Всё по-честному. Часть-3. Т-28.

24

Всё по-честному. Часть-3. Т-28.

Всё по-честному. (Часть-3). Т-28.

Начну с правды (как я её понимаю, конечно). Т-28 в принципе выпустили сравнительно не много (всего 503 машины). К концу 30-х танк устарел и его модернизация (даже при приличном ещё модернизационном потенциале) совершенно не имела смысла на фоне форсированной подготовки ЛКЗ к массовому выпуску нового тяжёлого танка КВ. Заниматься какой-либо серьёзной модернизацией Т-28 на ЛКЗ (а значит и вообще где-либо) банально и не кому. Танку было уготовано по-тихому сойти со сцены «на заслуженный отдых» вслед за другим многобашенником – Т-35А, по мере насыщения РККА новой техникой. Кто-ж мог знать заранее, что им ещё в бой идти придётся! Вот интересно – если бы ЗНАЛИ, дали бы им так бездарно рассыпаться?

Но ведь хоть что-то сделать было и можно, и… должно!

Начнём опять-таки с опыта войны в Испании, который чётко дал понять, что противопульная защита уже, в общем-то, и не защита вовсе.

На ЛКЗ это поняли и Т-28 начали собирать из более снарядостойкой цементованной брони. Но если 30 мм цементованная лобовая броня корпуса 37 мм ББС с дистанций более 500 м ещё как-то держала, то 20 мм броня башни, подбашенной коробки и бортов – всё равно оставалась сугубо противопульной – хоть и держала уже пулю крупнокалиберного пулемёта и даже противотанкового ружья (если из него не лупить в упор!).

Т. е. по сути, всё это были лишь полумеры, поскольку в перспективе, предполагался переход с выпуска Т-28 на колёсно-гусеничный Т-29.

Т-29 на испытаниях

Т-29 на испытаниях

Но, от столь же слабо бронированного Т-29 всё-таки отказались, а Зимняя война те «полумеры» проявила именно полумерами. Теперь уже по опыту боёв на Карельском перешейке, Т-28 решили экранировать.

Колонна экранированных Т-28 на параде в Ленинграде

Колонна экранированных Т-28 на параде в Ленинграде

Не считая частичных экранировок, всего, успели полностью экранировать не более 120 танков – старых, хотя планировалось полное экранирование всех Т-28 сделанных из обычной гомогенной брони. Новые «цементованные» (всего ок. 270 штук) не экранировали (разве что кустарно). Т. е. более-менее адекватную защиту к началу ВОВ имели менее 400 танков из 481 имевшихся к лету 41-го по отчётам. Остальные экранировать не успели. В том числе и по причине фактического отсутствия самих танков. Дело в том, что многие Т-28 уже были очень сильно изношены. Запчастей катастрофически не хватало. И во всех частях (даже на занимавшемся экранировкой головном ЛКЗ!) вынужденно занимались «каннибализмом» — разбирая наиболее ушатанные машины на запчасти для других. Но в статистике-то они по-прежнему фигурировали!

Так согласно всё той же статистике, к началу ВОВ к боеготовым танкам 2-й категории, относились лишь 292 Т-28. Прочие, из тех 481, относились к НЕ боеспособным машинам 3 и 4 категорий и стояли в ожидании либо запчастей для ремонта, либо «разделки» на запчасти для других машин, которые ещё были на ходу.

В общем, с Т-28 творилось форменное безобразие. На ещё вполне боеспособные (при должном ТО) танки, просто махнули рукой! И именно из-за этого самого безобразия, те 292 Т-28 в боях себя практически никак не проявили (за исключением всем известного героического «пробега» одиночного Т-28 по улицам занятого немцами Минска).

И было с чего! Как пример, доклад о ходе формирования 5-й танковой дивизии от 4 августа 1940-го года: «Средних танков Т-28 прибыло 30 штук, из них 23 требуют среднего ремонта. Запасных частей к ним совершенно нет». Ещё отчёт рембазы №7 о ходе работ по ремонту танков Т-28: «В производстве 21 единица, все находятся в различной стадии работ. Закончен ремонтом ОДИН. Выпуск танков лимитируется рядом деталей, которые отсутствуют на складах округа». Коломиец, на основании своих данных, утверждал, что на самом деле, полностью боеготовыми, на момент начала войны были вовсе не 292, а не более 170-200 Т-28.

Так и воевали. Как наиболее наглядный пример – всё та же 5-я ТД, имевшая на начало войны те 30 Т-28. По её отчётам из 30, 27 были полностью изношены. Тем не менее, 24 танка удалось не только завести, но и выдвинуть на позиции для прикрытия стратегических мостов у Алитуса (в Прибалтике). Уже через сутки, все Т-28 были потеряны – из них 16 получили какие-либо повреждения разной степени тяжести от огня противника, но эвакуировать не удалось из тех 24-х ни одного – техническое состояние всех машин (в т. ч. и не попавших под огонь противника) было никуда не годным.

Не получив ни подкреплений, ни предметов снабжения (в т. ч. боеприпасов), дивизия просто бросила неисправную технику и ушла в сторону Вильно, оставив не взорванными стратегические мосты – те самые, по которым немцы бодро прошлись до самого Вильно и от которого резко повернули на Минск – во фланг и тыл Западному фронту, охватывая его в мешок и делая неизбежным его окружение и последующий разгром.

Ещё показательнее судьба Т-28 10-й ТД. Из 51 Т-28, разбито и сгорело в боях – 4 (ЧЕТЫРЕ) танка. Оставлено в месте дислокации по неисправностям – 7. Вышли из строя по техническим причинам и оставлено на территории занятой противником – 10. Брошены из-за отсутствия ГСМ – 4. Пропало без вести с экипажами – 3. Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуации – 6. Брошены во время маршей при отступлении по техническим причинам – 15. Застряло с невозможностью эвакуировать – 2.

Вот такая фигня. Из 51 Т-28 – фактически, в боях потеряно всего 4 танка! Эффективность просто фантастическая!

Теперь, альтернатива.

Начнём с количественных параметров. От этого параметра зависело главное – имело ли вообще смысл возиться с Т-28 на рубеже 30-40-х. Или по малочисленности, «спустить» их «естественное вымирание» на тормозах (что мы в РИ и наблюдали). В самом деле, чего возиться с четырьмя сотнями ещё кое как ползающих устаревших танков, если танковый парк РККА далеко за 20 тыс. единиц?

В решающем 1937 году, при плане в 80 танков, армия получила всего 46. Что конечно объясняется общим спадом в нашем танкостроении, где все работы резко затормозили разборки (и аресты), связанные с т. н. «танковым делом». Ну и перспектива замены на Т-29 тоже своё чёрное дело ещё делала.

В 38-ом – при заказе в 90 танков, армия получила сразу 100 машин – тут и 90 заказанных и ещё десяток доделанных из заказа прошлого года.

В 39-ом, когда о Т-29 уже практически не вспоминали, ЛКЗ получил самый большой заказ за всю историю выпуска Т-28 – 135 танков. Но армия получила только 131 танк – часть корпусов пришлось использовать для замены у наиболее изношенных машин прежних лет выпуска.

В 40-ом, армию «осчастливили» последними 12-ю Т-28, собранными из задела по запчастям и корпусам.

Что тут можно изменить? В 1937-ом, не искать «ведьм» на ЛКЗ так рьяно, что это отразилось на объёмах выпуска и про Т-29 поскорее забыть как про страшный сон. Чтоб как заказали 80 машин – так их и получили. А лучше, даже не 80, а как в 1936-ом – ровно 100 танков. В 38-ом, заказ от 1936-го в 100 машин снова повторить.

Больше чем в военном (Зимняя война) РИ 39-ом, в АИ выпустить едва ли получится. Как и сильно увеличить «добитый» задел в 40-ом.

Но даже благодаря этим мерам, общий объём выпуска будет не 503 танка, а уже 575-580 танков. Немного, но всё же лучше.

Причём все танки обязательно экранированные. Загодя! Не по опыту «Зимней», а по опыту Испании! Благо, как и в РИ, для этого «благородного дела» на ЛКЗ будет выделен целый участок с кадрами и всем необходимым инструментарием. Старые танки экранируются на том самом участке в ходе капремонтов, а новые изначально, в процессе производства. Даже сделанные из «цементовки»! Какой смысл опасаться, что наварка шпилек для крепления экранов «отпустит» цементовку в местах сварки, делая её хрупкой, если без экрана та цементовка всё равно пробивается?

А экранированный Т-28 (экраны 30 мм лоб и 20 мм борт!) из «дверной колотушки» «на халяву» уже не возьмёшь. Как и из «Бофорса» того же калибра. Следовательно, потери в «Зимней войне» будут меньше, танков больше, а сама война – не исключено, короче. Зачем было ждать огромных потерь в Зимней войне, чтоб начать экранировать Т-28? Раньше, после той же Испании, эта необходимость разве не была УЖЕ очевидной? Не хватило сообразительности провести «опытный» обстрел Т-28 со всех ракурсов из нашей же «сорокапятки»?

Второе. Немаловажно понять, почему Т-28 в преддверии войны были в таком плохом техсостоянии (что прямо сказалось и на количестве боеготовых машин и на их эффективности в ходе боевых действий). ЗАПЧАСТИ! До 1938 года суммы, выделяемые НКО на запчасти для Т-28, хоть и были хронически недостаточными, но они, по крайней мере, росли. В 39-ом упали. И это притом, что в ноябре началась Зимняя война и огромное количество запчастей со складов пошло на ремонт Т-28 участвующих в боевых действиях.

Средства, реально затраченные на производство запчастей и ремонт Т-28 в 40-ом году, и близко не покрывали не то что тотальной и фатальной убыли на складах, образовавшейся в ходе Зимней войны, они фактически повторили явно недостаточные расходы 30-х, когда танков было ещё не много, большинство новые и они ещё не были так «ушатаны» как к концу 30-х!

Программа формирования массы новых мехкорпусов и понимание, что новых танков для них нет, подстегнули работы по «поддержанию жизни» в Т-28, но это было уже «что мёртвому припака». Есть кое какие деньги — нет соответствующих проблеме мощностей. Нашли мощности —  уже нет времени. Т. е. общая деградация парка Т-28 не то что продолжалась, она нарастала как снежный ком. Тоже самое повторилось и в 41-ом. Так чего мы хотели? «Умерла – так умерла».

АИ. С 37-го, расходы на запчасти и ремонт Т-28 РАСТУТ соответственно запросам. Не ниже! Объём выполненных по факту работ чётко контролируется с соответствующими оргвыводами. Требование одно — ВСЕ танки (кроме проходящих плановый капремонт (сроки которого чётко обозначены и железно выдерживаются) должны быть боеготовы.

Постановление СНК и ЦК ВКП (б) №885330, о том, что:

«На Кировском заводе производство танков Т-28 (изготовление, ремонт, ПРОИЗВОДСТВО ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ) ПОЛНОСТЬЮ прекратить с 1 июня 1940 года», корректируется – из него исключается пункт по запасным частям, а участок по ремонту и экранировке ещё не экранированных машин не упраздняется, а переводится на постоянную «шефскую» работу над Т-28 с загрузкой другими заказами лишь в случае угрозы простоев.

Даже после начала массового выпуска КВ, расходы НКО на запчасти и ремонт Т-28 не уменьшаются, а напротив, увеличиваются. Причём не в рублях, а фактически! Нет возможности что-то производить на ЛКЗ – заказываем на других предприятиях, либо за хорошие премиальные во внеурочное время – благо вся необходимая оснастка и инструментарий в наличии, а завод ещё не работает в режиме военного времени.

Все эти меры, позволят сохранить в хорошем состоянии к началу ВОВ не 200 Т-28 для которых практически не было запасных частей, а по крайней мере 500 машин (из 575-580 выпущенных в АИ) с хорошим ЗиПом.

Что ещё можно было сделать полезного? Например, перевооружить Т-28 ранних выпусков с откровенно убогой пушки КТ на более современное и эффективное орудие – Л-10 и даже Л-11. Не вооружая Л-11 КВ, для которого она была откровенно слабой (и уже во всю разрабатывались грабинские Ф-27 и Ф-30).

КВ первых серий с явно слабой для него пушкой Л-11

КВ первых серий с явно слабой для него пушкой Л-11

В РИ, Л-10 получили не более 200 Т-28 последних лет выпуска.

Т-28 с пушкой Л-10

Т-28 с пушкой Л-10

Л-11 в серию пошла в 39-ом и этой пушкой запросто можно вооружить все Т-28 выпуска 39-40 г.г. И даже старые Т-28, заменив ими убогие КТ. Л-11, хоть её и ругают как недостаточно надёжную, сложную и дорогую, выпускалась серийно (почти 750 штук сделали) и на дистанции в 1000 метров, пушка пробивала броню толщиной 60 мм. не уступая по этому параметру грабинской Ф-32. Ещё бы ББС-ов для них, в достаточном количестве… Но большую часть немецких танков та Л-11 «брала» и шрапнелью, поставленной на удар… правда с дистанции не более 400 м. Но и Т-28 у нас экранированные!

А экранированный Т-28, да с Л-10/11 в башне, был бы весьма грозной силой! Конечно, в исправном техническом состоянии и на ходу… (Само собой при хорошо обученном экипаже).

Вот только его категорически нельзя было включать в состав танковых дивизий и механизированных корпусов, поскольку подвеска Т-28 сама по себе весьма эластичная, изначально страдала очень низким ресурсом некоторых деталей (стаканы, пружины «свечей», амортизаторы и т. д.). Что уж говорить про танки, догруженные аж четырёхтонным(!) полным экранированием, к тому же, многие уже порядком изношенные.

Общий вывод. Танки экранируем. Все. Танки прежних лет выпуска (а тем более новые) вооружаем Л-10 и Л-11. И главное – все без исключения Т-28 (все 500 – это не считая 75-80 танков в ремонте, на складах и учебных частях), распределённые по пяти танковым бригадам, оставляем в ЛВО – где далеко бегать не надо и за спиной мощная рембаза в виде всё того же «шефского» ЛКЗ с персональным шефским участком и шефской высококвалифицированной бригадой! Ведь именно наличие этих факторов обусловило успех Т-28 в Зимней войне, а отсутствие — НЕ успех во время ВОВ.

Колонна экранированных Т-28 вооружённых пушкой Л-10

Колонна экранированных Т-28 вооружённых пушкой Л-10

Поэтому, не забываем и о достаточном количестве эвакуаторов (хоть в виде тех же Т-28 без башен и экранов) – чтоб ни один Т-28 не был брошен – ни подбитый на поле боя, ни остановившийся из-за поломки на марше. Все танки должны своевременно вытаскиваться и отправляться в тыл – в ремонт – благо, есть кому их чинить, где, и чем. Да и тащить не далеко.

Если бы ВСЕ Т-28 оставались в ЛВО, не насиловались затяжными маршами, были обеспечены запчастями, и их техническое состояние ПОСТОЯННО поддерживалось не только собственной службой технической поддержки, но и специально выделенной бригадой ЛКЗ, процент боеготовых машин был бы намного выше. НА МНОГО. Как и боевая эффективность.

Думаю, не ошибусь, если рискну утверждать, что танкисты генерала Рейнгарда (уже порядком потрёпанные 1-я и 6-я ТД 41-го мотокорпуса), имели бы довольно бледный вид, если бы на Лужском рубеже их встретили не ТРИ новеньких КВ в сопровождении 118 до нельзя ушатанных БТ-2 и БТ-5 24-й танковой дивизии полковника Чеснокова (сформированной из учебной боевой части бывшего 11-го запасного танкового полка), а аж четыре полнокровные бригады (100 ИСПРАВНЫХ машин в каждой!) «могучих стариков» Т-28 (не менее 400 танков!) с отлично подготовленными экипажами из сплошь коммунистов и комсомольцев – отличников боевой и политической подготовки (как и во всех тяжелотанковых бригадах РККА 30-х). Даже отправив одну бригаду из пяти на финский фронт в Карелию, этих четырёх оставшихся, хватило бы для того чтоб иметь существенное качественное превосходство над панцерами Рейнгарда где бы он ни ударил.

В РИ, пехота, поддерживаемая теми откровенно жалкими силами 24-ой ТД, держала рубеж десять дней – пока 24-я ТД не сточилась в оборонительных боях и контратаках. А сколько та пехота продержалась бы, имея поддержку 400 крутых «аишных» Т-28?

Кстати, если кого волнует «изъятие» Т-28 из других округов перед войной, то, смею утверждать, погоды они там и близко не делали! 63 Т-28 в ЗОВО имевшем согласно статистике более 3 тысяч танков, были просто «ниачём». Как и 215 Т-28 КОВО, на фоне более чем 5 тысяч танков округа в т.ч. более 260 КВ и почти 500 Т-34! Так что, пусть ЛКЗ отправляет в те западные округа свои новенькие КВ, а подступы к Ленинграду, будут защищать «старые кадры» в лице Т-28.

Всё по-честному. Часть-3. Т-28.

Подписаться
Уведомить о
guest

62 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account