1

В 1961 году СССР готовился к закладке  первого вертолетоносца – противолодочного корабля дальней зоны проекта 1123, ПКР «Москва». Однако главком ВМФ С.Г.Горшков на заседании Президиума научно-технического совета МСП 1961 года предложил доработать (разработать) проект143 для совместного базирования самолетов вертикального взлета и посадки Як-36 и вертолетов Ка-25. В 1962 году Черноморский завод приступил к строительству такого корабля – тяжелого авианесущего крейсера противолодочной обороны.

(Характеристики кораблей «Москва» и «Ленинград» соответствуют характеристикам «Киев» и «Минск»).

Решение о серийном производстве Як-36 было принято в 1962 году, и в 1963 году были собраны три первых серийных образца. В соответствии с утвержденными в январе 1963 г (в РИ – 1969 г) совместным решением главкомов ВВС и ВМФ тактико-техническим требованиям к СВВП сухопутного и корабельного базирования, Як-36 предназначался для авиационной поддержки сухопутных войск в ближнем тылу противника при базировании на передвижных площадках / прицепах-трейлере в непосредственной близости от линии фронта, а при базировании на авианесущих крейсерах – для уничтожения подвижных и неподвижных наземных и морских объектах противника в условиях прямой визуальной видимости, а так же для ведения визуальной разведки. Помимо этого, самолет должен был располагаться возможностью уничтожать воздушные цели типа вертолетов, транспортных самолетов, дозвуковых штурмовиков и самолетов РЛДН и ПЛО в операционных районах дислокации атомных подводных ракетоносцев.

К 1964 году  командование наземными войсками (а так же ВВС) охладело к Як-36 вследствие его низких боевых возможностей над насыщенной ПВО и авиацией противника прифронтовой полосой. Недавно принятый на вооружение истребитель-бомбардировщик Су-7 превосходил Як по всем параметрам. (Впрочем, в ходе учений «Днепр», Як-36 оказался самым эффективным самолетом-штурмовиком).

Не подходил  Як-36 и на роль самолета ПВО в виду низких ЛТХ.

Зато для ВМФ, где основной задачей было уничтожение неманевренных самолетов, вертолетов и плавательных средств противника на дальностях до 150 км, вооружение Як-36 состоящие из подвесных пушечных контейнеров, управляемых ракет, бомб ФАБ-100, было вполне достаточно.
Хотя ракеты и на флоте были впереди («Первым делом, первым делом ПэКэЭры, ну а девушки? а девушки потом»), но получить свою версию «последнего перехватчика», захотел и флот. Адмирал Горшков справедливо рассчитывал сначала обзавестись «плохим самолетом и плохим авианосцем», что бы позднее получить «хороший самолет и хороший авианосец». Прямое отстаивание «хорошего авианосца» уже стоило одного адмирала.

Не боевой успех первых советских авианосцев («Москва» и «Ленинград»), начался еще в процессе закладки. Разведчики западного блока исправно докладывали о строящемся корабле, имевшим не менее странную классификацию. «Тяжелый авианесущий крейсер противолодочной обороны» ТАКРПЛО.  Позднее аббревиатуры множились как грибы после дождя  ТАПЛК (тяжелый авианесущий противолодочный крейсер). Как в одном корабле могло сочетаться такое, не укладывалось в формат западного мышления.  Зато в формат западного мышления укладывалось растущая мощь русских на море. Если русские закладывают корабль ПЛО в 35-40 тысяч тонн водоизмещения (при норме 10-15 тыс. тонн), то такие они собираются заложить крейсера и подводные лодки? Ответ – минимум в три раза больше. Перспектива столкнуться со 100-тысячатонными крейсерами советского ВМФ серьезно пугала американский ВМФ.
В действительности неизвестно, какие неприятности доставила «Москва» и аббревиатуры ТАКРПЛО/ТАПЛК/ТАПЛК западным разведкам. А сама история о «несчастных и тупых» лишившихся своих постов американских шпионах, больше похожа на застольную байку.
После многочисленных испытаний,  Як-36 был приспособлен к корабельному базированию (в первую очередь усиленным шасси).

18 мая 1965 года самолет Як-36 пилотируемый В.Г.Мухиным  сел на палубу ТАПЛКР «Москва» (в РИ – «Киев»).

В 1966 году, Як-36 прошел первую модернизацию (во многом скопированную с МиГ-21ПФМ). Прежде всего усиление вооружения. Две ракеты (2 блока НАР, 2 бомбы) —  ничтожно мало, и последующие модификации (Як-36ПМ) имели 4 узла подвески вместо двух. Кроме того, уже выпущенные самолёты дорабатывались (а на новых самолётах это производилось на заводе-изготовителе) под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л
Перенесенное в центр крыла шасси позволило оснастить самолет складывающимися крыльями. На законцовках крыла теперь было размещено дополнительное вооружение. Впрочем полная нагрузка существенно влияла на ЛТХ.

Як-36 принят на вооружение. Часть-2 море

Як-36 принят на вооружение. Часть-2 море

Як-36 авионика соответствует МиГ-21.

Три двигателя: 1 подъемный и 2 подъемно-маршевых.

На базе Як-36 планировалось создать  истребитель Як-37, но предпочтение было отдано многоцелевому самолету Як-38.

1967 год ТАПЛК «Ленинград» введен в состав флота.

Поскольку Як-36 не мог долго удовлетворять флот, то новая версия самолета не замедлила появиться. Як-38 имел более надежную схему силовой установки, что привело к сокращению аварий у СВВП.

1969 г.  В.Г. Мухин выполнил на самолете Як-38 первое свободное висение в полуметре от земли.
Як-38 авионика соответствует МиГ-23. Первые же самолеты были оснащены спаренной пушкой ГШ-23Л.

1970 год закладка ТАКР «Киев»

(В РИ — характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»)

В 1972 году Як-36 прошел еще одну модификацию (Як-36СМТ). Был установлен более мощный двигатель, а так же увеличен общий запас топлива за счет загривка. Была установлена новая РЛС.

Авионика соответствует МиГ-23

Боевое применение Як-36. Ряд «свидетельств» применения Як-36 на советско-китайской границе, а так же в странах Азии и Африки  являются чистым вымыслом.

В 1970-72 годах на основе разрабатываемого БЖРК предпринимались  попытки создания БЖАК —  Боевого железнодорожного авиационного комплекса. В узком смысле, комплекс отличался тем, что вместо стратегических ракет нес самолеты Як-36 и Як-38. В перспективе комплекс получал собственную ПВО (ракетные и артиллерийские системы), а так же надежную защиту от диверсантов. Но главной защитой авиационного комплекса должна была стать, как и в случае с БЖРК, маскировка.  Несмотря на ряд успешных испытаний, железнодорожный аэродром не нашел поддержки.

1975 ввод в строй ТАКР «Киев».

После появления в 1977 году Як-38М, Як-36 окончательно устарел и начал вытесняться новыми самолетами.

1980 г.  На базе штурмовика Як-38, создан многоцелевой самолет Як-39 для использования в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика. СВВП Як-39 имел увеличенную площадь крыла и емкость топливных баков (по сравнению с Як-38), бортовую многофункциональную БРЛС и усовершенствованное вооружение. Совершил первый полет 30 ноября 1982 года (в РИ Як-38М).

Самолёт являлся развитием Як-38, но имел от него несколько важных отличий. В первую очередь Як-39 был рассчитан на режим короткого взлета и посадки (в РИ – Як-38М).  Установка РЛС потребовала полной переделки носовой части самолёта с установкой обтекателя большего размера. Кроме того были увеличены площадь крыла и объём внутренних топливных баков.

Боевое применение Як-38 и Як-39 прошли в Афганистане. В следствии невысоких ЛТХ и сложностей эксплуатации – неудачно.

1983 г рабочее проектирование Як-141.

Первый полет по самолетному профилю  9 марта 1985 года.

1981-1991 год строительство авианосца «Адмирал Кузнецов». Прежние названия — в порядке присвоения — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания).

(В РИ – характеристики авианосца  «Ульяновск»)

21 сентября 1989 года  А.А. Синицын посадил Як-141 на палубу ТАКР «Адмирал Горшков.
1982 год. Начато строительство авианосца «Варяг». Ввод в эксплуатацию 1991 г.

В связи с распадом Советского Союза, строительство авианосцев «Ульяновск» прекращено.
В 2008 году, авианосец «Варяг» продан Китаю.

Судьба кораблей «Киева» — «Адмирал Горшков»  такая как и в РИ.
В начале 1990-х годов все СВВП Як-38 и Як-39 были выведены в резерв и переданы на базы хранения.
С 1966 по 1988 год суммарный налет Як-36, Як-38 и Як-39 составил 46240 часов, за это время было зарегистрировано 60 летных происшествий, из них 13 катастроф, 33 аварии, в результате которых было потеряно 59 самолетов.

Як-36 принят на вооружение. Часть-2 море

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account