который может завязать узлом стальную кочергу.
Артур Конан Дойл, «Пёстрая лента», 1892
Рассказы об оружии. Во всём том великом множестве револьверов, которые выпускались после появления «Кольта-Петерсона», вполне отчетливо прослеживается два направления: производство копий популярных моделей, как лицензионное, так и пиратское, и выпуск собственных конструкций, хотя бы немного отличающихся от популярных.
Все дело было в особенностях рынка. Кто-то из присутствующих на нем покупателей был падок на все новое, а кто-то являлся «человеком последней минуты», который покупает после всех, но все равно покупает. Кто-то «безопасник», а кто-то «статусник», действующий по принципу «Этот дороже? Дайте два»… Есть профессионалы, которые ценят надежность, есть «демонстраторы», увлекающиеся рукоятками из перламутра и кости мамонта. Кому-то нравятся длинные стволы, кому-то короткие, кто-то спортсмен-стрелок, а кто-то стрелок-киллер. И список этот можно продолжать и продолжать.
Вот почему у производителей оружия, равно как и у их конструкторов, всегда есть возможность найти свою нишу на рынке, занять её и какое-то время получать приличный доход. А затем надо перестраиваться, искать что-то новое, и так всю жизнь, что, безусловно, очень трудно и далеко не каждому под силу.
Но зато, благодаря усилиям эту нишу занять, мы как раз и имеем то самое поистине огромное количество образцов самых различных револьверов, о котором в самом начале шла речь. Одно-два усовершенствования – и вот уже у вас в руках новая модель револьвера, которую можно рекламировать как более лучшую и… продавать!
А улучшать конструкцию револьвера можно было вполне. Вот, к примеру, весьма совершенный по своему времени револьвер «Смита и Вессона», который, как известно, много лет состоял на вооружении Российской императорской армии, а затем и полиции. Типичный револьвер с разъемной рамкой, причем с поворотным узлом внизу, а креплением вверху у курка. Крепление было очень простым: две рифленые кнопки. Нажимаешь на них, и рамка размыкается. Казалось, что здесь можно улучшить?
Но вот в 1887 году эта же фирма выпустила пятизарядный револьвер 38 калибра в бескурковом варианте, то есть полностью «самовзвод». Так вот, у него другая система запирания. На верхней части рамки находились две рифленых подвижных защелки, они сдвигались в сторону ствола, и рамка раскрывалась. При нажатии на нее при открытом револьвере можно снять барабан для чистки.
Трудно сказать, чем это устройство было лучше предыдущего. Разве что в первом случае требовалось нажимать, а во втором сдвигать, однако в обоих случаях требовались два пальца.
Примерно в это же время в Европе появилась система запирания, над которой поработали и Кунэ, и Прайс, и Франкотт, и которая использовалась во многих револьверах, включая револьверы Франкотта и Прайса. Здесь все было устроено совсем иначе, чем у американцев. Размыкатель для рамки состоял из двух вертикальных г-образных подпружиненных рычагов, находившихся на корпусе сразу позади барабана. На их нижние концы следовало нажать и прижать к корпусу револьвера. При этом их верхние – расходились в стороны и отпирали запор рамки.
Револьверы с подобной системой запирания рамки выпускались в 1890-х годах и калибров от .320 до .577 (от 7,5 и до 14,7-мм). Но и в этом случае нажимать нужно было одновременно с двух сторон, иначе рамка не размыкалась! Применялась она на многих европейских револьверах, включая и знаменитые «монтенегро». Она была очень прочной, надежной, но… сложной и, как мы сегодня могли бы сказать – недостаточно эргономичной.
Улучшить её можно было лишь одним способом: из двух рычагов оставить всего один, слева.
Ствол этого револьвера имеет длину 152 мм при общей – 274 мм. На нем используется система запирания Прайза, которая была впервые адаптирована Франкоттом. Для её работы в этом револьвере использовалась длинная и тяжелая пружина, прикрепленная к верхней перемычке рамки.
Хотелось чего-то более удобного и простого, и такая конструкция появилась на револьверах «Веблей». Это была п-образная рамка, которая слева была удлинена и снабжена клавишей под большой палец правой руки. Рамка на рамке была закреплена на оси и подпружинена плоской пружиной справа. При нажатии на рычаг рамки «от себя» рамка сдвигалась назад и освобождала верхнюю часть рамки, которая теперь могла свободно откидываться вниз вместе со стволом и барабаном. Данное крепление нашло свое применение на многих револьверах, так как оказалось и простым, и удобным.
Между тем нашелся ещё один бельгийский оружейник Дьедонне Лево, придумавший свою собственную систему запирания верхнего конца разъемной рамки и получивший на свою разработку целый ряд патентов в 1870, 1871, 1876 и 1877 гг. Интересно, что на основе его конструкции револьверы выпускали многие оружейники Льежа: Г. Мерсеньер, Л. Анцион-Маркс, Жан Баптист Ронже, тогда как другие выпускали его револьверы, добавляя в них что-то от себя, или собирали из готовых деталей. В частности, этим занимались Брандлин и Хьюз в Англии, Бодео Э. Карраль в Италии, Ферран и Турдера в Аргентине, А. Д. Янсен в Брюсселе и т. д. Так что не будет преувеличением утверждать, что оружие, созданное на основе этих четырех патентов, имело несомненный международный успех, длившийся почти 30 лет. Так что же такого он придумал?
Ну а затем жизненный цикл этого товара закончился, и ему на смену пришли новые образцы, которые стали покупать новые люди…
Источник — https://topwar.ru/201050-revolvery-dedonne-levo.html