Высадиться в Англии, или почему Наполеон закончил на Святой Елене
В статье уважаемого коллеги Вадима Петрова "Континентальная система Наполеоне Буонапарте" .Есть ряд моментов, мимо которых я ну никак не мог пройти.
Когда Наполеон стал у власти и получил возможность преобразовать государственный строй Франции, он убедился, что для мирного процветания страны, для развития торговли и промышленности необходим могучий флот, торговый и военный. Как человек грандиозных замыслов, он видел мысленно Францию, владычествующую над океанами и морями, …
О том как Наполеон понимал значение флота, приведу главу из книги "Захватить Англию!" Сергея Махова и Эдуарда Созаева.
***
Мир оказался недолгим. Англичане не ушли с Мальты, а Франция аннексировала Пьемонт. Обе страны начали готовиться к новой войне. В связи с этим Наполеоном было принято решение организовать-таки переброску армии через Ла-Манш, чтобы покончить с Англией одним ударом. В начале 1803 года Бонапарт пишет: «Для высадки в Англии потребуется 120000 человек, 10000 лошадей, артиллерия и припасы. Для перевозки нужно 2000 судов, которые надо построить.»
11 марта выходит ордонанс о строительстве флотилий в Дюнкерке и Шербуре; 24 мая – указ о создании гигантского «москитного» флота в Булони. Газеты умело раздувают истерию: победа над давним врагом – англичанами – уже близка! Чем быстрее мы построим транспортный флот – тем быстрее победим ненавистных британцев!
Один за другим идут подарки от купеческих общин Парижа и Лиона, Бреста и Бордо, Руана и Марселя. Созданы специальные расчетные счета, куда любой гражданин может пожертвовать деньги. Но и сложности начала строительства велики – в Булони собирают 3000 корабельных мастеров, собранных со всех уголков Франции. Бонапарт 22 августа издает вердикт, согласно которому надо построить 12 дивизионов канонерок (по 27 канонерок в каждом), 16 дивизионов вспомогательных крейсеров (по 27 малых артиллерийских судов), 4 дивизиона приватиров (по 28 вооруженных рыболовных судов), 60 прамов) — всего 2008 единиц флотилии. Параметры кораблей были следующие:
Канонерки (1) (построено 130 единиц) |
||
длина |
25 м |
|
ширина |
5.6 м |
|
осадка |
2 м |
|
Вооружение |
3х24-фунтовых орудия |
|
Вместимость |
До 110 солдат и 3 орудий |
|
Экипаж |
22 моряка |
|
Малые артиллерийские суда (построено 350 единиц) |
||
длина |
20 м |
|
ширина |
4 м |
|
осадка |
1.5 м |
|
Вооружение |
1х24-фунтовое орудие |
|
Вместимость |
100 солдат, 1 орудие |
|
Экипаж |
20 моряков |
|
Прамы (2) (построено 20 единиц) |
||
длина |
36 м |
|
ширина |
8.5 м |
|
осадка |
5.5 м |
|
Вооружение |
12х24-фунтовых орудий |
|
Вместимость |
138 человек, или 12 пушек и 50 лошадей |
|
Экипаж |
|
|
Строительство распределено между портами Булонь, Кале, Дюнкерк, Остенде, Этапль, Вимерье и Амблетьез. Силы, запланированные для высадки в Англии, были скорректированы до 160920 пехотинцев и 8745 кавалеристов.
Подобное количество кораблей вместе вооруженными рыболовными судами потребовало большого количества моряков – от 16 до 20 тысяч человек, тогда как в штатах флота Франции общая численность матросов была 30 тысяч человек. На флотилию отбирали лучших моряков – это позже сказалось на результатах столкновения регулярных эскадр Франции с англичанами.
Кроме того – большая часть морской пехоты была перемещена в порты постройки – создание такого количества судов требовало защиты верфей от возможных набегов англичан. А то, что британцы вполне решатся на подобные акции, продемонстрировали действия эскадры адмирала Нельсона в 1801 году.
В 1803 году отношения между Францией и Англией совсем ухудшились. 12 мая британский посол Витворт покинул Париж, и 22-го Туманный Альбион объявил войну Франции. В связи с этим подготовка Бонапарта к десанту на Остров резко форсируется. Теперь план вторжения вырисовывается с особой тщательностью – из Бреста под прикрытием 5 кораблей (линкоры «Дюкен», «Дюгэ-Труэн», фрегаты «Креоле», «Гуэрре» и «Порсюиван») выходит десант в 25 тысяч человек с задачей высадки в Ирландии (там началось очередное восстание инсургентов)(3). Из Рошфора так же должна была выйти эскадра в составе 6 кораблей, чтобы сопроводить конвой с десантом в 10 тысяч штыков к берегам Зеленого Острова.(4)
После этого с разницей в две недели основная масса войск (150 тысяч) пересекает Канал на плоскодонках между Гавром и Остенде на плоскодонках. Ответственными за создание и подготовку операции назначаются лучшие адмиралы — Латуш-Тревиль и Этьен Эсташ де Брюи. Последний прибыл в Булонь в июле 1803 года, где развил активную деятельность по созданию кораблей и экипажей. Он разрабатывал инструкции по погрузке и выгрузке, в глубине гавани проводились постоянные учения по высадке десанта (в июле 1805 года благодаря постоянным учениям погрузка и разгрузка со штатной канонерки длятся не более 2 часов), попутно строились казармы для моряков и солдат.
Дабы не случилось эксцессов по подобию рейда Нельсона на Булонь в 1801 году, особое значение предается защите портов вторжения. В Гавре, Остенде, Кале, Дюнкерке создаются береговые батареи 24-фунтовых орудий, готовые отбить любые набеги англичан.
Но подход Бонапарта к проблеме ничем не отличался от подхода обычного сухопутного генерала к форсированию большой реки. Из письма Первого Консула военному министру Бертье от 21 августа 1803 года: «На транспортировку каждого батальона по моим расчетам требуется до 6 канонерских лодок. Следует провести учения по работе с веслами среди солдат. Возможность управления кораблями нужно предоставить армейским офицерам.» Наполеон действительно не понимал, что Ла-Манш – это не река, что здесь существует сильное выносное течение, что в Канале шторма и непогода довольно часты, наконец – что даже самое небольшое волнение на море просто захлестнет низкобортные суда Булонской флотилии. Кроме того, для борьбы с английским флотом при прочих равных важна была точность стрельбы. Известно, что чем выше борт у корабля и больше осадка — тем больше его остойчивость, а, следовательно, тем точнее артиллерия может вести огонь. В этом плане плоскодонные корабли французов с осадкой в полтора-два метра несомненно проигрывали по точности стрельбы тем же английским фрегатам (стандартная осадка 32-пушечного фрегата – 4.2 метра). А если учесть более развитое парусное вооружение и большую скорость – даже английские бриги могли громить неуклюжие суда Булонской флотилии с удобной для себя дистанции и выходя на удобный для стрельбы курсовой угол.
На это Бонапарту указывают в своих письмах и Латуш-Тревиль, и Брюи. Чтобы хоть как-то снять эту проблему, Наполеон предлагает разместить на канонерках и прамах мини-кузницы, чтобы в случае атаки британских кораблей, вести по ним огонь раскаленными ядрами. Идея не столько оригинальная, сколько глупая – в среднем для разогрева одного ядра до красного цвета требуется порядка двух часов, таким образом, флотилия сможет вести такими ядрами огонь раз в полчаса максимум (если будет их разогревать не до конца).
Тем не менее, уже 22 августа 1803 года Бонапарт пишет детальные расчеты по погрузке солдат на суда. Согласно его письму на одну канонерскую лодку (или баржу) должно загружаться 25 солдат, 50 моряков или морских пехотинцев, 5 офицеров. Кроме того 30 ружей, 27 гранат, 12000 пуль, 1500 кремней для ружей, 5 сабель, 1200 галет, 1100 рационов водки (55 литров), 8 котелков для приготовления пищи, 8 бидонов. Каждый солдат должен иметь 30 патронов, 3 запасных кремня, воды, еды и овса (последнее — для лошадей) на пять дней.
Под Булонью был разбит гигантский лагерь примерно на 50 тысяч солдат: казармы, провиантские склады, арсенал. Командовали войсками генералы Суше, Сульт, Удино. Распорядок дня Булонского лагеря был жесточайшим образом регламентирован самим Первым Консулом и адмиралом Брюи. Подъем солдаты осуществляли в 4 утра. С 5.30 до 6.00 проводились учения по посадке на суда. В армию был брошен клич: «67 тысяч штыков на борту за 17 минут.» С 11.00 до 13.00 солдаты тренировались работать веслами. Сухопутные артиллеристы учились стрелять в море. Моряки прослушивали обязательный курс по тактике действия армии. Все должны были уметь делать все.
К осени начались практические плавания. Брюи(5) считал, что экипажи кораблей и солдаты уже достаточно подготовлены, он с гордостью писал Наполеону, что «даже новобранцы у нас уже имеют как минимум опыт трехдневного присутствия на кораблях». Однако, как оказалось, погрузка у пирса и плавание в море – разные вещи. С 4 ноября 1803 года по 1 мая 1804 года флотилия выходила в море всего три раза, и каждый раз не могла удержаться на рейде более трех дней. Самым несчастным днем был 15 апреля 1804 года: из 150 вышедших на Булонский рейд судов только 53 вернулись в гавань. Треть судов была выброшена на берег, 100 судов могли войти в гавань только при благоприятных условиях во время прилива. При этом Наполеон вплоть до апреля 1804 года полагал, что для высадки ему будет достаточно одной флотилии, без линейного флота. Оказалось, что флотилия могла действовать только у берега, под защитой своих батарей. Новый морской министр Декрэ, писал Первому Консулу, не скрывая сарказма: «Трудности, стоящие перед Вами столь велики, что только Чудо могло бы выручить нас. Впрочем, оно столь часто являло Вам свой перст, что я ничуть не удивился бы его появлению.»
20 июля 1804 года в Булонь на инспекцию прибыл сам Бонапарт, ставший к тому времени уже императором Франции (короновался 18 мая 1804 года). Осмотром гигантского Булонского лагеря он остался доволен. При знакомстве с возможностями флотилии случился казус – Бонапарт потребовал, чтобы лодки показали отработанные на учениях эволюции. Брюи пробовал отговорить императора, поскольку на море поднялась большая зыбь, начинался шторм, но Наполеон был непреклонен. Контр-адмирал Магон по прямому приказу императора вышел в море с 92 канонерками, и случилось то, что должно было случиться: 31 лодка утонула, а 30 были выброшены на берег, сам Магон еле спасся. После этой демонстрации император постепенно охладел к высадке в Англии с помощью канонерок. Оказалось, что без нормальных военных кораблей не обойтись.
19 августа 1804 года умер Латуш-Тревиль. 18 марта 1805 года – Брюи. Смерть обоих главнокомандующих полностью похоронила все планы пересечения Ла-Манша на плоскодонках без поддержки флота.
А что же было в это время на другой стороне Канала?
В Адмиралтействе были уверены в невозможности форсирования Ла-Манша с помощью плоскодонок. Джервис на приеме у короля Георга III издевательски назвал Булонскую флотилию «лилипутским флотом» (Lilliputian fleet). Однако англичане предприняли ряд мер. Они создали вдоль своих берегов серию сигнальных постов, а так же мобилизовали около 50 тысяч ополченцев, которые активно готовились к отражению вторжени(6). 100 000 матросов береговых служб и торгового флота были так же завербованы в армию. В случае же, если высадка случится, англичане предполагали отступать вглубь страны, используя тактику выжженной земли. Например при высадке французов в Эссексе предполагалось открыть шлюзы и полностью затопить все графство. Все верфи и арсеналы были подготовлены к вывозу и сожжению. Эти меры доказывают, что Бонапарт, рассчитывавший на легкую прогулку по Англии, глубоко ошибался. Кроме того, успех десанта в Англию кажется весьма сомнительным, так как в ней основной упор делался на кратковременное установление господства над Ла-Маншем. Далее предполагалось, что французская армия не встретит сопротивления. Однако, в случае, если бы она его всё-таки встретила, а, скорее всего англичане бы стали сопротивляться, французская армия оказывалась в чужой стране отрезанной от континента и лишенной снабжения (точно так же, как в Египте).
Бонапарт подошел к решению проблемы высадки с точки зрения сухопутного генерала – он (как и Фарнезе, Бель-Иль, Гош до него) относился к форсированию Канала как к «форсированию большой реки». Он совершенно не учитывал гидрологию и климат Английского Канала, а так же не принимал в расчет ограниченную мореходность своего «лилипутского» флота.
Самое смешное – Франция в 1803 году имела 49 линейных кораблей, к которым могла добавить до 15 голландских, что составляло довольно большую силу в 64 линкора. Вместо того чтобы их отремонтировать и подготовить в качестве эскорта, часть кораблей была услана в Вест-Индию, а моряков с оставшихся судов перевели на канонерки. В результате опять пренебрежение морской составляющей не дало Франции даже призрачного шанса завоевать Англию.
Состав Булонской флотилии на 7 августа (20 термидора) 1805 года(6):
Тип судна |
Могло взять людей (все единицы) |
Могло взять лошадей (все единицы) |
Количество судов |
|
Прамы |
2040 |
890 |
12 |
|
Бомбардирские суда |
150 |
— |
3 |
|
Пакетботы |
150 |
— |
10 |
|
Мелкосидящие корветы |
780 |
|
6 |
|
Канонерские шлюпы |
34450 |
— |
265 |
|
Канонерские лодки |
36805 |
714 |
365 |
|
Шаланды (лодки с парусом) |
23034 |
— |
349 |
|
Каики (полугалеры) |
570 |
— |
19 |
|
Транспортные суда |
||||
Рыболовные шхуны |
8349 |
233 |
81 |
|
Транспорты для лошадей |
24245 |
6596 |
405 |
|
Транспорты для артиллерии |
1260 |
— |
80 |
|
Вспомогательные суда |
345 |
|
23 |
|
Рыболовецкие шхуны с Ньюфаундленда |
1224 |
— |
102 |
|
Китобои |
1363 |
— |
209 |
|
Голландская флотилия (Остенде) |
||||
Канонерские шлюпы |
7150 |
— |
55 |
|
Канонерские лодки |
20700 |
414 |
207 |
|
Численность экипажей на французских транспортных судах – 24300 человек.
Итого: 2343 судна, готовые взять на борт 167590 человек и 9149 лошадей. Корабли флотилии были распределены между портами Этапль, Булонь, Вимерье, Амблетьез, Кале, Дюнкерк. За все время потеряно от несчастных случаев и от бомбардировок англичан до 400 судов флотилии. Затея обошлась Франции в 47 миллионов ливров, собранных по добровольной подписке, а так же в 400 миллионов ливров государственных средств.
(1) Кроме того – было построено около 400 барж примерно с такими же характеристиками.
(2) Эти суда оказались очень неудачны. Конструктивно очень перегружены, к тому же обладали плохой остойчивостью и мореходностью.
(3) Данные из «Correspondance générale de Napoléon Bonaparte», vol.4, 1803-1805. Письмо от 8 августа 1803 года морскому министру Декрэ.
(4) Там же. Письмо от 16 августа 1803 года морскому министру Декрэ.
(5) В марте 1805 года Брюи выпустил монографию «Трактат о тактике использования канонерских лодок».
(6) Боязнь высадки на местах все же имела место. Весной 1804 года у Торбэя появилась английская эскадра, которая не отрепетировала сигналы с берега. В результате ее приняли за флот вторжения, город охватила паника, жители бежали из города, мэра Торбэя через два дня нашли без знаков различия в деревеньке в 80 километрах от города.
()7 Отослан Наполеону начальником штаба флотилии (chef d'état-major général de la flottille impériale) капитаном дю вассау Лафоном.
Еще ранее, в египетском походе французский флот потерпел страшное поражение от англичан при Абукире.
Адмирал Вилльнёв держался выжидательного образа действий, но это было не по душе Бонапарту, привыкшему к нападению и натиску. Вилльнёву был послан в резкой форме упрек за бездеятельность,
Это, отдельные истории, если интересно могу написать. Скажу лишь, что Вильнев, упрекаемый Бонапартом, в течении недели, предшевствующей Трафальгару, получил от Бонапарта четыре взаимоисключающих приказа.
Если на суше Наполеон не знал достойного себе противника, то на море он явился в лице Нельсона.
Заслуга Нельсона — это миф, или ПиАр. Он ведь погиб в самом начале сражения, англичане остались вообще без командующего. Победили они благодаря мнногим причинам, главная из которых — превосходная выучка англиских моряков. Чего фразнузский флот лишился., не в последней степени благодаря Наполеону, ведь в войне за Независимость США(последней англо-французкой до Наполеоновских) французы надрали англичан на море мама не горюй. Так что главная причина его поражения — это непонимание роли флота.
P.S. на приеме у короля, когда у Адмирала Сент-Винсента поинтересовались, сможет ли Наполеон прийти в Англию? он ответил "Я не говорю, что он не сможет сюда прийти, я говорю, что он сможет прийти сюда с моря"