Содержание:
Тяжёлые бомбардировщики — это красиво и пафосно. В самом конце своей карьеры последний из британских «стратегов» успел побомбить аргентинцев.
… И спустит псов войны*
Бомбардировщик «Вулкан» компании «Авро» в момент своего рождения в середине 50-х считался сильно опередившим время. На заре карьеры он был средством доставки главных ядерных подарков в страны Восточного блока, но с переходом знамени ядерного сдерживания к подводным ракетоносцам превратился в самолёт для нанесения тактических ядерных ударов с малых высот. Применение обычных бомб также рассматривалось как вариант, но всерьёз на такую возможность мало кто рассчитывал.
К 1982-му «Вулкан» считался безнадёжно устаревшей машиной, и все три последние эскадрильи с ним должны были прекратить существование первого июля 1982-го года. Но тут аргентинцы захватили далёкие Фолкленды, и уход самолётов на пенсию отложили.
«Если у нас есть дальние бомбардировщики, то они должны использоваться для такой далёкой цели, ведь так?»,
— задались вопросом британские военные и политики и дали сами себе утвердительный ответ.
Операция Blackbuck
Задача с самого начала выглядела нетривиальной. Ближайшей британской авиабазой к театру военных действий, на расстоянии в каких-то семь тысяч километров от Британии, был остров Вознесения. Проблема заключалась в том, что и от него до Фолклендов было ещё чуть больше шести тысяч километров.
Из трёх эскадрилий, оснащённых «вулканами», для отправки в дальнюю командировку отобрали шесть машин. Работа закипела. Готовившиеся к списанию бомбардировщики теперь начали аврально оснащать новыми навигационными системами и системами радиоэлектронной борьбы. Обратно устанавливались штанги для дозаправки в воздухе — для чего пришлось хорошенько поискать в самых тёмных и пыльных углах складов авиабаз, куда не заглядывали десятилетиями. Модификациям подвергли пять самолётов, но лишь четыре из них отправились на остров Вознесения для боевых вылетов.
Основной головной болью британских военных была мысль, что аргентинцы удлинят взлётно-посадочную полосу аэропорта в Порт-Стэнли и перебросят туда истребители и ударные самолёты. Полное выведение из строя данной полосы стало одной из главных задач всей кампании, и именно «вулканам» было поручено ударить одними из первых.
Расчёты показывали: при соблюдении всех параметров полёта и нанесения удара полной нагрузкой из двадцати одной 1000-фунтовой бомбы под углом 35 градусов к ВПП существует 90% вероятность её поражения одной бомбой и 70% — двумя. И всё это без входа в зону аргентинской ПВО, состоящей из наводимых по радарам зенитных орудий и французского ЗРК «Роланд». Звучит довольно просто и надёжно.
В случае появления аргентинских истребителей флот был готов поднять несколько палубных «харриеров» для прикрытия.
Первый налёт состоялся в ночь с 30 апреля на первое мая 1982 года.
Для того чтобы один «Вулкан» дотянул в обе стороны, предстояло использовать аж одиннадцать самолётов-заправщиков, которые по сложной схеме должны были передавать топливо друг другу и бомбардировщику.
С учётом топлива и бомб «Вулкан» отрывался от полосы с перегрузкой в 2,5 тонны от максимального взлётного веса. У основного бомбардировщика вскоре после взлёта разгерметизировалась кабина, и его пришлось заменить резервным.
Кроме стандартного экипажа из пяти человек в кабине «Вулкана» сидел и инструктор по дозаправкам в воздухе. Бедолагу выдернули на фронт, посадив в кабину совершенно незнакомого ему самолёта, чтобы он давал советы неопытному в дозаправках от воздушных танкеров экипажу!
На подлёте к острову бомбардировщик снизился до 90 метров над волнами, чтобы усложнить задачу радарам противника. Затем в 60 километрах от острова поднялся до 300 метров — для уточнения своего местоположения, а после приёма сигналов аргентинских РЛС врубил системы электронного подавления, забившие помехами аргентинцев.
Бомбы сбрасывались с высоты в 3000 метров на расстоянии 5,5 километра от берега и полосы — это расстояние им предстояло пролететь самим. После сброса «Вулкан» завернул лихой вираж и ушёл обратно на малые высоты.
По нему не было сделано ни выстрела. После пятнадцатичасового боевого вылета он успешно вернулся домой. К тому моменту это был самый дальний налёт бомбардировщика в истории.
Фотоконтроль показал, что в полосу прилетела ровно одна бомба, теоретически сделавшая её непригодной для реактивных самолётов. Впрочем, транспортные C-130 без проблем использовали взлётку до конца войны.
Второй налёт состоялся с третьего на четвёртое мая. В этот раз боеприпасы бросали с ещё большей высоты и дальности. Аргентинская ПВО уже показала свои зубы, и проверять везение британцы не хотели. Результат — ни одного попадания.
«Нас не засыпать „шрайками“»
Следующим номером программы «вулканов» стали налёты с применением американских противорадарных ракет «Шрайк». Эти ракеты наводились по излучению РЛС противника, и даже выключение станции не всегда могло помочь: электронные мозги ракеты запоминали направление и расстояние до радара и продолжали свой полёт к нему.
Первоначально для борьбы с вражескими РЛС на Фолклендах собирались использовать англо-французские ракеты «Мартель», но оказалась, что они могут не пережить долгого перелёта и в итоге не сработать. А семь часов таскать за собой ненадёжную ракету, согласитесь, — так себе удовольствие. В итоге стали использовать переданные уже во время конфликта куда более надёжные американские изделия.
По две или четыре штуки их подвешивали под крылья бомбардировщика на пилоны, которые когда-то предназначались для так и не поступивших на вооружение воздушных баллистических ракет «Скайболт».
По сравнению с девятью тоннами бомб 170-килограммовые ракеты давали огромную экономию веса, а значит, и топлива. Теперь можно было обойтись и меньшим количеством самолётов-заправщиков.
Первый налёт с ракетами был сорван из-за поломки одного из заправщиков, но во втором два «шрайка» устремились в аргентинскую обзорную трёхкоординатную РЛС AN/TPS-43 американского производства. В последний момент операторы успели выключить станцию, но первый боеприпас взорвался в десяти метрах, нанеся осколочные повреждения, выведшие станцию из строя на двое суток (вторая ракета взорвалась более чем в ста метрах).
В следующем рейде эту РЛС выключили сразу после обнаружения британского бомбардировщика, но операторы станций зенитной артиллерии были не столь расторопны. Потом аргентинцы утверждали, что первый «Шрайк» они сбили в воздухе, но второй разнёс кабину управления радаром наведения «Скайгард», убив четырёх операторов.
На обратном пути после этого вылета у «Вулкана» сломалась штанга дозаправки, и стало понятно, что до острова Вознесения ему не дотянуть. Экипаж повернул в сторону Бразилии для незапланированной аварийной посадки. Всю секретную документацию выкинули в океан через люк, но возникли проблемы с двумя всё ещё висящими под крыльями ракетами. Одну из них удалось сбросить, но вторая застряла на пилоне намертво. В сопровождении бразильских истребителей «Вулкан» приземлился в Рио-де-Жанейро менее чем с тонной топлива в баках.
Разразился скандал. Бразильцы объявили бомбардировщик и экипаж интернированными, несмотря на требования британцев немедленно дать им улететь. Были недовольны и американцы — их гнев вызвал тот факт, что их ракета улетела в третью страну. Самолёт бразильцы отпустили только через неделю, причём «Шрайк» оставили себе.
Что это было?
Именно таким вопросом после войны задавались все причастные к ней. Каждый налёт «вулканов» представлял целую операцию и предполагал множество вылетов. Результаты при этом оказались более чем скромными и могли быть в принципе достигнуты палубными самолётами с куда меньшими усилиями.
Одной из причин использования «вулканов» считается желание КВВС принять хоть какое-то участие в этой войне. Если не считать одной эскадрильи «харриеров», отправленной в помощь флоту, функции КВВС сводились в основном к транспортной и патрульной. «Вулканы» были единственными машинами, способными дотянуться до аргентинцев, и именно за эту возможность так цеплялись военные авиаторы. Ну а политикам просто нравились большие и грозные «имперские» самолёты в деле.
источник: https://warhead.su/2019/04/05/vulkany-nad-folklendami