Все, что в воздухе — враг. Столкновения Холодной войны

19

Все, что в воздухе - враг. Столкновения Холодной войны

Самолет горел и разваливался. Обшивку разрывали снаряды автоматических пушек. Пилоты делали все, что в их силах, но шансов на спасение у них уже не было. Умирающий разведчик проскочил облака и навеки исчез в холодных объятиях Балтики.

Самолет был сбит русскими, но он не принадлежал к люфтваффе. Весенним вечером 1950 года погибли солдаты нового мирового конфликта – Холодной войны, а бомбардировщик выполнял разведывательную миссию в интересах ВВС США. Погибшие авиаторы стали первыми, но далеко не последними жертвами противостояния.

После 1945 года страны, победившие нацизм, разошлись по окопам новой, Холодной войны. Планы крупномасштабных сухопутных операций и ядерных ударов так и остались на бумаге. Однако обе стороны отчаянно нуждались в разведывательных сведениях и ни на грош не доверяли друг другу. Поэтому в небе постоянно находились самолеты-шпионы, и покоя в воздухе не было никому. История американского воздушного разведчика Пауэрса и «Аллея МиГов» над Кореей широко известны, но это только верхушка айсберга.

Уже в мае 1945 года американские самолеты вели разведку Дальнего Востока. При этом они не стеснялись нарушать границы – разведданные о советских военных объектах казались достаточно важными, чтобы идти на риск. Поначалу стороны старались щадить друг друга. Уже в 1945 году советские истребители на Дальнем Востоке принудили к посадке «Superfortress», для чего пришлось поджечь американцу один из двигателей. У командира «Крепости» на допросе поинтересовались, отчего он не вел ответного огня, и тот изумленно ответил: «Как, стрелять по русским?!»

Однако вскоре волны нового конфликта смыли следы прежнего братства по оружию. Американцы упорно вели воздушную разведку СССР, а инциденты в воздухе происходили все чаще и чаще. В Советском Союзе вовсю вели разработку нового вооружения, и по ту сторону океана живо интересовались вопросом о том, каковы возможности ПВО СССР, каково состояние атомных объектов, ракетной программы. Тем более, новая мировая война казалась вполне реальным делом, в штабах рисовали планы ядерных бомбардировок один красочнее другого. Самая известная такая разработка, план «Дропшот», предполагала атаку против СССР тремя сотнями ядерных бомб и невероятным количеством обычных. Однако Советский Союз стремительно наращивал военную мощь, причем не только и не столько армады танковых корпусов, но реактивную авиацию, ПВО, атомное оружие. Так что Штатам требовалось посылать все больше разведчиков. Директива Комитета начальников штабов США на эту тему гласила:

Комитет начальников штабов отдал распоряжение видам вооруженных сил приступить к осуществлению «агрессивной программы ведения разведки с целью получения максимума све- дений об электронном вооружении иностранных государств. Опыт показывает, что наиболее эффективным методом сбора разведывательных данных является воздушная разведка…

В каком-то смысле в планы американцев даже входило противодействие советской стороны. Разведывательный самолет мог лететь вдоль воздушной границы, собирая сведения о следящих за ним же РЛС и вдобавок делал резкие движения в сторону советской территории, надеясь спровоцировать включение новых локаторов.

Реакция русских на эти полеты долгое время была достаточно сдержанной, но постепенно в Москве начали терять терпение. В 1949 году «Ла-7» над Балтикой еще только обозначали готовность сбивать самолеты, «случайно» залетевшие в чужие территориальные воды, но кровопролитие уже оставалось делом времени.

8 апреля 1950 года в районе Лиепаи появился разведывательный самолёт флотской авиации США PB4Y-2 Privateer. По американской традиции у машины было имя собственное — «Буйная черепаха». Самолёт занимался обычным для времени и места делом — радиоэлектронной разведкой. Конкретно американцев интересовало строительство русскими аэродромов на Балтике. На борту было десять человек, включая офицеров — лейтенантов Ховарда Зешафа и Джона Фетта, командира экипажа. Кстати, в наших источниках обычно пишут, что это был переоборудованный под разведывательные задачи Б-29 «Суперкрепость», но это неточность: в США публиковался и список экипажа, и бортовой номер погибшего самолёта — и это всё-таки «Приватир».

Между тем на советской стороне к этим акциям относились, мягко говоря, без понимания. И специально к явлению гостей на аэродром под Палангой незадолго до этого перебросили звено истребителей Ла-11.

В половине одиннадцатого утра «Приватир» взлетел с аэродрома в ФРГ. А вскоре после 5 часов вечера южнее Лиепаи советские наблюдатели зафиксировали нарушение границы.

Разведчик углубился на советскую территорию на 21 километр. На перехват отправились Ла-11 старшего лейтенанта Бориса Докина. Искать противника пришлось недолго: минут через десять перехватчики обнаружили «Приватир».

«Приватир»

«Приватир»

Русские сначала попытались принудить нарушителя к посадке. Старший лейтенант Анатолий Герасимов обогнал самолёт, покачал крыльями и свернул. Американцы или не поняли этого жеста, или решили прорываться. «Приватир» резко бросился в сторону моря, благо дистанции небольшие и очень скоро он был бы в нейтральных водах. Докин дал предупредительную очередь. Ноль реакции. И тогда советские пилоты открыли огонь на поражение. Стрелял по «Приватиру» лейтенант Иван Тезяев — чрезвычайно опытный пилот, сбивший первый самолёт противника ещё в 44-м над Белоруссией. Здесь он тоже был убийственно точен. Тезяев спокойно вышел на позицию выше «Приватира» и отстрелялся.

Американцам оставались считаные минуты до границы. Но у них не было этих минут: после очереди 23-миллиметровых пушек Тезяева «Приватир» свалился в облака. Больше никто никогда не видел людей из этого экипажа. Через пару часов другой лётчик заметил масляное пятно на поверхности моря.

Тезяев

Тезяев

Поисковая операция началась немедленно, причём её вели и советские, и американские корабли и самолёты. Британский сухогруз и шведские моряки по отдельности друг от друга подобрали два спасательных плотика с погибшей «Черепахи». Людей на них не оказалось.

Поначалу американцы утверждали, что погиб частный пассажирский самолёт, летевший в Швецию. Но валять дурака Пентагон прекратил быстро: речь шла о разведчике. Стали известны имена членов экипажа.

Уничтожение «Приватира» породило массу слухов — тем более что от самолёта остались лишь пустые спасательные плоты и пара небольших обломков. «Лётчики живы и попали в ГУЛАГ!» «На борту сбитого самолёта была атомная бомба, которую заполучил СССР!» «Из Балтийского моря выловлены тела некоторых членов экипажа!» Подтверждений эти истории не нашли, дипломаты обменялись нотами, а инцидент вскоре был заслонён другими событиями той бурной эпохи. Американцам пришлось изменить правила разведывательных полётов и вести себя куда осторожнее. А события апрельского вечера 1950 года остались в истории как первый настоящий воздушный бой холодной войны.

Члены экипажа сбитого «Приватира». Томас Берджесс, Джон Фетт, Ховард Зешаф

Члены экипажа сбитого «Приватира». Томас Берджесс, Джон Фетт, Ховард Зешаф

Подобные инциденты быстро стали обычными. Началась Корейская война, в которой советские и американские летчики сражались уже массово, но погибнуть можно было и далеко за пределами театра боевых действий. В 1950 году произошел малоприятный инцидент, когда американские самолеты атаковали советский военный аэродром, безнаказанно уничтожив самолет и повредив еще шесть. На сей раз, что удивительно, американцы признали инцидент, объявив его причиной ошибки навигации. А в 1952 году над мысом Гамова на Дальнем Востоке состоялся групповой бой истребителей, в котором русские потеряли три самолета и сбили одного американца.

Одной из ключевых проблем русских была слабость радиолокационной сети над свеерной границей. Связано это с грандиозной протяженностью Сибири: завесу из РЛС начали возводить только в середине 50-х годов. Поэтому в американских штабах возникла идея воздушного нападения через Северный Полюс. Правда, эта затея тоже не была реализована.

Сдержанность американцев объясняется главным образом четким пониманием: такое вторжение не окажется избиением младенцев. Несмотря на постоянное усовершенствование самолетов-разведчиков, техника и люди непрерывно терялись под ударами так же быстро обновляемого парка ВВС и ПВО СССР. На жестокость этой не афишируемой войны не влияли даже формальные акты миролюбия. Например, один советский транспортник, летевший без оружия во Владивосток из Порт-Артура, сбили прямо в день подписания перемирия в Корейской войне. Ответ не заставил себя долго ждать: через два дня МиГи уничтожили еще один разведчик севернее Владивостока.

Бойцы этой войны сражались в обстановке строгой секретности. Вдова одного из американских летчиков, например, была уверена, что ее муж занимается разведкой погоды. О происходящем обычно становилось что-то известно, когда обломки очередного самолета выбрасывало на берег какого-нибудь острова в Тихом океане. Не только пресса, но даже крупные чиновники не знали точно, с каким напряжением ведутся операции в воздухе. Характерный случай произошел в 1954 году. Советские истребители сбили очередного разведчика, один из членов экипажа погиб, других долго вылавливали из Японского моря спасатели. В прессе США началась бурная кампания: СССР обвиняли в уничтожении беззащитного мирного самолета, а к президенту США Эйзенхауэру обратились сенаторы с требованием разорвать дипломатические отношения с Союзом. Однако «Айк» был в курсе, что погиб именно военный разведчик, и ему удалось спустить на тормозах эту мрачную историю.

Частые инциденты с уничтожением самолетов заставили американцев искать неортодоксальные решения. Среди прочего примечательна попытка использовать аэростаты с фотоаппаратурой. Правда, эта затея потерпела полное фиаско: более 90% из 516 запущенных аэростатов рухнули или были сбиты.

Нервозности добавляли тщательно скрываемые, но известные первым лицам инциденты с ядерным оружием. Из-за несовершенства тогдашней техники и человеческого фактора происшествия следовали одно за другим. В 50-е годы в США случилось сразу несколько серьезных происшествий с самолетами-носителями ядерного оружия. Бомбы ни разу не приводились в боевое положение, поэтому, собственно, ядерных взрывов не случалось, однако самолеты с атомным оружием на борту врезались в землю во время учений, падали из-за неполадок в двигателях, атомные бомбы сбрасывали экипажи, чтобы обезопасить себя, несколько раз взрывалось неядерное содержимое бомб. В 1958 году произошел и вовсе трагикомичный инцидент: во время полета в американском бомбардировщике сработала система предупреждения о неисправности механизма сброса. Штурман пошел в бомбовой отсек и случайно зацепился за устройство для экстренного сброса бомбы. Весившая три тонны адская машина устремилась к земле, а сам штурман только чудом не последовал за ней. Атомная бомба упала аккурат на огород фермера из Южной Каролины, а неядерная взрывчатка детонировала, разнеся вдребезги детскую беседку. Только огромное везение уберегло всех причастных к инциденту от гибели.

Однако конструкторы и военные не унывали, и продолжали совершенствовать технику. После серии случаев, когда самолеты-разведчики сбивались или возвращались, измочаленные зенитными снарядами, на американской стороне задумались о создании высотного разведчика, который был бы способен проникать глубоко на территорию СССР без риска безвременной гибели. Таким самолетом стал знаменитый U-2. Проект действительно оказался исключительно удачным: оснащенные мощнейшей оптикой, разведчики пролетали на высоте 20 км даже над Москвой, Киевом, Бобруйском. Засечь их удавалось, но вот сбить – нет. Ноты МИД СССР стоически игнорировались. В 1958 году, правда, чуть не вышел конфуз, причем на сей раз действительно непреднамеренно: на территорию СССР залетел транспорт с сотрудниками ЦРУ на борту. Разведчики, как ни странно, были действительно ни при чем: летели они в Пешавар и границу нарушили непреднамеренно. Но при себе ЦРУшники имели планы разведывательных полетов над СССР. Тогда репутация Белого Дома не слишком пострадала: документы ЦРУшники сожгли раньше, чем до них добрался КГБ. Однако 1 мая 1960 года ПВО СССР, наконец, добилась успеха: вылетевший для съемки Байконура U-2 был сбит зенитным огнем на высоте 21,7 км. Взрыв зенитной ракеты оборвал хвост, так что пилоту Пауэрсу пришлось спасаться на парашюте – очень вовремя, потому что как раз в этот момент в его падающий самолет попала вторая ракета.

Пауэрс и его самолет

Пауэрс и его самолет

Русские выждали несколько дней, в течение которых в США ломали голову над тем, что им известно о пропавшем разведчике. За это время НАСА успела сделать несколько заявлений по поводу гражданского самолета, якобы проводившего метеорологическую разведку в районе озера Ван и заблудившегося. Однако 7 мая Хрущев обрушил на своих визави скалу, объявив, что летчик жив и находится в руках контрразведки. На фоне предыдущих сообщений НАСА новость произвела сильный эффект, тем более, что генсек продемонстрировал и обломки разведывательной аппаратуры. До сих пор можно было уверять, что самолеты случайно попадают в воздушное пространство СССР, но Пауэрс приземлился на Урале. Полеты U-2 прекратились, президент США Дуайт Эйзенхауэр признал разведывательные полеты над советской территорией, а Пауэрса вскоре обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. Однако U-2 еще было суждено попасть в центр внимания во время Холодной войны. В 1962 году во время Карибского ракетного кризиса американцы вели интенсивное наблюдение за советскими военными объектами на Кубе. Советские зенитчики на острове ожидали вторжения, а оперативно связаться с генералом Плиевым, командующим советским контингентом на Кубе, не удалось. Поэтому командир зенитного дивизиона принял решение самостоятельно и двумя ракетами уничтожил самолет. В США пришли в ярость: советники Кеннеди начали предлагать начать вторжение на Кубу, но тот сумел охладить горячие головы: операция неизбежно привела бы к обмену ядерными ударами.

U-2

U-2

С 60-х годов вторжения в воздушное пространство СССР стали заметно реже. С одной стороны, развитие космонавтики привело к появлению разведывательных спутников: задания, которые раньше выполняли живые пилоты, теперь ложились на плечи автоматики на орбите. С другой – развитие ПВО делало такие рейды слишком опасными. За время противостояния СССР и США американцы потеряли более 160 летчиков, причем 136 авиаторов остаются пропавшими без вести. Советские потери оказались существенно ниже: наши летчики чаще всего вступали в бой над своей территорией, что давало им серьезные преимущества. Как и в наши дни, международная политика эпохи противостояния сверхдержав ХХ века велась жесткими средствами и была сопряжена с риском и нешуточными людскими потерями.

Все, что в воздухе - враг. Столкновения Холодной войны

источник: https://vk.com/@norinea-vse-chto-v-vozduhe-vrag-stolknoveniya-holodnoi-voiny

Евгений Норин
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account