Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 3

1

 

Фронтовая авиация уже почти завершила цикл перевооружения, включавший в себя: во-первых, принятие в качестве стандартного истребителя МиГ-23/27 вместо МиГ-21, во-вторых, замена устаревших Yak-28 (Як-28) на всепогодный Su-24 Fencer (Су-24) и, в-третьих, принятие на вооружение боевых вертолетов Mi-24 (Ми-24). Однако это происходит в то время, когда живучесть военно-воздушных сил на земле вызывает все большую озабоченность. В частности, размещенные в Европе американские и британские развертывают принятую недавно на вооружение систему минирования JP233, действие которой по аэродромам имеет «разрушительный» эффект. Западные союзники не знают ни одного средства, способного успешно противодействовать данному оружию, и некоторые офицеры Королевских ВВС предположили, что для НАТО разработка любого нового самолета поля боя будет пустой тратой денег, если только он не будет способен вертикально подняться из своего укрытия аэродрома рассредоточения.

Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 3


советские конструкторские бюро никогда нельзя было упрекнуть в конформизме. Одним из самых самобытных современных боевых самолетов является перехватчик Yakovlev Yak-28P Firebar (Як-28П) – член многочисленного семейства Як-28

Данная точка зрения не является общепринятой, но разрабатываемый для принятия в 1992 году «Европейский боевой самолет» (European Combat Aircraft – ECA) планируют применять с 1500 футовых (500 м) участков взлетно-посадочных полос, которые могут остаться после ударов советских аналогов JP233. Детали JP233 остаются засекреченными, но утверждается, что в ее состав входят боеприпасы для вывода из строя ВПП и суббоеприпасы замедленного действия для предотвращения ремонтных работ. Бомбовыми кассетами JP233 будут оснащены всепогодные ударные самолеты. Советская фронтовая авиация, принимая на вооружение новое поколение самолетов с обычными взлетно-посадочными характеристиками, идет на большой риск, поскольку новое оружие сделает эти машины устаревшими и даже огромная численность фронтовой авиации и ее боевые вертолеты Ми-24 будут лишь слабой защитой против нового оружия.

В случае, если баланс сил в воздухе над Центральной Европой решительно сместится в сторону боевых самолетов с обычными взлетом и посадкой, советская фронтовая авиация может воспользоваться результатами исследований авиации ВМФ в области самолетов с короткими/вертикальными взлетом и посадкой (СК/ВВП). По крайней мере, один боевой самолет этой категории, как полагают, находится в стадии разработки. Как полагают, новый STOVL будет оснащен силовой установкой с подъемными и маршевыми двигателями или силовой установкой без отдельных подъемных двигателей. В отличие от чистого СВВП Yak-36 Forger (Як-38) новый самолет будет в состоянии в ветреную погоду выполнять укороченные взлет и посадку на палубу авианосца класса Kuril (тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.3), значительно увеличивая полезную нагрузку и дальность полета.

Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 3
палубный самолет Yakovlev Yak-36 Forger (Як-38) является олицетворением возрождения в Советском Союзе интереса к морской авиации. Forger менее эффективен, чем созданный на западе Harrier, однако нет никаких сомнений в том, что в СССР будет создан более мощный палубный самолет

В докладе Министерства обороны США за 1980 год не подтверждается представленная в середине 1979 года разведкой ВМС США информация, что в Советском Союзе начата постройка авианосца, вооружение которого будет составлять ударные самолеты с неподвижным крылом и палубные версии МиГ-27. Оценки информации, полученной со спутников и приведенной в данном докладе, являются предметом споров, а сама постройка является неожиданной с точки зрения тенденций, господствовавшей в советской военно-морской политике в течение последних нескольких лет. Строящийся ударный авианосец отличается от кораблей класса Kiev (авианесущие крейсера проекта 1143) тем, что это будет корабль одного назначения, в то время как корабли класса Kiev были «сочетанием всех видов вооружения» – концепции, которая столь дорога советской военной философии. Однако можно предположить, что советский экспансионизм может отправит ВМФ СССР в те районы, где только полноценный авианосец сможет обеспечить требуемую поддержку. Если все эти рассуждения окажутся верными, то будущий авианосец будет представлять серьезную проблему.

В настоящее время транспортные возможности вооруженных сил СССР неуклонно возрастают в связи с поставкой военно-транспортных самолетов Ил-76 и благодаря наличию у авиакомпании «Аэрофлот» широкофюзеляжных Ил-86. Для поддержки новых бомбардировщиков дальняя авиация на базе Ил-76 или Ил-86 может разработать новый самолет-заправщик. С другой стороны эта задача может быть возложена на новый дозвуковой многоцелевой самолет. Однако есть как минимум два крупных события, связанных с транспортировкой грузов.

Массивный новый вертолет, которому в НАТО было присвоено обозначение Halo (Ми-26), был разработан в OKB Mil (ОКБ Миля). Halo является одновинтовым вертолетом с обычной грузовой кабиной и значительно большим весом, чем у Mi-6 Hook (Ми-6) или Mi-10 Harke (Ми-10). В начале 1980 года Halo еще не был принят на вооружение, но, как полагают, он очень близок к этому. Halo представляет собой замену монстра Mi-12 Homer (Ми-12), который в 1968 году совершил свой первый полет и работы над которым спустя несколько лет были приостановлены. Homer был двухвинтовым вертолетом поперечной схемы, состоявший из массивного фюзеляжа, силовых установок двух вертолетов М-6 и винтами на законцовках подкосного крыла. Похоже советским инженерам не удалось окончательно избавить Ми-12 от механических проблем и проблем управляемости, хотя Homer в ходе нескольких рекордных полетов смог поднять груз весом более чем 88000 фунтов (40000 кг).

Конструкция Halo способна преподнести разработчикам свои собственные проблемы. Согласно данным справочника «All the World’s Aircraft», выпущенного британским издательством Jane, конструкторы Halo говорили о восьмилопастном основном винте, способном воспринимать тягу 25000 э.л.с. (18500 кВт). Это означает, что Halo будет таким же большим, как и Ми-12. Однако диаметр несущего винта Halo вряд ли будет больше, чем у Ми-6; у последнего эта величина составляет 114 футов 10 дюймов (35 м), что является предельным значением без достижения чрезмерных скоростей у законцовок. Halo будет гораздо тяжелее старичка Ми-6, однако гораздо большую часть его взлетного веса будет составлять полезная нагрузка. Предполагается, что Halo будет использоваться для перевозки по воздуху мобильных тактических ракет в комплекте с их пусковыми установками, а также для перевозки тяжелой военной техники, включая средние бронированные машины. После того начнется полномасштабное производство Halo и вертолеты данного типа поступят на вооружение, они привнесут новое измерение потенциалу вертолетных десантов в переходе линии фронта и действий в тылу противника.

Обозначение An-40 (Ан-124) было дано тяжелому стратегическому военно-транспортному самолету, разрабатываемому OKB Antonov (ОКБ Антонова). Информация об этом проекте появилась в 1977 году, но ее очень мало. Вероятно разработка данного самолета, равно как и дальнемагистральной версии широкофюзеляжного лайнера Ил-86, задерживается отсутствием подходящего двигателя в классе 50000 фунтов (22000 кг). Сообщается, что An-40 будет в том же классе, что и Lockheed C-5 Galaxy.

Также есть информация, что в Советском Союзе ведется разработка нового боевого самолета, а также нового противолодочного самолета для замены Kamov Ka-25 (Ка-25). До середины 1980-х годов эксплуатация самолета не ожидается.

В отсутствие какой-либо подробной информации из Советского Союза в отношении летно-технических характеристик современных боевых самолетов, информация на последующих страницах книги и обсуждение новых проектов должна быть взята из различных источников. Первоисточниками большей части информации являются разведывательные службы стран НАТО; информация ими была получена через ряд каналов разной степени достоверности. Спутниковая разведка воспринимается как суровая реальность жизни. Американские разведывательные спутники совершают регулярные пролеты над советскими авиационными заводами и научно-исследовательскими центрами, и русские знают это. Информация, полученная от разведывательных спутников, имеет ценность лишь постольку, поскольку она демонстрирует Советскому Союзу мощность и эффективность систем американской космической разведки. Самолеты в научно-испытательных центрах, таких как Ramenskoye, насколько это возможно находятся под крышами зданий. Однако некоторые из них засняты на открытом воздухе и их размеры и вид сверху могут быть оценены с большой точностью. Самолеты, известные как RAM-H, RAM-J и другие попадают в эту категорию.

Другим относительно надежным источником информации является экспорт советских самолетов в третьи страны, и этот поток информации становится особо обширным, когда страна-получатель либо поддерживает связи и с Востоком, и с Западом, либо политические пристрастия ее руководства меняются, как это было в случае с Египтом. Как правило, Советский Союз именно по этой причине воздерживается от попыток экспортировать свои новейшие самолеты, но данное правило может быть нарушено с новым истребителем СКВП/СВВП.

Банальное дезертирство советского персонала является отличной находкой для западных спецслужб, тем более что такая информация может распространяться совершенно свободно; источник уже известен советским контрразведывательным органам и в дальнейшем ему вряд ли может быть нанесен какой-либо ущерб. Выжимки информации, полученной от дезертировавшего на МиГ-25 лейтенанта Виктора Беленко, просочилась в западную прессу спустя несколько месяцев после его прибытия в Японию.

Тем не менее, существует значительный объем данных, который западные разведслужбы получают из источников, которые должны быть защищены. Однако данная информация должна использоваться с особой осторожностью. В целом, данная информация распространяется на небольшую область и в форме, не обнаруживает никаких намеков на источник данной информации. Получение данной информации может быть ограничено пределами отдельных лиц в вооруженных силах и в промышленности, которые должны дать оценку и разработать меры противодействия любой вновь созданной советской системе вооружения.

На самом деле большая часть информации, посвященной новым советским разработкам, опубликована в средствах массовой информации западными корпорациями или оборонными агентствами. Делается все это как официально, так и неофициально. Было отмечено, что это оставляет широкие возможности для искажения источников, а также намеренно преувеличивают советскую угрозу и стимулируют симпатии общественности к увеличению расходов на оборону. Лучшим примером последних лет являются многочисленные заявления западных разведывательных служб, что Backfire является межконтинентальным бомбардировщиком вполне сравнимым с B-1. После того как программа создания бомбардировщика компании Rockwell была закрыта, а компания в поддержку его разработки угасла, Backfire был «свернут» до его нынешнего уровня возможностей. Реальные характеристики, достигаемые самолетами, могут быть оценены без особых трудностей. Если известны формы и размеры самолета, то путем приблизительных расчетов и аналогий с западными самолетами сходных категорий можно получить требуемый результат.

На последующих страницах книги, насколько это возможно, были использованы реальные советские обозначения, однако к сожалению многие из них неизвестны. Даже устоявшиеся значения могут оказаться ложными, а иногда, как, например, в случае с обозначением Tu-22M (Ту-22М) для бомбардировщика Backfire, обозначения, используемые Советским Союзом, могут быть нелогичными или непонятными. В этом случае приходится обращаться к системе отчетности НАТО, которую курирует Координационный комитет по стандартам в авиации (Air Standards Coordination Committee – ASCC). Данная система хорошо запоминается, но имеет свои причуды. Следует помнить, что обозначение в системе ASCC является «классифицирующим», поскольку оно должно отражать внешние видимые различия. Внешне Flogger-B и Flogger-G отличаются друг от друга формой киля вертикального оперения, но это не обязательно соответствует различиям между истребителями МиГ-23 разных годов производства. Иногда система ASCC страдает от разклассификации. Так,  например, присвоенное Yak-28 (Як-28) обозначение Brassard было отменено, когда стало ясно, что Як-28 можно будет спутать с французским многоцелевым самолетом Broussard. Также вызывает интерес сколько времени новому тяжелому милевскому вертолету будет присвоено обозначение Halo, поскольку существует риск путаницы с модной аббревиатурой HELO.

В заключение необходимо сделать еще одно предупреждение, которое в настоящие момент касается всех сегментов советских аэрокосмических технологий. Последний крупный авиационный парад состоялся в СССР в 1967 году; до этого парады проводились в 1961 и 1955 годах. Западные разведывательные службы давно не получали никакой обширной и интересной информации, которую можно было бы сравнить с информацией, полученной от немецких инженеров, возвратившихся в Европу в конце 1950-х годов. Тем не менее, далее в книге приводится всеобъемлющий обзор современных советских самолетов, и можно разумно рассчитывать на публикацию незасекреченных материалов.

источник: Bill Sweetman «Concise Guide to Soviet Military Aircraft» 1984

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account