Вячеслав Шпаковский. Неудачники 1910 года. «Итальянский парабеллум» и «итальянский маузер»
— Не смогу…
«12 стульев» И. Ильф и Е. Петров
Рассказы об оружии. Во всех странах рано или поздно происходило одно и то же: появлялся человек (а бывает, что и не один), которому в голову приходила идея сделать свой собственный удачный образец стрелкового оружия и тем самым снискать себе славу, уважение и деньги. При этом желание сделать очень часто так сильно кружило этим людям головы, что получавшиеся у них образцы были не только не лучше, а много хуже исходных моделей, на которые они ориентировались как на объекты для подражания! Причём бывало и так, что даже военные закрывали на их недостатки глаза, лишь бы только получить своё собственное, «национальное» оружие, за которое, однако, им же впоследствии и приходилось расплачиваться. В Италии, например, в 1910 году таких пистолетов появилось сразу два. И вот о них-то мы вам сегодня и расскажем.
Первый из них – «Глизенти», известный под официальным названием «Самозарядный пистолет «Глизенти» обр. 1910 года», который выпускался компанией «Сочиета Сидерургика Глизенти». Разрабатывался он Абиэлем Бетелем Ревелли, офицером итальянской армии в 190-1903 годах, а уже в 1906-м фирма закупила в Великобритании нужные машины и оборудование, чтобы начать его выпуск, но по ряду причин была вынуждена продать все права на производство «Металлургической компании в Брешии». Но название за ним осталось прежнее. Изначально он рассчитывался на использование патрона 7,65×22 мм с гильзой бутылочной формы. И такая модель появилась уже в 1908 году под неофициальным названием Glisenti Modello 1906. Но военным она не понравилась. Они потребовали увеличить калибр до 9 мм. Но конструкция пистолета не была рассчитана на мощный немецкий патрон 9×19 мм Пара, и потому было решено использовать собственный патрон точно такого же размера и калибра, но с зарядом пороха, уменьшенным на 25 процентов. С этого-то всё и началось…
Вскоре пистолет был принят на вооружение в качестве основного пистолета итальянской армии, но на протяжении долгих лет самым распространённым личным оружием по-прежнему оставался старый 10,35-мм револьвер «Бодео» обр. 1889 года, который производился до 1930-х годов.
Новый пистолет имел сразу несколько довольно-таки странных и непонятных особенностей. Механизм такого типа редко встречался в других моделях: в нём использовался полусвободный затвор, в котором ствол и ствольная коробка при выстреле отходили назад. Причём затвор начинал движение, пока ствол не останавливался, пройдя около 7 мм. При этом ствол удерживался на месте поднимающимся клиновидным фиксатором, опускавшимся, как только затвор начинал возвратное движение вперёд, чтобы дослать в патронник новый патрон.
Трудно назвать такую конструкцию удачной. Во-первых, затвор был устроен так, что при движении назад практически полностью открывал механизм пистолета, что, понятно, увеличивало вероятность его загрязнения песком и пылью (особенно в таких местах, как пустыни Северной Африки). Во-вторых, ударно-спусковой механизм на нём был самовзводный, поэтому для того чтобы выстрелить из «Глизенти», требовалось сильно давить на спусковой крючок, который вначале взводил ударник, сжимал боевую пружину и лишь потом его отпускал. Из-за этого спусковой крючок имел слишком длинный ход, а производство выстрела требовало значительного усилия, что мешало как следует прицеливаться.
Но самой странной деталью в этом пистолете (а по-другому и не скажешь!) была его рамка. Обычно в ней фрезеруются парные пазы либо выступы для движения затвора. У «Глизенти» на рамке паз был лишь один, справа. А вот слева паз… тоже был, иначе бы пистолет и не работал, но находился он почему-то на съёмной пластине, которая прикручивалась к рамке всего одним винтом! Придумано это было якобы для того, чтобы стрелок имел свободный доступ к механизму пистолета и мог бы его легко разобрать. И он действительно легко разбирался, стоило только снять эту пластину, отвинтив спереди крепёжный винт. Вот только известно, что любое винтовое соединение со временем ослабевает, потому что резьба снашивается.
При продолжительной стрельбе такое крепление часто ослабевало, и пластина могла отойти в сторону в самый неподходящий момент. То есть, если не следить за винтом и периодически его не подтягивать, пистолет мог «саморазобраться» при выстреле со всеми вытекающими последствиями. Но как бы там ни было, а пистолет «Глизенти» оставался в производстве до самого конца 1920-х годов, а применяла его итальянская армия вплоть до 1945 года.
Кстати, если случайно зарядить его обычным 9-мм патроном, при выстреле он вполне мог разрушиться с самыми прискорбными для стрелка последствиями. А спутать эти патроны, между прочим, было довольно легко.
Именно поэтому в 1912 году на свет божий опять появилась модель под названием «Бриксия»: более прочная и тяжёлая (950 г), более гладкая, без предохранителя и с более надёжной системой блокировки затвора, но всё же и она оказалась недостаточно прочной для непрерывного использования 9-мм патрона от «Парабеллума».
Второй пистолет из серии итальянских неудачников 1910 года был сконструирован итальянским офицером Джузеппе Витали, участвовавшим в создании винтовки «Веттерли-Витали». Он тоже сконструировал автоматический пистолет «Витали» М1910 Терни, вот только о нём практически ничего не известно. Причём не известно даже такому специалисту по оружию, как Иену Макколому. Опять-таки внешне пистолет похож на испорченный «Маузер» К96. Затвор и ствол отходят вместе на короткое расстояние, прежде чем они разблокируются, и затвор продолжит двигаться назад по инерции, чтобы выбросить пустую гильзу и загрузить в патронник новый патрон. В конструкции используется большой внешний курок, который спрятан между боковыми стенками П-образного затвора, вероятно, для того, чтобы он не цеплялся им за кобуру или одежду.
Пистолет заряжался из обоймы на 6 патронов, что для того времени уже становилось анахронизмом. Калибр 7,65-мм также не представлял особого интереса, поскольку в то же время в Швейцарии на вооружении состоял «Парабеллум» такого же калибра, куда более совершенный во всех отношениях.
Впрочем, изюминкой конструкции стали совсем не боевые характеристики этого пистолета, а… эксплуатационные, как и в случае с пистолетом Ревелли. Достаточно было в задней части рамки справа выкрутить Г-образный винт с грушевидной головкой, как пистолет раскрывался на шарнире, утроенном перед скобой спускового крючка, подобно «револьверам-раскладушкам».
Зачем такое было сделано, непонятно. Никаких удобств в пользовании «Витали» это не добавляло. Более того, из-за высокорасположенной линии ствола он даже при стрельбе слабыми патронами должен был испытывать сильный опрокидывающий момент. Видимо, все эти «совокупные характеристики» и привели к тому, что сделано таких «маузеров» было очень мало, и о них и их создателе никакой информации до нас и не дошло.
Совершенно очевидно, что благодаря такой конструкции смазывать его УСМ и ухаживать за пистолетом в целом было удобнее, чем за германским «маузером». Но несмотря на это, пистолет «не пошёл». Никому не понравился, и никто его не использовал!
Источник — https://topwar.ru/199098-neudachniki-1910-goda-italjanskij-parabellum-i-italjanskij-mauzer.html