместку, голландская летающая лодка торпедировала и потопила Синономе, на котором погибло 228 человек, а субмарина К-XV пустила на дно Сагири. 27 января Асагири, Фубуки и Югири потопили у побережья Малайи старый британский эсминец HMS Thanet. Перейдя в 1942 году в Голландскую Ост-Индию, эскадра прикрывала силы вторжения. Ей пришлось отражать контратаки кораблей союзников. Когда 29 февраля крейсера HMAS Perth и USS Houston совершили налет на японский плацдарм, Фубуки провел неудачную торпедную атаку на неприятельские крейсера, а затем вызвал подкрепление – крейсера Микума, Могами, Натори и несколько эсминцев его соединения. Сиракумо и Муракумо нанесли решающий торпедный удар по обоим крейсерам союзников и нанесли повреждения голландскому эсминцу Evertsen, который сильно пострадал от артиллерийского огня и позже выбросился на берег. С японской стороны в том бою получили повреждения Сиракумо и Сикинами.
После покорения Ост-Индии флотилия на правилась в Индийский океан, приняв в апреле участие в ударе по британским боевым кораблям в Бенгальском заливе. В ходе этой операции 20-й дивизион (в составе, указанном выше и Сиракумо) вместе с тяжелыми крейсерами потопил несколько торговых судов у индийского побережья.
В мае 1942 года 7-й дивизион (Акебоно, Сазанами, Усио) действовал в Коралловом море, причем Сазанами участвовал в спасении уцелевших с потопленного авианосца Сехо. Позже дивизион был переведен в северную часть Тихого океана и совершил диверсионный рейд к Алеутским островам. В то же самое время южнее произошло сражение у Мидуэя, во время которого 11-й и 12-й дивизионы служили завесой для Соединения поддержки вторжения на Мидуэй, которым командовал сам адмирал Ямамото, а 20-й дивизион играл ту же роль в Алеутском соединении поддержки вице-адмирала Такасу. После Мидуэя 11-й, 19 й и 20-й дивизионы причислили к 1-му флоту, Оборо и Усугумо были в составе 5-го флота на Алеутах, а 7-й дивизион числился при командовании Объединенного флота.
В августе, когда шла переброска войск с Борнео на Гуадалканал, 20-й дивизион (Асагири, Сиракумо, Югири, Амагири) был атакован пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты США с аэродрома Гендерсон Филд. Асагири был потоплен, два других эсминца тяжело повреждены, а Амагири отделался легкими повреждениями. В той же операции участвовал 11-й дивизион, а 19-й дивизион действовал вместе с Авианосным соединением адмирала Нагумо.
В сентябре эти корабли были задействованы для оказания поддержки Гуадалканалу, причем 5 сентября Муракумо, Хацуюки и Юдати потопили американские быстроходные десантные транспорты (переоборудованные из эсминцев типа Wickes) USS DD-79 Little и DD-82 Gregory.
Октябрь 1942 года стал роковым месяцем для трех эсминцев этого типа. 11 октября крейсера USS San Francisco, Salt Lake City, Boise, Helena и эсминцы TG 64.2 потопили Фубуки у мыса Эсперанс. Хацуюки был поврежден, но сумел отличиться, потопив эсминец USS DD-485 Duncan (типа Benson/Gleaves). На следующий день Муракумо, занимавшийся спасением команд, был потоплен пикирующими бомбардировщиками у острова Саво. В заключение, Оборо, остававшийся на Алеутах, потопили бомбардировщики 11-й воздушной армии северо-восточнее о. Кыска. Хотя один из шести атаковавших его В-26 был сбит, бомбы поразили корабль. Спастись удалось всего 17 морякам.
Тем временем бои у Гуадалканала продолжались. В ночь на 15 ноября мощные американские и японские силы сошлись южнее острова Саво в проливе Железное Дно. Американский флот потерял три эсминца, а японцы линкор Кирисима и эсминец Аянами, потопленные линкором Вашингтон. Операции у Гуадалканала закончились 9 февраля. Однако транспортные операции и поддержка армии на приморских флангах продолжились на Новой Гвинее. Эскортировавший группу транспортов из Рабаула в Лаэ Сираюки стал одним из четырех эсминцев и восьми транспортных судов, потопленных американской и австралийской авиацией в море Бисмарка в марте 1943 года. Исонами стал следующим, причиной стали торпеды подлодки USS Tautog, настигшие его юго-восточнее Целебеса.
В июле 1943 года Амагири и Хацуюки, вместе с другими эсминцами перевозившие войска в залив Кула, были атакованы и повреждены кораблями TG 36.1, а первый затем еще и американскими эсминцами DD-446 Radford и DD-449 Nicholas (типа Fletcher). Вскоре после этого Хацуюки потопила флотская и армейская авиация США на якорной стоянке острова Шортленд. Во время одного из выходов на поддержку сухопутных войск Асагири потопил торпедный катер РТ-109. Возможно, в другом случае подобный эпизод остался бы незамеченным, но этим катером командовал лейтенант Джон Ф. Кеннеди – будущий президент США.
Транспортные операции стали настоящим бичом японских миноносных сил. Следующей потерей стал Югири – он погиб в бою с американскими эсминцами DD-570 Charles Ausburne, DD-571 Claxton и DD-572 Dyson (типа Fletcher) в 50 милях восточнее м. Сент-Джордж в Новой Ирландии.
1944 г. стал годом наибольших успехов подводных лодок, потопивших несколько эсминцев «специального типа» на просторах Тихого океана. Первым стал Сазанами, торпедированный USS Albacore южнее Япа, затем USS Tautog нанесла смертельный удар Сиракумо у м. Эримо на Хоккайдо. Амагири, посланный в Индийский океан вместе с двумя другими эсминцами, в апреле подорвался на мине у Борнео. Предположительно, заграждение выставила та же USS Tautog. Далеко на севере, в Охотском море, Усугумо погиб от торпеды USS Skate. А в Южно-Китайском море Сикинами торпедировала подводная лодка USS Growler.
В ходе обороны Филиппин погибли еще два эсминца. 26 октября Уранами был потоплен палубными самолетами TG 77.4 в 70 милях от Илоило, а 13 ноября авиация TF 38 настигла Акебоно в Манильской бухте. Усио повредили во время нового налета и его отбуксировали в Японию на ремонт. К моменту заключения перемирия он еще не был укомплектован и стал единственным кораблем этого типа, пережившим войну, его разобрали в 1948 году.

IJN Akebono (Fubuki-class)

IJN Akebono (Fubuki-class)

Тип Akatsuki

IJN Ikazuchi (Akatsuki-class)

IJN Ikazuchi (Akatsuki-class)

  • Водоизмещение стандартное 1680 т, нормальное 1980 т.
  • Длина 118,4 м. (113,3 м по в/л). Ширина 10,36 м. Осадка 3,28 м.
  • Механизмы: 3 котла Кампон, 2 ТЗА Кампон.
  • Мощность и скорость: 50000 л.с., 38 узлов.
  • Запас топлива 475 т. Дальность плавания 5000 миль (14 узлов).
  • Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), два 13-мм пулемета.
  • Торпеды: девять 610-мм (3×3).
  • Мины: 18.
  • Противолодочное вооружение: 14 глубинных бомб.
  • Экипаж 197 человек.

Японские эсминцы 30-х. Лучшие корабли этого класса в мире

Третья группа эсминцев «специального типа», построенных по программе 1927 года. Отличались от своих предшественников наличием всего трех котлов и, как следствие, тонкой передней трубой. Они имели чуть более короткий корпус и меньшее водоизмещение. Хибики стал первым цельносварным кораблем японского флота. Во время службы данные корабли проявили те же недостатки, что и Фубуки, и подверглись тем же переделкам и модернизации. Например, Хибики к концу войны имел двадцать восемь 25-мм автоматов. Первый инцидент с кораблями данного типа имел место 29 июня 1934 года, когда Инадзума протаранил эсминец Миюки. Последний затонул, а виновник ремонтировался в Куре до 20 октября.
В декабре 1941 года все четыре эсминца входили в состав 6-го дивизиона. Два из них, Икадзути и Инадзума, вместе с линейными кораблями Харуна и Конго были направлены в Южно-Китайское море, а два других присоединились к ним позже. Все они участвовали во вторжении в Малайю и в Голландскую Ост-Индию. В знаменитом бою в Яванском море 1 марта торпеда с Инадзума добила поврежденный британский крейсер HMS Exeter. После Мидуэя все, кроме Хибики, направились на Алеутские острова, но в сентябре присоединились к 4-й эскадре эсминцев и ушли на Гуадалканал. В ночь на 30 ноября Акацуки, Икадзути и Инадзума, входившие в состав эскадры адмирала Абэ, участвовали в бою с американскими кораблями в проливе Железное Дно, в ходе которого потопили крейсер USS Atlanta (приписывается Акацуки) и четыре эсминца (DD-429 Laffey, DD-599 Barton, DD-436 Monssen, DD-376 Cushing) ценой потери двух японских эсминцев, в том числе и самого Акацуки. В 1943 году Икадзути и Инадзума находились на Командорских островах, а в июле вместе с Хибики участвовали в эвакуации с Алеутов. В следующем году они были отозваны для эскортной службы в составе флота.
Икадзути был торпедирован и потоплен в 200 милях юго-восточнее Гуама подводной лодкой USS Harder, а Инадзума в районе Тави-Тави на Борнео подлодкой USS Bonefish.
Хибики, получивший 6 апреля 1945 года повреждения от подрыва на мине в районе Химедзимы, пережил войну, и 5 июля 1947 года его передали по репарациям Советскому Союзу, где он получил имя «Верный». Менее чем через год этот корабль был выведен в резерв, а в 1953 году его разобрали.

Водоизмещение эсминцев «специального типа» не вписывалось в международные ограничения Лондонской конференции, поэтому с 1931 года началась постройка облегченных эсминцев типа Хацухару (9 единиц). При сокращении стандартного водоизмещения до 1490 тонн на них одну из башен заменили одноорудийной, а скорость снизили до 36,5 узлов при мощности 42 000 л.с. Но при этом торпедные аппараты впервые оснастили системой быстрой перезарядки, из-за чего одноорудийную башню пришлось убрать с кормы и установить на носовую надстройку, а первый и третий ТА установить возвышенно над палубой – чтобы систему заряжания второго аппарата разместить прямо под ними, на уровне главной палубы. Помимо всего прочего, это вызвало несимметричность надстроек, в том числе сдвиг второй трубы к правому борту и нелинейное размещение самих аппаратов – первый сдвинут влево от диаметральной плоскости, второй – вправо.
В результате такая компоновка вышла крайне неудачной, оборудование было установлено очень плотно и мешало друг другу, а корабли получили слишком большой верхний вес, снизивший остойчивость. В конце концов, при модернизации и «облегчении» кораблей этого типа третий торпедный аппарат с кормовой надстройки пришлось снять, первый вернуть в диаметральную плоскость, а одноорудийную башню перенести на корму или снять ее вообще. Вдобавок в трюм было уложено 84 тонны балласта. В итоге водоизмещение кораблей выросло до 1715 тонн, почти достигнув изначального водоизмещения кораблей типа Фубуки.

Тип Hatsuharu

IJN Hatsuharu, проектный вид, 1933 г.

IJN Hatsuharu, проектный вид, 1933 г.

Водоизмещение стандартное 1490 т, полное 1802 т.
Длина 109,5 м. (105,5 м по в/л). Ширина 10 м. Осадка 3,03 м.
Механизмы: 3 котла Кампон, 2 ТЗА Кампон.
Мощность и скорость: 42000 л.с., 36,5 узлов.
Запас топлива 500 т. Дальность плавания 6000 миль (15 узлов) или 1020 миль (34 узла).
Артиллерия: пять 127-мм (2×2, 1×1), два 13-мм пулемета.
Торпеды: девять 610-мм (3×3).
После модернизации и «облегчения» соответственно 4 127-мм (2х2) и 6 610-мм (2х3).
Противолодочное вооружение: 14 глубинных бомб.
Экипаж 200 человек.

Японские эсминцы 30-х. Лучшие корабли этого класса в мире

IJN Hatsuharu (после модернизации и облегчения)

IJN Hatsuharu (после модернизации и облегчения)

Тип Хацухару был продуктом Лондонского морского договора 1930 года, которое ограничивало индивидуальный тоннаж кораблей. Пока еще Япония придерживалась международных соглашений, в силу чего строительство «специального типа» не могло продолжаться, что серьезно ударило по японским военно-морским планам. Проявив высокую изобретательность и уделив особое внимание контролю веса, японские судостроители создали проект, укладывавшийся в отведенное водоизмещение и минимально уступавший типу Фубуки по наступательным возможностям.
Корабли были заказаны по программе 1931 г. под номерами № 59-64. Эсминцы типа Хацухару оснащались 127-мм орудийными установками типа В, имевшими угол возвышения 55 градусов, но чуть меньший вес. В остальном артиллерийское вооружение повторяло тип Фубуки, только было уменьшено на одно орудие. Специально для Хацухару разработали торпедный аппарат (тип 90), наведение которого обеспечивалась электрогидравлическим приводом, а в качестве резервного сохранялось ручное. Имелась система быстрой перезарядки, позволяющая менять торпеды в аппаратах за 17 секунд (!). Кроме того, этот тип стал первым, оснащенным кислородной версией 610-мм торпеды. Облегченная силовая установка развивала на 16% меньшую мощность, что вызывало падение скорости на 1,5 узла. Радиус действия увеличился, так как был сохранен прежний запас топлива.
Однако недостатков у проекта оказалось больше, чем достоинств. Несмотря на все усилия, водоизмещение превысило установленные нормы, стандартное оказалось всего на 260 тонн меньше, чем у кораблей «специального типа». Внешне первые укомплектованные эсминцы выглядели даже «тяжелее» предшественников, так как имели более развитую носовую надстройку. Артиллерийские установки №1 (спаренная) и №2 (одиночная) размещались на полубаке по линейно-возвышенной схеме, впервые на японских эсминцах. Третий торпедный аппарат стоял на кормовом шелтердеке. В сочетании с узким корпусом такое перераспределение весов поставило остойчивость под сомнение, хотя после вступления в строй головного корабля ее признали удовлетворительной. К моменту катастрофы Томодзуру в строй успели войти только Хацухару и Ненохи, после чего вопрос об их остойчивости был пересмотрен. Два других корабля находились в высокой степени готовности, а остальные в гораздо меньшей. Строительство серии простановили, а проект полностью переделали.
В период 1935-37 гг. Хацухару, Ненохи, Вакаба и Хацусимо подверглись значительным переделкам. Верхняя орудийная установка и третий торпедный аппарат были сняты, а конструкция носового мостика основательно изменена. Высоту надстроек, дымовых труб и мачт уменьшили, а в трюм уложили 84 тонны балласта. Кормовая надстройка была переделана и уменьшена в размерах, чтобы освободить пространство для орудия №2, перенесенного с носовой надстройки и размещенного «спиной» к спаренной башне №3. Кормовой торпедный аппарат сняли. Водоизмещение возросло до 1715-2099 тонн, как следствие, скорость упала до 33,3 узлов. Последние две единицы (Ариаке и Югуре) вступили в строй уже в том виде, какой другие получили после ремонта. В результате этой модернизации метацентрическая высота увеличилась с 0,588 до 0,8 м, а центр тяжести сместился с отметки 1,232 до 0,486 м. На 0,34 метра была увеличена ширина.
В 1942-43 гг. на находившихся в строю кораблях среднее орудие заменили двумя строенными 25-мм автоматами и четырьмя 13,2-мм пулеметами. Запасные торпеды для кормового аппарата также были сняты, зато появились бомбометы, а число глубинных бомб довели до 36. К концу войны суммарное количество 25-мм автоматов колебалось от 13 до 21. На некоторых эсминцах устанавливался радар типа 13.
К концу 1941 года корабли этого типа входили в состав 21-го (Вакаба, Хацухару, Ненохи, Хацусимо) и 18-го (Ариаке, Югуре) дивизионов 1-й эскадры эсминцев, которыми командовал контр-адмирал С. Омори. В начале 1942 года 21-й дивизион принимал участие в операции на Филиппинах, причем в январе Хацухару был поврежден американской авиацией у Целебеса. В феврале-марте 18-й дивизион входил в состав сил, выделенных для вторжения на Яву, а в мае прикрывал авианосное соединение адмирала Хара в районе Новой Гвинеи-Тулаги. В конце мая 21-й дивизион был направлен на Алеуты, а 18-й дивизион в это время был частью эскорта Сил вторжения на Мидуэй. В июле Ненохи торпедировала и потопила подводная лодка USS Triton у острова Кыска.
После реорганизации флота в июле 1942 года Ариаке и Вакаба вошли в состав 27-го дивизиона 4-й эскадры эсминцев 2-го флота под командой адмирала Кондо, а другие корабли этой серии оставались в алеутских водах. Остаток года 27-й дивизион провел в операциях по поддержке гарнизона Гуадалканала в составе 2-й эскадры эсминцев. Последней командовал контр-адмирал Р. Танака, по мнению большинства западных историков, выдающийся японский командир соединений эсминцев.
В 1943 году операции на Соломоновых островах продолжились. В мае Югуре был поврежден торпедой подлодки USS Greyback, а в июле, после ремонта, участвовал в бою у Коломбангара. В том же месяце оба эсминца этого дивизиона погибли. 27 июля Ариаке наскочил на риф у мыса Глочестер, и на следующий день его добили американские бомбардировщики 5-й воздушной армии. Югуре  был потоплен Авенджерами КМП США в заливе Велья-Лавелья.
Находившиеся на севере Вакаба и Хацусимо в марте 1943 года участвовали в бою у Командорских островов, во время которого безуспешно выпустили 12 торпед по поврежденному крейсеру USS Salt Lake City. После эвакуации с Алеутских островов в июле, когда оба эсминца получили повреждения в результате аварий, все оставшиеся корабли этого типа перевели в район Формоза-Филиппины-Лейте. Они принимали участие в обороне Марианских островов и в битве в Филиппинском море.
В октябре 1944-го, во время сражения в проливе Суригао, Вакаба был потоплен самолетами с авианосца Франклин у западного побережья острова Пенэй. В следующем месяце авианосные самолеты TF 38 потопили в Манильской бухте эсминец Хацухару. 6-7 апреля 1945 г. последний выживший из эсминцев этого типа, Хацусимо, участвовал в печально знаменитом выходе в море линкора Ямато, но позже, в июле, погиб на мине у Майдзуру.

Источник — https://pikabu.ru/story/yesmintsyi_yaponii_chast_tretya_toku_gata__yesmintsyi_spetsialnogo_tipa_11653017

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account