Второй год Великой войны в мире Царя Алексея Петровича. 1914 год. Часть 1

11

События 1913 года в этом мире были описаны по этой ссылке. В это части описаны события второго года войны на Западе. А точнее морские сражения в этом мире. Эта часть идёт как иллюстрация к кораблям Германской империи в этом мире, рассказы о которых собраны здесь.

Содержание:

Формирование объединённой эскадры

Ещё в конце прошлого 1913 года в Средиземном море была сформирована объединённая эскадра, состоявшая из немецкого Флота Открытого моря, 4-х французских дредноутов с немецкими экипажами, 6-и итальянских линейных кораблей а так же двух испанских линкоров типа «Эспанья».

Кроме уже хорошо зарекомендовавших себя в боях дредноутов типа Радецкий и Вена, флот пополнило три новейших корабля класса Кайзер Карл, вооружённые новейшими 15-и дюймовыми пушками главного калибра.

Общий состав объединённого флота:

Дредноуты Германии:

  • Типа «Радецкий» – 5 шт (по 9 орудий калибра 305 мм на каждом);
  • Типа «Вена» – 6 шт (по 9 орудий калибра 305 мм на каждом);
  • Типа «Кайзер Карл» – 3 шт  (по 10 орудий калибра 381 мм на каждом).

Дредноуты Франции:

  • Типа «Курбэ» – 4 шт (по 12 пушек калибра 305 мм на каждом. Правда, на один борт могло стрелять только 10)

Дредноуты Италии:

  • Типа «Данте Алигьери» – 1 шт (по 12 орудий калибра 305 мм на каждом);
  • Типа «Джулио Чезаре» — 5 шт (по 13 орудий калибра 305 мм на каждом).

Дредноуты Испании:

  • Типа «Эспанья» — 2 шт (по 8 пушек калибра 305 мм на каждом)

Кроме этого в состав эскадры вошли ещё 8 эскадренных броненосцев, 4 немецких и 4 итальянских:

Немецкие броненосцы:

  • Типа «Дон Хуан Австрийский» — 3 шт (по 4 орудия калибра 305 мм на каждом);
  • Типа «Кайзерина Элизабет» — 1 шт (4 орудия главного калибра 305 мм);

Итальянские броненосцы:

  • Типа «Реджина Елена» — 4 шт (по 2 305 мм и по 12 203 мм пушек (на один борот могло стрелять только 6 203 мм орудий))

Три эскадренных броненосца типа «Кайзер Фердинанд I», изначально входивших во Флот Открытого моря были выведены из него и остались на Адриатике в качестве броненосцев береговой обороны.

Таким образом, объединённая эскадра состояла из 26 дредноутов и 8 эскадренных броненосцев, всего 34 вымпела. Вся эта армада в начале 1914 года перебазировалась из средиземного моря во Французский Брест. Там к ней присоединились ещё 6 немецких дредноутов из тех которые до этого действовали в Северном море: 3 линкора и 3 линейных крейсера. Командовать над этой «непобедимой армадой» был поставлен уже очень хорошо зарекомендовавший себя Максимилиан фон Шпее.

Что касается владычицы морей то у неё в метрополии, в базе Скапа-Фло, осталось всего 22 дредноута из который 6 линейных крейсеров с откровенно слабым бронированием, что недавно показало Христианское сражение, в ходе которого погибло сразу три корабля этого класса.

Английские дредноуты находящиеся в Англии:

  1. «Колоссус» (Colossus) (10 305 мм орудий ГК);
  2. «Геркулес» (Hercules)  (10 305 мм орудий ГК);
  3. «Эджинкорт» (Agincourt) (14 305 мм орудий ГК);
  4. «Орион» (Orion) (10 343 мм орудий ГК);
  5. «Конкерор» (Conqueror) (10 343 мм орудий ГК);
  6. «Монарх» (Monarch) (10 343 мм орудий ГК);
  7. «Тандерер» (Thunderer) (10 343 мм орудий ГК);
  8. «Кинг Джордж V» (King George V) (10 343 мм орудий ГК);
  9. «Центурион» (Centurion) (10 343 мм орудий ГК);
  10. «Одейшес» (Audacious) (10 343 мм орудий ГК);
  11. «Аякс» (Ajax) (10 343 мм орудий ГК);
  12. «Айрон Дюк» (Iron Duke) (10 343 мм орудий ГК);
  13. «Мальборо» (Marlborough) (10 343 мм орудий ГК);
  14. «Бенбоу» (Benbow) (10 343 мм орудий ГК);
  15. «Эмперор оф Индиа» (Emperor of India) (10 343 мм орудий ГК);
  16. «Эрин» (Erin) (10 343 мм орудий ГК).

Линейные крейсера:

  1. «Инфлексибл» (Inflexible) (8 305 мм орудий ГК);
  2. «Индомитебл» (Indomitable) (8 305 мм орудий ГК);
  3. «Австралия» (Australia) (8 305 мм орудий ГК);
  4. «Нью Зиленд» (New Zealand) (8 305 мм орудий ГК);
  5. «Принцесс Ройял» (Princess Royal) (8 343 мм орудий ГК);
  6. «Куин Мэри» (Queen Магу) (8 343 мм орудий ГК).

Таким образом, Королевский флот обладал всего 22-умя кораблями линии. Естественно с такими силами англичане не могли рассчитывать на благоприятный исход сражения с Флотом Открытого моря. Но у англичан были хорошие союзники и зимой с 1913 – 14 годов, американская эскадра, в составе 8 дредноутов, совершила переход в Англию.

Состав американской эскадры:

  1. ВВ-26 «Саут Кэролайна» (South Carolina)
  2. ВВ-27 «Мичиган» (Michigan)
  3. ВВ-28 «Делавэр» (Delaware)
  4. ВВ-29 «Норт Дакота»
  5. ВВ-30 «Флорида» (Florida)
  6. ВВ-31 «Юта» (Utah)
  7. ВВ-32 «Арканзас» (Arkansas)
  8. ВВ-33 «Вайоминг» (Wyoming)
  9. ВВ-34 «Нью-Йорк» (New-York)
  10. ВВ-35 «Техас» (Texas)

Теперь состав объединённой эскадры Антанты составил 32 дредноута. С таким количеством можно было рассчитывать на благоприятный исход будущей генеральной битвы с объединённой эскадрой стран оси (Фло Открытого моря так же состоял из 32 дредноутов).

Пасхальное восстание в Ирландии

6 апреля 1914 года в Ирландии вспыхнуло Пасхальное восстание против Английского владычества. Восставшие достаточно быстро захватили Дублин и провозгласили независимую Ирландскую Республику. Правда соотношение сил было слишком неравным и было понятно, что без внешней поддержки восставшим долго не продержаться.

Бойцы «Ирландской гражданской армии»

Бойцы «Ирландской гражданской армии»

В этот же день, вечером из Бреста, под прикрытием линейного крейсера «Бабенберг» вышел трансатлантический лайнер «Император» на борту которого находился целый полк немецкой пехоты и множество стрелкового оружия и боеприпасов.

Уже утром, 7 апреля, оба корабля были на рейде Дублина. В это время в бухте города находился британский лёгкий крейсер «Беллона», вооружённый всего лишь 102 мм пушками. Естественно принимать бой с целым линейным крейсером было для него самоубийством. И он в последний момент выскользнул из бухты под носов германского дредноута.

Трансатлантический лайнер «Император»

Трансатлантический лайнер «Император»

Капитан крейсера тут же сообщил о появлении германских военных кораблей у Дублина. После чего в Скапа-Фло началась подготовка к выходу объединённой англо-американской эскадры.

Крейсер «Беллона»

Крейсер «Беллона»

Правда, немецкая эскадра, которая готовилась к этому событию уже вышла из Бреста, вечером 8 апреля и 9 апреля была уже на рейде Дублина. Кстати к этому времени бои в городе уже прекратились. Полк немецкой пехоты подавил все очаги сопротивления англичан, а в самом городе происходило активное формирование частей Ирландской армии, благо оружие для этого было.

Сражение у острова Ламбей

Атака подводной лодки U-29 9 апреля 1914 года

Разведку у английской базы Скапа-Фло с начала 1914 года осуществляли немецкие подводные лодки, задачей которых было сообщать по радио обо всех событиях которые происходят в базе и около неё. В апреле на дежурство заступили подводная лодка U-29 под командованием О. Веддигена.

Вечером 8 апреля начался выход англо-американской эскадры на внешний рейд Скапа-Фло. За этими действиями наблюдал Отто Веддиген. По рации он сообщил о событии и согласно приказу не выдавая себя остался на месте продолжая наблюдение, при этом периодически поднимая и опуская перископ, что бы не быть случайно замеченным.

Утром, 9 апреля объединённая эскадра двинулась на юг, при этом её курс проходил в непосредственной близости от позиции субмарины. Что важно, U-29 оказалась за линией эскортирующих эскадру эсминцев, в идеальной позиции для атаки дредноутов.

Отто Веддиген не смог упустить свой шанс и вопреки приказу решил провести торпедную атаку.

В качестве объекта атаки был выбран дредноут «Мальборо». Веддигена дал со всех 4-х носовых торпедных аппаратов. Если бы все торпеды попали в цель то дредноут гарантировано отправился на дно. Однако, наблюдатели на линкоре вовремя заметили следы от торпед и была дана команда дать полный ход, и срочно развернуться в сторону идущих торпед. Две из четырёх торпед линкор пропустил за кормой, а две достигли цели. Взрывы произошли в районе машинного отделения и в районе кормы.

Линкор лишился хода и в него начала поступать вода. Силами экипажа затопления удалось локализировать ну а для починки машин требовался длительный ремонт. Линкор был отбуксирован в Скапа-Фло а эскадра двинулась на встречу своей судьбе уже без него.

В ходе инцидента на Мальборо погибло 4 матроса.

Подводная лодка типа U-23. Именно к этому типу принадлежала подводная лодка U-29 

Подводная лодка типа U-23. Именно к этому типу принадлежала подводная лодка U-29

Второй раз Англо-Американская эскадра была замечена, вечером 9 апреля, подводной лодкой U-66, на траверзе полуострова Ардс, который находится на северо-западе Ирландии. На позицию для торпедной атаки лодка выйти так и не смогла.

Основная часть сражения у острова Ламбей

Рано утром, 10 апреля, Флот Открытого моря выстроился в кильватерную колонну и двинулся на встречу английской эскадре. Во главе эскадры находились три новейших линкора, класса «Кайзер Карл» расположившиеся строем фронта. Английская эскадра так же двигалась кильватерной колонной.

Линкор класса «Кайзер Карл»

Линкор класса «Кайзер Карл»

В 10:48  с линкора «Кайзерина Зита» был замечен флагманский корабль английского флота – линкор «Айрон Дюк». Тут же тройка флагманских немецких линкоров заложила поворот на восток и уже по ходу разворота начали пристрелку с расстояния 80 кабельтов из носовых орудий. Довольно быстро расстояние до вражеского линкора, который так же начал разворот на восток была нащупана и немецкие линкоры, которые к этому времени уже развернулись бортом к британскому кораблю, начали вести беглый огонь со всех своих 30-и орудий калибром 381 мм. При этом, носовые пушки вели огонь бронебойными снарядами, а кормовые – фугасными.

Вода вокруг британского линкора просто закипела. При этом и сам корабль получил сразу несколько попаданий.

В 11.02 бронебойный снаряд пробил палубу между двумя передними башнями и обе их выел из строя. Где-то в это же время два бронебойных снаряда пробили корабль в районе кормы на сквозь, при этом перебив валы винтов. «Айрон Дюк» лишился хода и в него начала поступать вода. При этом, обездвиженный корабль стал ещё больше получать попаданий от немецкий линкоров. В 11.10 стало понятно что корабль не спасти и с него началась паническая эвакуация команды. В 11.23 английский дредноут кормой вниз ушёл под воду, из 1022 человек экипажа спастись удалось всего 223-ём морякам. Вместе с кораблём погиб и командующий английской эскадрой адмирал Джелико.

Что любопытно, немецкие линкоры потопили «Айрон Дюк», при этом не получив ни одного попадания.

Гибель линкора «Айрон Дюк»

Гибель линкора «Айрон Дюк»

Перед своей гибелью на мачтах «Айрон Дюка» появился сигнал, в котором командование над эскадрой передавалось командира второго линкора в линии – «Бенбоу». А линкором в это время командовал Генри Паркер.

Неожиданно оказавшийся на должности командующего эскадрой успел дать, в ходе сражения,  всего один приказ – «Следовать за мной», после чего его корабль был засыпан снарядами сразу пяти немецких линкоров. Немцам удалось провести классический «кроссинг Т», и теперь палочку у «Т» составляли сразу 5 немецких дредноутов которые вели огонь по головному английскому кораблю.

В 11.32 с сильным пожаром на рострах и носовом мостике, имея тяжёлые повреждения и потеряв управление, «Айрон Дюк» выкатился из строя влево и стал описывать циркуляцию, имея крен на левый борт 12° и большой дифферент на нос. Весь борт его носовой части был разбит, в нём имелись пробоины ниже ватерлинии. Полностью выведенная из строя артиллерия главного калибра бездействовала, носовая башня главного калибра, сорванная с основания, накренилась, носовые орудийные казематы были разбиты. Он не справился с поступлением воды и около 11:50 повалился на левый борт и стремительно затонул. Тут со всей очевидностью проявилось недостаточное бронирование английских линкоров. Их 305 мм броня главного пояса, которая мало того что была не по всей длине корабля так ещё и имела такое качество что её пробивали 305 мм снаряды. Ну а 381 мм снаряды вообще в оконечностях могли прошивать английские линкоры насквозь.

После гибели второго линейного корабля, командование над флотом взял на себя американский адмирал Уильям Бенсон, который находился на мостике линкора «Нью-Йорк». Он скомандовал всем кораблям осуществить поворот все вдруг и ложиться на обратный курс, далее продолжать битву он не видел ни какого смысла, справедливо посчитав её уже проигранной.

Англо-Американские корабли начали совершать разворот а под сосредоточенным огнём немецких кораблей оказался линкор «Эмперор оф Индиа». В 11.42 линкор перестал слушаться руля и начал совершать циркуляцию вправо. Таким образом он вместо того что лечь на обратный курс сделал полный круг и оказался снова перед немецкими дредноутами. Правда 15-и дюймовые линкоры уже перестали по нему бить и он оказался перед тремя линкорами типа «Карл Шварценберг» и двумя линкорами типа «Вена».

В 12:08 на «Эмперор оф Индиа» возникли сильные пожары. Корабль заволокло дымом, и немцы временно перенесли огонь на другие английские дредноуты.

В 12:32 осколки снаряда проникли через щель в броневую рубку «Эмперора», убив почти всех находившихся там. Продолжая подвергаться ожесточённому обстрелу, линкор лишился всех труб и мачт и почти всей артиллерии. Скорее всего линколр бы всётаки добили но он вошёл в полосу тумана и был потерян германскими кораблями. Это спасло обречённый линкор.

После того как вся объединённая англо-американская эскадра легла на обратный курс, адмирал Уильям Бенсон, отдал приказ разбиться кораблям на мелкие группы и самостоятельно добираться до Скапа-Фло.

Контр-адмирал Александр Л. Дафф командовавший «Императором» получил этот приказ, но понимал бедственное положение своего корабля он опасался что не сможет добраться до базы английского флота, так как вода всё ещё поступала в корабль а наложенные пластыри были крайне ненадёжны. В свете этого он принял решение укрыться во фьорде Карлингфорд Лох, который находился на восточном побережье Ирландии. Однако ошибка в навигации и возросшая из-за поступившей воды осадка корабля привела к тому что он сел на мель не справившись с узким фарватером фьорда.

Но вернёмся на место сражения. Опустившийся туман остановил изибиение английских кораблей. Адмирал Шпее, по началу, пытался их преследовать, но вскоре, он отдал приказ возвращаться на рейд Дублина. Правда, на всякий случай вдогонку были отправлены крейсера, в том числе и тройка линейных, типа «Бабенберг».

Бой у острова Мэн

В 18:30 на траверзе острова Мэн два тихоходных американских дредноута «Саут Кэролайна» и «Мичиган», которые двигались на север, в Скапа Фло, на скорости 16 узлов, были настигнуты немецкими линейными крейсерами имевшими скорость 25 узлов.

Не смотря на то, что большого преимущества в вооружении немцы не имели, 18 орудий калибра 305 мм, против 16-и у американцев, немцы посчитали что они легко справятся с двумя старичками (данные американские линкоры являлись первыми дредноутами в ВМФ США).

Линкор «Саут Кэролайна» перед началом сражения у острова Мэн

Линкор «Саут Кэролайна» перед началом сражения у острова Мэн

Немецкие крейсера, начали по большой дуге, с запада, обходить американские линкоры, отрезая их от пути на север. Когда линейные крейсера, типа «Бабенберг», оказались северо-западнее американцев, они начали сближение, пытаясь поставить небольшой американской флотилии кроссинг «Т». Когда расстояние между кораблями составило 80 кабельтов, американские линкоры так же довернули на несколько румбов на восток, и повернулись бортами к немецкому отряду.

Пристрелку оба отряда начали практически одновременно. Все три немецких крейсера вели огонь по головному американскому линкору «Саут Кэролайна», оба американских дредноута по головному немецкому кораблю – «Бабенберг».

Первыми попадания добились немцы, однако их снаряд попал в броневой пояс «Саут Кэролайна» и прошёл для линкора сравнительно безболезненно, контузив только несколько моряков из расчёта одного орудия среднего калибра.

Вскоре попаданий добились и американцы, 305 мм снаряд с «Мичигана» пробил палубу за задней башней и взорвался внутри корабля, повредив подводную часть корпус на корме. В «Бабенберг» начала поступать вода.

Когда пристрелка была закончена, и корабли начали вести беглый огонь, попадания пошли один за другим. На американском линкоре была снесена передняя мачта, задняя дымовая труба, на корабле начались очаги пожаров. Однако вся артиллерия главного калибра действовала бесперебойно, продолжая посылать в сторону немецкого крейсера снаряд за снарядом.

Что касается немецкого корабля, то его броня в 250 мм, была по зубам американским кораблям. И вскоре из-за большое количества попаданий у «Бабенберга» начались серьёзные проблемы. Так сложилось что большинство пробитий немецкий крейсер получил в заднюю часть корпуса. Один аз снарядов пробил крышу задней башни главного калибра и только благодаря чуду и немецким снарядам не произошёл подрыв боезапаса. Однако, задняя трёхорудийная башня вышла из строя. Вскоре один из снарядов попал в машинное отделение и там взорвался. Машины крейсера были выедены из строя и корабль потерял ход. Кроме этого, два снаряда пробили главный броневой пояс и внутрь корабля начала поступать вода в больших количествах.

Два, до этого, практически неповреждённых, немецких линейных крейсера «Габсбург» и «Арпад» бросились прикрывать гибнущий флагман. Они отчаянно отстреливались при этом прикрывая «Бабенберг» своими корпусами. В этот момент досталось и им, правда не настолько серьёзно, как флагманскому крейсеру.

А американцы, не меняя скорости и курса, так и проследовали на север, оставив немцев самих разбираться со своими проблемами. А проблемы были более чем серьёзные. Из артиллерии в строю остались только пушки среднего калибра. Из 18-и котлов могли работать только 6, машины были разбиты, в несколько пробоин по правому борту поступала вода. Мощность всех оставшихся энергетических установок были направлены на откачку воды и они не справлялись. Пожары удалось потушить, после чего, более-менее целый «Арпад», взял «Бабенберг» на буксир и медленно потащил его к Дублину.

Однако, дотащить подбитый линейный крейсер в Дублин не удалось, где-то по середине между Мэном и Дублином, линейный крейсер ушёл под воду.

Что касается американских линкоров, то утром 11 апреля они появились на рейде Скапа Фло.

Что интересно, потопление «Бабенберга» стало единственной победой в ходе серии боёв в Ирландском море.

Итог сражений в Ирландском море

После сражений 10 апреля 1914 года английские газеты вышли с бравурными заголовками, рассказывая о разгроме немецкого флота и о трёх потопленных немецких дредноутах. Однако это ни кого обмануть не смогло.

Уже 11 апреля, в Бресте, на крупнейшие немецкие океанские лайнеры, «Император», «Фатерлянд» и «Бисмарк» началась погрузка немецкой пехота, а на транспорты начали грузить вооружения и боеприпасы. 16 апреля корабли были в Дублине и начали разгрузку.

После формирования ирландской армии, та при поддержке немецких частей (в Ирландии находилась немецкая дивизия) начала наступление. Главное направление было западное, на город Голуэй.

10 мая, при поддержке немецкого флота Голуэй был взят, после чего в этот порт проследовал весь Флот Открытого моря. И именно из этого порта началась тотальная блокада Британских островов.

Гражданская война в Ирландии

Первый президент Ирландии Имон де Валера

Первый президент Ирландии Имон де Валера

Германия приняла очень ограниченное участие в этой войне, которое ограничилось только поставками оружия и в охране портов, в которых базировался немецкий флот. В остальном действовала Ирландская республиканская армия.

До середине лета был взят под контроль юг острова. После чего началось наступление на север. В сентябре Британская армия на севере капитулировала и Ирландия полностью перешла под контроль Ирландского правительства и его главы Имона де Валера.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account