Винтажная статья из выпуска журнала «Air Pictorial» 1949 года, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег. В круглых скобках даны реальные названия советских самолетов и оборудования.
Боевой и численный состав советских военно-воздушных сил
Содержание:
Предисловие редакции: Военно-воздушные силы России (и в меньшей степени сухопутные и морские силы, а также уровень развития промышленности) оцениваются с учетом самой последней информации, поступающей из-за железного занавеса. Вторая половина этой статьи, написанная специальным корреспондентом, будет опубликована в следующем месяце.
Основой военных приготовлений Советской России является действующий пятилетний Государственный план (1946-1950), в соответствии с которым Вооруженные Силы были переоснащены и перегруппированы, города и территории, захваченные немцами, в значительной степени восстановлены, а политика перемещения тяжелой промышленности на восток, в места, показанные на карте в заголовке статьи, продолжалась. Таким образом, многие из новых промышленных центров находятся за пределами досягаемости британских и американских бомбардировщиков (за исключением, возможно, B-36), а их рассредоточенный характер обеспечивает наилучшую защиту от систематических воздушных ударов, которые союзники наносили по Германии и Японии.
Одновременно с этим стратегическим шагом Советская Армия была перегруппирована в 300 пехотных дивизий (меньших по численности, но более мобильных, чем в декабре 1941 года) и примерно в тридцать-сорок бронетанковых дивизий. Русские пехотные дивизии меньше британских, но в целом лучше вооружены автоматическим оружием и легкой артиллерией, как полевой, так и реактивной, хотя и не столь мобильны. Бронетанковые части обладают непревзойденной огневой мощью. Русский военно-морской флот сейчас далеко не ничтожен, поскольку у него есть почти сотня новых подводных лодок немецкой модели Schnorkel 21 (тип XXI) и около 150 подводных лодок собственной разработки, большинство из которых были переоборудованы для установки «шнорхелей» (устройств для забора воздуха, необходимого для работы дизельных двигателей под водой, а также для пополнения запасов воздуха высокого давления и вентиляции отсеков при нахождении подводной лодки в подводном положении).
Боевой и численный состав ВВС
Что касается численного состава советских военно-воздушных сил, то согласно постоянным и достоверным данным, общая численность составляет от 40000 до 50000 самолетов, что хорошо согласуется с достоверными данными о годовом производстве 12000 самолетов военных типов [данные Международного комитета по изучению европейских вопросов (International Committee for the Study of European Questions – ICSEQ)]. Г-н Черчилль, вероятно, был хорошо информирован, когда оценивал численность русских ВВС в более чем 25 000 самолетов, под которыми он, вероятно, подразумевал новейшие самолеты в частях первой линии. Аналогичную величину составляет весь спектр других типов, включая резервы частей второй линии, а также учебную, связную, транспортную и гражданскую авиационную технику.
Передислокация и переоснащение авиагрупп реактивными самолетами и тяжелыми бомбардировщиками обусловливают высокий объем производства боевых самолетов, а также дальнейший ежегодный выпуск более 20000 самолетов (опять же со ссылкой на отчет ICSEQ) других классов. Многие из них, вероятно, будут военно-транспортными самолетами и гражданскими авиалайнерами типа IL-12 (Ил-12), YAK-8 (Як-8) и YAK-16 (Як-16), IL-18 (Ил-14) и TU-70 (Ту-70), целью которых является создание обширной сети воздушных сообщений для быстрой доставки воздушно-десантных войск, другого личного состава и материалов во все уголки гигантской советской «сферы влияния». Экспорт самолетов коммерческих типов в страны-сателлиты, который уже начался и активно развивается, может стать неотъемлемой частью пятилетнего плана.Сотрудничество с Германией
С 1945 года исследования русских в области авиации активизировались. Во многом это произошло благодаря систематическому разграблению немецких научных учреждений, заводов и исследовательских центров, а также вербовке немецких экспертов и инженеров. Группы, возглавляемые технической комиссией, проанализировали массу немецких работ в области авиации, большую часть которых составляли оригинальные исследовательские материалы по ракетным и реактивным двигателям, управляемым ракетам, ракетам V-1 и V-2, реактивным самолетам и связанным с ними аэродинамическим проблемам. Работы по некоторым из исследований были продолжены под русским наблюдением. Большая часть оборудования, зарытого или спрятанного тем или иным образом, была обнаружена и введена в эксплуатацию. Таким образом, почти все предприятия и персонал концернов Junkers и Siebel, ракетного испытательного центра в Пенемюнде, инженеры компании B.M.W. и других компаний, привлеченных советскими условиями трудоустройства, были перевезены в Россию. Этими различными конструкторскими группами были созданы два основные на сегодняшний день советских турбореактивных двигателя M-003 [B.M.W.] (РД-20) и M-004 [Junkers] (РД-10), которыми были оснащены самые первые реактивные самолеты советских ВВС.
Реактивные двигатели
Конструкция двигателей M-003 и M-004 в основном основана на двигателях компаний B.M.W. и Junkers. Первый представляет собой турбореактивный двигатель с семиступенчатым осевым компрессором и с одной камерой сгорания, разработанной для создания статической тяги более 2000 фунтов (907 кгс). Возможно, этот двигатель является простой адаптацией немецкого двигателя C-типа с турбокомпрессором Браун-Бовери. Двигатель M-004 развивает примерно такую же тягу за счет восьмиступенчатого осевого компрессора, шести прямоточных камер сгорания и одноступенчатой турбины. Удельный расход топлива этих двигателей составляет от 1,30 до 1,40 фунта в час (0,59-0,64 кг/ч), то есть очень высокий.
Более мощными двигателями являются турбореактивные двигатели M-012 [Junkers], M-018 [B.M.W.] и комбинированный реактивно-ракетный двигатель B.M.W. 003R, разработанные почти полностью под руководством России. Два первый силовых агрегата представляли собой мощные турбореактивные двигатели с расчетной тягой 6500–7500 фунтов (2948-3402 кгс); эти двигатели могут развивать или не развивать этой тяги и вряд ли будут запущены в серийное производство. B.M.W. 003 R представляет собой стандартный турбореактивный двигатель 003 со статической тягой 2750 фунтов (1247 кгс) и ракетным двигателем 109-718, предназначенным для увеличения общей мощности во время набора высоты, взлета и воздушного боя и работающим в течение примерно трех минут. Возможно один из двух специальных видов ракетного топлива ракетного компонента двигателя B.M.W. 003 R был заменен на обычное топливо турбореактивного двигателя. Таким образом, самолету с двигателем B.M.W. 003 R необходимо иметь только два отдельных источника топлива вместо трех. Ракетные двигатели Walter 109-509A-1 и Walter 109-509C с тягой 3500 и 4400 фунтов (1588 и 2041 кгс) соответственно были изучены и, возможно, доработаны для производства.
Самое большое приобретение «красных» в области реактивных двигателей было сделано в Великобритании. Двадцать пять турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene и тридцать двигателей Derwent, воплощающие в себе весь гений Фрэнка Уиттла и плоды многолетних исследований лучших британских инженеров и ученых, были экспортированы в Россию три года назад. Закупленное русскими количество двигателей было подходящим для самого тщательного анализа теории проектирования и достижений металлургии, заложенных в эти двигатели, и выделения нескольких экземпляров для проведения испытаний и установки на прототипы новых боевых самолетов до организации массового производства. Простота конструкции центробежного компрессора делает эти двигатели особенно подходящими для русских технологий массового производства, и советские ученые, активно использующие немецкий опыт в области впрыска жидкости для увеличения мощности, уверены, что за последние три года они повысили характеристики двигателей компании Rolls-Royce. Возможно, двигатели русского производства будут уступать британским оригиналам по сроку службы, ресурсу до капитального ремонта и эксплуатационным характеристикам; в значительной степени это связано с отставанием в исследованиях в области металлургии и более широкими технологическими допусками. Несмотря на это, реактивные двигатели компании Rolls-Royce на 100 процентов лучше двигателей с осевыми компрессорами M-003 и M-004, и по логике вещей Советский Союз может выпускать самолеты, которые были бы равны по характеристикам таким машинам как de Havilland DH.112 Venom, Gloster Meteor 8 и North American F-86A. Недавние данные о созданных красными истребителях со стреловидными крыльями указывают на то, что они пытались сделать именно это.
Реактивные истребители
Два-три года назад части первой линии почти полностью были вооружены поршневыми самолетами типов LA-7 (Ла-7), LA-9 (Ла-9) и YAK-3 (Як-3). Исключение составляли эскадрильи, оснащенные реактивными истребителями MIG-9 (МиГ-9) и YAK-15 (Як-15) и предназначенные для войсковых испытаний этих самолетов. MIG-9, будучи лучшим из этих двух истребителей, уже некоторое время находится в крупносерийном производстве. Некоторое количество истребителей YAK-15 также находится в эксплуатации, но, вероятно, машины данного типа будут досрочно выведены из эксплуатации и по мере поступления новой техники будут использованы в качестве резервных и учебно-тренировочных.
Высокоскоростной самолет, предположительно созданный по немецким проектам, но не имеющий очевидной связи с уже известными немецкими самолетами, совершил свой первый полет в 1948 году и по словам русских превзошел скорость звука (М=1). Какой бы ни была точность измерения скорости, в настоящее время несколько новых типов самолетов со стреловидными крылом и хвостовым оперением уже летают и, как сообщается, поступают на вооружение советских истребительных полков. Говорят, что это истребители разработаны в конструкторских бюро Яковлева и Лавочкина и оснащены реактивными двигателями Rolls-Royce русского производства. Один из этих истребителей был изображен в февральском выпуске «The London Gazette».
Промежуточный вариант [самолету присвоено предварительное обозначение YAK-17 (Як-19)], которым сейчас, вероятно, оснащен ряд эскадрилий, представляет собой одноместный самолет со среднерасположенным крылом, лобовым воздухозаборником, горизонтальным оперением, установленным высоко на киле, и каплевидным фонарем смещенной далеко вперед кабины пилота. Двигатель почти наверняка будет иметь в своей основе немецкую конструкцию с осевым компрессором (по типу двигателей компании B.M.W. или Junkers), поскольку самолет данного типа поднялся в воздух в то время, когда Советский Союз приобрел двигатели Nene и Derwent. Другой современный истребитель, по-видимому, является дальнейшим развитием MIG-9 и имеет некоторое внешнее сходство с истребителем Messerschmitt P.1101. Новый MIG имеет короткий фюзеляж каплевидного поперечного сечения, тонкую хвостовую балку, высокорасположенное крыло с прямыми законцовками и каплевидный фонарь. Схема силовой установки нее определена, но, скорее всего, она будет аналогична размещению двигателей истребителя MIG-9.
Общий объем производства реактивных истребителей в настоящее время составляет около 5000 самолетов в год.источник: «Soviet Air Strength» «Air Pictorial» 1949
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1949-goda-na-vvs-ussr-01