Взгляд из Британии на военно-воздушные силы Советского Союза осени 1941 года
На сайт выкладывается винтажная статья «Russia’s Air Force» из выпуска журнала «Flight» за 23 октября 1941 года, которая, думаю, заинтересует коллег.
ВВС России
Содержание:
Предисловие редакции: общая численность по-прежнему неизвестна; влияние иностранных конструкций; описание некоторых современных типов из числа находящихся на вооружении.
Одной из главных тайн нынешней войны, несомненно, являются Красные ВВС (Red Air Force) и их машины. Вне всякого сомнения, лорд Бивербрук [1] и г-н Гарриман [2] после состоявшейся в Кремле конференции обладают важной информацией, о которой в настоящее время по понятным причинам не принято говорить. Однако весь остальной мир знает о данном предмете не больше, чем статистики, чьи различные оценки, сделанные за последние несколько лет, несомненно, были слишком умеренными. Об этом убедительно говорят блестящие успехи, которых советские летчики добились в этом конфликте с немцами.
Не менее важным, чем фактические цифры, является вопрос о типах самолетов, на которых сейчас воюют русские, и в этом случае в нашем распоряжении снова очень скудная информация. Однако представляется более вероятным, что русские обладают более совершенной техникой, чем обычно предполагалось.
Одним из источников информации, подтверждающих мнение о том, что советские летчики используют современные типы, о которых Советский Союз хранил сдержанное молчание, заключается в том, что шесть новых типов истребителей и бомбардировщиков были продемонстрированы на большом параде в августе прошлого года. Информация об этих самолетах еще отсутствует, но можно с уверенностью предположить, что Stormovik (штурмовик Ил-2), упомянутый лордом Бивербруком и описанный в данной статье, является одним из них.
Общеизвестным фактом являются гигантские усилия, которые с 1934 года по начало идущей войны были приложены к укреплению советской военной авиации. Авторитетное заявление о состоянии дел в советских ВВС было сделано в 1939 году народным комиссаром обороны СССР маршалом К. Ворошиловым на XVIII съезде КПСС (18th Congress of the C.P.S.U.) [3], и это было полностью отражено в отчете о выступлениях участников съезда, изданном московским Издательством литературы на иностранных языках (Иногиз). Некоторые представленные маршалом данные были приведены в предыдущей статье о воздушных силах России, опубликованной в выпуске журнала «Flight» от 3 июля этого года, и, рискуя повториться, будет поучительно включить сюда некоторые выдержки из нее.
Большой рост
Рассматривая рост Красных ВВС в течение предыдущих пяти лет, маршал Ворошилов сказал, что их личный состав увеличился на 138 процентов, а общее количество самолетов – на 130 процентов. Этот значительный прогресс был достигнут как в совершенствовании конструкций самолетов, так и в числовом выражении. Об этом свидетельствует дальнейшее заявление маршала Ворошилова о том, что если численность рассчитывать в лошадиных силах, то прирост составит 213 процентов или 7 900 000 л.с..
Приведенные ниже данные показывают, что основная часть прироста воздушной мощи приходится на тяжелые бомбардировщики, численность которых была удвоена, и в самолетах-преследователях (истребителях), численность которых возросла на 12,3 процента до 30 процентов. Это увеличение произошло за счет легких бомбардировщиков и штурмовиков, доля которых сократилась вдвое.
Ниже приведена интересная таблица с процентным увеличением характеристик самолетов различных типов:
Максимальная скорость | Практический потолок | Дальность полета | |
Самолеты-истребители | 56,5 | 21,5 | — |
Бомбардировщики (дальние) | 70,0 | 77,0 | 61,0 |
Бомбардировщики (ближние) | 88,0 | 83,0 | 50,0 |
Разведчики и штурмовики | 67,0 | 23,0 | 45,0 |
Также упоминалось о возросшей в четыре раза огневой мощи пулеметов и о бомбардировщиках, способных летать на скоростях свыше 300 миль в час (480 км/ч). Однако от внимания читателя не ускользнет тот факт, что осторожный маршал говорил исключительно о процентах, предоставляя иностранным журналам возможность спекулировать на фактическом количестве самолетов и возможностях производственных мощностей.
Пятьдесят авиационных дивизий?
Вполне вероятно, что цифры из итальянского источника, которые цитирует журнал «Inter Avia» в выпуске от 15 июля, ближе к реальной численности, чем более ранние французские и немецкие оценки. Согласно этим данным на момент начала боевых действий в составе Красных ВВС входили 50 боеготовых авиадивизий, способных выставить 15 000 самолетов первой линии, из которых 30 процентов находятся в резерве. Из них 45 процентов составляют бомбардировщики (тяжелые и легкие), 40 процентов – истребители и 15 процентов – самолеты-разведчики.
Организационная структура Красных ВВС, конечно же, сильно отличается от нашей. Перед войной (возможно с тех пор произошли необходимые изменения) они были разделены на две части: Западные ВВС (Европейская часть СССР), на которые приходилось две трети общей численности, и Восточные ВВС, которые базировались в Азиатской части страны и на Дальнем Востоке. Каждая авиационная дивизия состояла из трех-пяти авиаполков, которые в свою очередь были разделены на группы и эскадрильи, численность которых варьировалась в зависимости от поставленных задач. Эскадрилья или «отряд» («Atriad») состоит из 12-15 истребителей или от 6 до 10 бомбардировщиков.
Подразделения морской авиации (предположительно входящие в состав 50 авиационных дивизий) были организованы по-разному. Они были разделены на бригады, группы и эскадрильи, которые различались по своему численному составу. Подразделения советской морской авиации подчинены четырем военно-морским командованиям: балтийскому, арктическому, черноморскому и тихоокеанскому. Подразделения морской авиации в общей сложности оснащены примерно пятьюстами самолетами и тремя авианесущими кораблями с водоизмещением от 10 000 до 15 000 тонн.
Помимо этого в состав Красных ВВС входят несколько дюжин парашютно-десантных батальонов и как минимум одна дивизия воздушно-десантной пехоты.
Политическое влияние
Что касается самих самолетов, то следует помнить, что на развитие авиастроительной промышленности в течение последних десяти лет влияли различные политические обстоятельства. Во-первых, речь идет о Версальском договоре, который не позволил немецким компаниям строить самолеты у себя в стране и который загнал Юнкерса, Хейнкеля и Дорнье в Россию. Компании Junkers, Heinkel и Dornier покинули Германию вместе с инженерно-техническим персоналом и инструментальным оборудованием и тем самым внесли решающий вклад в первые заводы русской авиастроительной промышленности. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что до недавнего времени русские бомбардировщики демонстрировали определенное сходство с цельнометаллическими конструкциями компании Junkers.
До 1937 года ведущим советским авиаконструктором был Туполев (Tupoleff), но он, похоже, проявлял нездоровый интерес к иным, нежели самолеты Юнкерса, немецким вещам, в результате чего он был должным образом «вычищен». С тех пор такие люди, как Полмовский (Polmovsky [?]) и Поликарпов (Polikarpoff), несут ответственность за многие доработки и усовершенствования русских самолетов, однако нет никаких фактических доказательств того, что какие-либо их разработки ещё находятся в серийном производстве. Еще совсем недавно во время финской войны 1939 года основным советским бомбардировщиков был самолет, который разработан компанией Martin и который в России производится по лицензии. Фактически большинство русских самолетов были либо построенными по лицензии немецкими, американскими или французскими самолетами, либо их собственными конструкциями, которые в значительной степени вдохновлены этими самолетами. То же самое относится и к советским авиационным двигателям. Так, например, двигатель жидкостного охлаждения M-34 является гибридом моторов Liberty, Hispano-Suiza и Rolls-Royce. Россия также приобрела права на производство двигателей жидкостного охлаждения BMW и Hispano-Suiza 12Y и двигателей воздушного охлаждения Wright Cyclone и Gnome et Rhone.
Из машин, которые на сегодняшний день состоят на вооружении советских ВВС, самым новейшим типом истребителя является I-26 (Як-1), фотография которого представлена ниже. На данный момент нет точных данных, но, вероятно, он оснащен последним вариантом двигателя M-100, который является русской версией 850-сильного двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y.
Еще одним довольно современным истребителем является I-16 (фотографию его см. ниже), при создании которого за образец был взят американский самолет. I-16 оснащен радиальным девятицилиндровым двигателем M-25 – дальнейшим развитием двигателя Cyclone. Этому истребителю приписывают максимальную скорость 285 миль в час (459 км/ч) и практический потолок 31 500 футов (9600 м).
Истребители серии «I»
Хотя большая часть из них, вероятно, уже заменена более новыми типами истребителей-монопланов, Россия встретила войну с большим количеством одноместных истребителей-бипланов I-15 (И-15; см. рисунок ниже), которые своим появлением, безусловно, обязаны французской компании Breguet. Эта компактная маленькая машина гудела на экранах во время показа многих последних выпусков кинохроники! Однако начиная с 17-го номера «I»-серия русских истребителей пошла по пути копирования «харрикейна», что можно наблюдать при взгляде на представленный в статье снимок I-26. Первым в этом роде был I-17 (И-17), оснащенный двигателем M-100, в то время как его преемник I-18 (вероятнее всего МиГ-3) несколько месяцев назад был описан в американском журнале как
«созданный под влиянием британской конструкции и является лучшим, что есть у них [т.е. в СССР]».
Еще одной схожей машиной является ZKB-19 (???), для которой заявлена максимальная скорость 300 миль в час (483 км/ч).
Что касается бомбардировщиков, то ситуация с ними еще более неясная. Одним из новейших тяжелых бомбардировщиков является TB-6 (Пе-8), оснащенный четырьмя разработанными в России двигателями (950-сильные двигатели жидкостного охлаждения M-34). В свою очередь двигатели M-34 снабжаются сжатым воздухом от расположенного в фюзеляже двигателя M-100 – довольно необычная система наддува. В конструкции самолета используются закрылки и винты постоянной скорости; приводятся следующие летные данные TB-6: максимальная скорость 280 миль в час (451 км/ч), вес с полной нагрузкой 51 700 фунтов (23 451 кг), дальность полета с 4410 фунтами (2000 кг) бомб – 1250 миль (2011 км).
Другой советский тяжелый бомбардировщик ZKB-26 (Ил-4) является русской версией американского Martin 139 и оснащен либо двигателями M-100, либо 750-сильными «циклонами», либо 1000-сильными авиамоторами M-85, которые являются построенными в России 14-цилиндровыми двухрядными радиальными двигателями Gnome et Rhone 14K. Для этого самолета указываются максимальная бомбовая нагрузка 2200 фунтов (1000 кг), максимальная скорость 261 миль в час (420 км/ч), практический потолок 24 600 футов (7500 м) и дальность полета 950 миль (1530 км).
Пикирующие бомбардировщики
В России работы по созданию пикирующих бомбардировщиков начались сравнительно недавно, и новейшими типами среди них являются Stormovik (приблизительно в стиле Fairey Battle) и двухдвигательный Baumuster P-2 или BB-22 (Як-4).
Насколько известно, русские летающие лодки и поплавковые гидросамолеты ограничиваются построенными по лицензии иностранными типами. В основном это Dornier Wal, Savoia-Marchetti S-55 и S-62. Однако в 1937 году они купили летающую лодку компании Consolidated и приобрели лицензию на постройку машин данного типа, которые, как полагают, сейчас находятся в серийном производстве.
[1] Уильям Максуэлл Эйткен, 1-й барон Бивербрук (Max Aitken, 1st Baron Beaverbrook, род. 25 мая 1879 г. Вон, Онтарио Канада – ум. 9 июня 1964 г. графство Суррей, Великобритания) – английский и канадский политический деятель, министр, издатель, предприниматель и меценат. Член Тайного совета Великобритании. Кавалер ордена Суворова 1-й степени
[2] Уильям Аверелл Гарриман (William Averell Harriman; 15 ноября 1891, Нью-Йорк – 26 июля 1986, Йорктаун, штат Нью-Йорк) – американский промышленник, государственный деятель и дипломат. Специальный представитель президента США в Великобритании и СССР
[3] XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) проходил в Москве 10-21 марта 1939 года. Из ВКП(б) в КПСС была переименована в октябре 1952 года
источник: «Russia’s Air Forse» // Flight, October 23rd, 1941, стр.274-276